Цена - это денежное выражение стоимости товара, служащая для оценки затрат общественно необходимого рабочего времени и характеризующая количественное соотношение спроса и предложения.
Цены имеют множество разновидностей.
Цены бывают оптовые, розничные, договорные, биржевые, сметные, ступенчатые, аукционные, внутренние, прейскурантные, регулируемые, базисные и др.
В условиях конкуренции цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения. Современная рыночная конкуренция предполагает большое количество продавцов и покупателей, имеющих полную информацию о ценах, свободно продающих и покупающих товары, идентичные с точки зрения качества.
Спрос - это количество товаров и услуг, которое покупатели согласны купить по возможным ценам в данное время и в определенном месте. Спрос находится в обратной зависимости от цены. Чем выше цена единицы товара, тем меньше спрос на данный товар. Зависимость изменения спроса от изменения цены называется эластичностью спроса по цене.
Предложение - это количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по возможным ценам в данное время в конкретном месте. Предложение находится в прямой зависимости от цены: чем выше цена единицы товара, тем больше товаров производители согласны произвести и продать. Зависимость изменения предложения от изменения цены называется эластичностью предложения по цене.
Цена, по которой заключается реальная сделка, называется ценой равновесия или рыночной ценой. Эта цена, при которой спрос точно равен предложению. Графически цену равновесия можно представить как точку пересечения кривой спроса и кривой предложения.
Изменения в спросе и предложении влекут за собой изменения цены равновесия. При прочих равных условиях увеличение в спросе приводит к росту цены равновесия, уменьшение в спросе - к ее снижению. За увеличением в предложении следует снижение цены равновесия, за уменьшением -рост.
Цены играют роль регуляторов в рыночной экономике. Рост цены стимулирует наращивание производства, но влечет за собой падение спроса. Обратное справедливо при падении цен. Цены служат, таким образом, сигналами для производителей и покупателей, направляя экономику к состоянию равновесия.
Цена - наиболее важный показатель для фирмы, так как ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров и услуг. Помимо этого, цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товаров, поэтому она очень важна для установления отношений между фирмой и товарными рынками.
Постановка целей является одной из основных частей разрабатываемой фирмой рыночной стратегии, и так как эта стратегия, в свою очередь, базируется на долгосрочном плане коммерческой работы, в котором ценам отводится центральное место, то ясно, что при принятии своих текущих оперативных решений по ценам коммерческий директор должен руководствоваться основными принципами этой стратегии. С учетом этого роль цены каждого определенного товара может быть рассмотрена с точки зрения краткосрочного или долгосрочного получения прибыли или другой цели, которую ставит перед собой фирма.
Установление долгосрочных уровней цен является очень важным делом, поскольку в результате инфляции постоянно происходят изменения абсолютных уровней цен, в то время как изменение относительного соотношения цен может происходить довольно часто.
Развитие международной торговли расширило практику применения видов цен на внутреннем рынке. К их числу относятся:
1. твердое фиксирование цен на весь период действия контракта,
2. цены с фиксацией по годам,
3. скользящие цены, состоящие из базовой величины и меняющихся издержек производства и стоимости сырья и топлива,
4. ступенчатые цены, устанавливаемые в зависимости от технических параметров продукции.
15 Бизнес-план предприятия
В коммерческой деятельности важно планирование на долгосрочную перспективу. Предпринимательство представляет собой процесс непрерывного принятия решений, которые базируются на общей цели с получением максимального эффекта.
Апробированным вариантом принятия оптимальных решений является составление бизнес-плана. Срок, на который разрабатывается подобный план, составляет 1 - 5 лет. В бизнес-плане формулируются цели и задачи, оценивается выгодность плана, возможное привлечение финансовых партнеров. В бизнес-плане анализируются проблемы, с которыми может столкнуться фирма при реализации проекта и определить способы решения этих проблем.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления. Очевидно, что чем крупнее фирма, тем сложнее ее функциональная деятельность, тем полнее и обоснованнее разработка разделов плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем такой же план крупного производства.
Состав и структура бизнес-плана также зависит от размеров предлагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия. Поскольку чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество его сегментов необходимо учитывать, а наличие большого количества конкурентов требует изучения наиболее крупных из них, их товаров и услуг, что требует усложнения структуры бизнес-плана. Особенно важные для предприятия сегменты рынка или наиболее важные конкуренты могут быть вынесены в особый раздел плана для более пристального изучения.
В зависимости от цели составления бизнес-плана (в качестве плана обоснования инвестиций, для финансовых партнеров, привлечения партнеров, контрактов с персоналом фирмы) разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана.
Однако, как правило, в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия и удовлетворения им потребностей рынка, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения фирмы на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируется финансовый проект дела, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.
Резюме бизнес-плана, как правило, пишется после того, как составлен весь план. Он представляет собой рекламу проекта и должен быть так написан, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора или партнера. В этом разделе должны быть кратко, четко и убедительно изложены основные положения предполагаемого проекта - чем будет заниматься создаваемое предприятие, сколько средств потребуется в него вложить, какой ожидается спрос на его продукцию и почему предприниматель считает, что его предприятие добьется успеха.
Бизнес-планы. Бизнес-план является документом при предоставлении кредита, а также обоснованием проведения мероприятий отраслевого или внутрифирменного характера.
Бизнес-план - документ, разъясняющий и обосновывающий основные факторы коммерческого мероприятия. В нем производится анализ возникающих проблем, методы и порядок их преодоления, рассчитывается система показателей для оценки состояния реализации дела, отражается эффективность проекта.
Структура бизнес-плана включает:
- резюме, разъясняющее преимущество проекта и финансовые результаты его реализации;
- конфиденциальный меморандум;
- описание предприятия и отрасли;
- основная часть бизнес-плана состоит из 10 разделов, к которым относятся:
1. Описание товара (услуги), ради чего затевается проект и факторы, обеспечивающие конкурентоспособность.
2. Определение рынков сбыта, оценка потенциальной емкости рынка, доли в нем изготавливаемой продукции, прогноз объемов продаж и цен товаров (услуг).
3. Информация о возможных конкурентах (качество товаров и цена).
4. Основные элементы маркетинга (схема распределения товаров, особенности ценообразования, методы стимулирования продаж).
5. План производства.
6. Организация дела в целом и работы персонала.
7. Юридический план, определяющий организационно-правовую форму проекта.
8. Оценка и прогнозирование риска.
9. Финансовый план, обобщающий результаты расчетов в стоимостном выражении.
10. Стратегия финансирования, источники получения средств и возврат средств инвестором.
В плане производства указываются производственная программа, объем продаж, потребность в персонале и заработной плате, себестоимость.
В финансовом разделе отражается срок окупаемости проекта, точка безубыточности или порога рентабельности, коэффициент текущей ликвидности, анализ чувствительности проекта.
Многие банки просят внести при выдаче кредита дополнительные разделы в бизнес-планы, в частности, личностные характеристики руководителей акционерного общества, включая биографии, экологическую и нормативную информацию, контракты, лицензии, патенты и др.
16 Сущность концентрации, монополии и олигополии
Концентрация производства - это процесс постепенного сосредоточения выпуска продукции на более крупных предприятиях и технологических линиях.
Концентрация производства может проявляться в различных формах, характеризоваться различными количественными и качественными показателями.
В настоящее время концентрация производства осуществляется в 3-х основных формах:
организация универсальных предприятий, на которых концентрируются разнородные производства. Эта форма характерна для отдельных предприятий стеновых материалов, местных вяжущих и гидроизоляционных материалов, нерудных строительных материалов. Экономия здесь достигается за счет сокращения расходов по обслуживанию и управлению предприятий;
- концентрация производства технологически однородной продукции
(создание специализированных предприятий). Это более высокая и наиболее типичная форма концентрации в ПСМ;
- концентрация производства на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия, комбината.
Уровень концентрации характеризуется тремя показателями в расчете на одно предприятие:
- объемом выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении;
численностью работающих;
- стоимостью основных фондов.
Экономическая целесообразность концентрации заключается в сосредоточении производства на крупных предприятиях, что приводит к экономии живого и овеществленного труда, т.е. в повышении производительности труда, в экономии капитальных вложений на единицу продукции, снижении затрат на производство за счет уменьшения косвенных расходов на единицу выпуска.
Однако оптимальный размер предприятия требует специального обоснования в каждом конкретном случае.
Для промышленности характерно постепенное рациональное сочетание крупных, средних и малых предприятий. Это обусловлено рядом объективных причин:
- грузоемкостью и материалоемкостью продукции; увеличением расходов на транспортировку;
- размещением сырьевой и топливно-энергетической базы (мощность предприятий может оказаться больше, чем мощность местной сырьевой базы);
- увеличением срока строительства крупного предприятия по сравнению с небольшим (приводит к временному замораживанию капитальных вложений).
Для проведения политики по развитию конкуренции и предпринимательской деятельности издан закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
В зависимости от числа продавцов (покупателей) конкуренцию называют совершенной и несовершенной.
Конкуренция и монополия - это антиподы в экономическом смысле.
Несовершенная конкуренция может быть чистой монополией и олигополией.
При натуральной монополии фирма является одиночным производителем продукта в своей отрасли или территории. Олигополией называется несколько крупных фирм в производстве одного продукта на рынке.
Третьим вариантом несовершенной конкуренции является дифференциация продукции при наличии множества производителей и продавцов изделий однотипного назначения. Продукция может иметь различия в сорте, торговой марке, оформлении и других параметрах.
Особенностью олигополии является функционирование на рынке фирм-конкурентов, которые находятся во всеобщей зависимости, что отражается на ценовом поведении. Ценовое приспособление фирм-олигополистов друг к другу начинается со снижения цен, но затем начинается этап повышения цен и совместной максимизации прибыли. Однако в конечном счете олигополия способствует конкуренции, снижению издержек производства и цен, что соответствует интересам потребителя.
17 Особенности маркетинга в отрасли ПСМ
Слово «маркетинг» происходит от английского «market» (рынок) и означает деятельность в сфере рынка. В дальнейшем сфера действия маркетинга охватила не только сбытовую, но и производственную деятельность.
Маркетинг в промышленности строительных материалов наряду с общими закономерностями, характерными для любых видов производств и изготавливаемой продукции, имеет определенные особенности.
Отрасль выпускает более 100 видов продукции, а с учетом модификации это число по отдельным наименованиям возрастает в 14-15 раз.
Основной причиной этого является широкая взаимозаменяемость изделий. Например, при определении потребности в материалах для полов, возможное замещение оценивается по всей палитре конкретных изделий, в том числе:
- паркет штучный и мозаичный,
- паркетная доска,
- половая доска,
- ламинат,
- гранитные плиты,
- метлахская доска,
- линолеум,
- бетонные полы,
- асфальтовые полы,
- металлическая плитка,
- элементы фигурного мощения из песчаного бетона,
- брекчевидные полы,
- земляные полы.
Определение общей потребности в материалах, а затем по каждому из составляющих относится к наиболее сложным и трудоемким видам экономических расчетов.
Другим характерным примером, показывающим широкую вариабельность обеспечения рынка, являются кровельные материалы. Так, потребность территории в конкретных видах кровли предусматривает 14 видов продукции:
- асбестоцементные листы,
- металлочерепица,
- цементно-песчаная черепица,
- мягкая кровля (толь, рубероид, пергамин),
- жидкие кровельные материалы,
- дранка,
- гонт,
- сланец (плитка),
- шинглс (плитки),
- плоские металлические листы,
- кровельные металлические листы,
- ондулин,
- медный лист,
- алюминиевый лист.
При расчете потребности используются различные отчетные данные прошлых лет, рост объектов строительства по видам: жилищному, промышленному, офисному, культурно-бытовому, коммунальному, коттеджному, капитальному ремонту.
Значительный диапазон взаимозаменяемости характерен для теплоизоляционных материалов.
Взаимозаменяемыми являются все конструктивные элементы зданий: стены наружные и внутренние, элементы каркаса, перекрытия и покрытия, фундаменты, лестничные марши площадки, ограждения балконов и лоджий, оконные и дверные блоки и др.
Сокращение объема инвестиции и строительно-монтажных работ временно создало избыток строительных материалов, составляющих более 2/3 себестоимости строительно-монтажных работ. Отрасль в целом и отдельные фирмы оказались не готовы к такому положению. Затоваривание производства происходило не только вследствие снижения капиталовложений, но и недостаточного опыта в реализации строительных материалов на территории РФ, в особенности из-за отсутствия опыта маркетинговой деятельности.
Маркетинг следует рассматривать в условиях рынка как главную хозяйственную функцию фирмы, как системный переход к производственно-сбытовой деятельности; ему должна быть подчинена вся деятельность предприятия. Нет единой для всех универсальной системы маркетинга. Особенности товара, условий производства и реализации всегда будут отличаться в практических мерах осуществления маркетинга.
Расширение объема продаж в условиях конкуренции, необходимости детального знания рынка и потребителей дает возможность увеличения прибыли. Жизнеспособность предприятия обеспечивается лишь в случае, если производимая продукция соответствует запросам рынка и конкретных потребителей. Сбыт стал играть основную роль, а не производство.
Особенно важна роль первого административного лица, которое должно быть профессионалом и компетентным в своей области, то есть эффективным собственником. Переход от административных к маркетинговым методам хозяйствования становится определяющим звеном изменения всей системы управления фирмой.
С учетом материальных возможностей каждой семьи и каждого члена общества целью маркетинга является: максимально возможное общее высокое потребление, в том числе конкретных товаров, в сочетании с максимально широким выбором, что повышает качество жизни.
Основными принципами маркетинга являются:
1. Ориентированность на достижение конкретных конечных результатов: прибыль, расширение рынка, укрепление конкурентных позиций и др.
2. Ориентация на долговременный результат.
3. Проведение целевой производственной и сбытовой политики, направленной на удовлетворение потребности потребителей при одновременном формировании покупательского спроса.
4. Способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям.






