Руководитель организации - человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель - влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации.
В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть. Во всех организациях для достижения эффективного функционирования необходимо надлежащее применение власти.
Власть может принимать разнообразные формы.
Согласно классификации основ власти, имеется пять основных форм:
Власть, основанная на принуждении |
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. |
Власть, основанная на вознаграждении |
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. |
Экспертная власть |
Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить потребность. |
Эталонная власть |
Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. |
Законная власть |
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или ее долг - подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью. |
В некоторых ситуациях подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них в таких вопросах, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях, влияние, которое подчиненные могут оказывать на своих коллег, и способность подчиненных выполнять задания.
|
|