Экономическая природа фирмы. Формы собственности. Типы организационно-правовых форм предприятий: преимущества и недостатки

Фирмы (предприятия) представляют собой важнейшие производные единицы экономики. Они объединяют материальные и человеческие ресурсы с целью производства всего многообразия товаров, необходимых потребителям. Центральной фигурой фирмы является предприниматель, который жолжен не только уловить изме-ия в потребностях людей, но и организовать пр-во и упр-ие в фирме наилучшим образом. Приобретая на рынке ф-ры пр-ва, фирмы несут издержки. Соединив рес-ы и произведя продукцию, компании реализуют ее на рынке и получают доход. Показателем эффективности компании (фирмы) является ее прибыль, которая представляет собой разность м/у выручкой (валовым доходом) и издержками. Главная цель, кот-ую ставит перед собой фирма – достижение макс. прибыли.

Поведение фирмы непосредственно связано с конкретными формами рынка, на которой она действует. Если действия компании не могут изменить цены на продукцию и используемые ресурсы, то фирме остается лишь искать такую комбинацию факторов, которая сведет к минимуму издержки пр-ва и позволит максимизировать прибыль. Если же фирма способна воздействовать на рыноч.цены, то увеличение разницы м/у выручкой и издержками м.б. достигнуто за счет повышения цен на выпускаемую продукцию и снижения цен на ресурсы. Она является важнейшей составной частью теории рынка, т.к. позволяет перейти к решению глобальных вопросов каким образом решения отдельных фирм о ценах и объемах продукции воздействуют на формирование рыночного предложения и рыночной цены.

Цикл жизни предприятия (фирмы) – это определенный период времени, в течении которого она обладает жизнеспособностью на рынке.

Выделяют 4 стадии жизненного цикла фирмы: 1) выход на рынок; 2) рост; 3) зрелость; 4) упадок.

1 стадия – процесс создания и становления предприятия.

Целевая установка – выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж.

2 стадия – проведение активной рыночной экспансии, т.е. наращивание темпа роста продаж.

Целевая установка – расширение рыночной экспансии, т.е. расширение производственных мощностей, захват рынков.

3 стадия – максимизация валовой выручки, рост прибылей.

Целевая установка – борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на 2-й план по сравнению с сокращением издержек.

4 стадия – снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли вплоть до возникновения убытков.

Целевая установка – целью предприятия становится либо продолжение его операций в течении определенного периода времени для минимизации убытков, либо выживание на рынке с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Организационно-правовые формы предприятий:

1) Полное товарищество – полным признается товарищество, участником которого в соответствии с заключенным м/у ними договором занимается предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязанностям принадлежащим им имуществом. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Как правило, каждый участник товарищества (полного) имеет один голос. Собственники несут ответственность всем своим имуществом, а не только той частью, которую они поместили в предприятие. Полные товарищества сосредоточены в небольших по размерам предприятиях, т.к. их деятельность легко контролируется их участниками.

2) Товарищество на вере (коммандитное тов-во) – это тов-во, в кот-ом наряду с участниками, осуществляющими от имени тов-ва предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательвам товарищества своим имуществом (полным товариществам), имеется один или несколько участников – вкладчиков (коммандистов), которые несут риск убытков связанных с деятельностью тов-ва, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают чуастия в осуществлении тов-вом предпринимательской деятельности. Она характерна для более крупных предприятий.

3) ООО – Общество с Ограниченной Ответственностью – таковым признается общ-во учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных размеров учредительными документами. Уставной капитал ООО сост-ся из стоимости вкладов его уч-ков. Уч-ки ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Наиболее распространенное среди мелких и средних предприятий.

4) АО (акционерное общество) – акц.общ-вом признается общ-во, уставной капитал которого разделен на определенное число акций. АО, участники кот-го могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия др.акц-ов признается открытых (ОАО). Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемы им акции и их свободную продажу на усл-ях, установленных з-ном. АО, акции кот-го распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (ЗАО). Высшим орг-ом упр-ия АО явл-ся общее собрание акционеров. Преимущества АО: 1) возм-ть мобилизации больших финансовых ресурсов; 2) возм-ть быстрого перелива финансовых средств из одной отрасли в другую; 3) право свободной передачи и продажи акций, обеспечивающее существование компании независимо от изм-ия состава акционеров; 4) ограниченная ответственность акционеров; 5) разделение фун-ий владения и управления. Правовая форма АО предпочтительна для крупных предприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: