Анализ уровня жизни инвалидов в г. Казань

Инвалидность означает нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности человека и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Изучим качественный состав инвалидов в Республике Татарстан, в разрезе групп инвалидности.

Таблица 1

Инвалидность населения – численность лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами.

           
Всего:          
человек          
Инвалиды I группы          
Инвалиды II группы          
Инвалиды I IIгруппы          

По данным Татарстанстата

Как видно из табл. 1, в численности лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, имеется явная тенденция к снижению. При этом число инвалидов I-й группы повышается, а II-й группы – снижается. Число инвалидов III-й группы изменялось незначительно.

В общую численность инвалидов включаются инвалиды, состоящие на учёте и получающие пенсию в органах социальной защиты населения и дети-инвалиды, состоящие на учёте в органах здравоохранения.

Таблица 2

Численность инвалидов, состоящих на учете (на 1 января; человек).

           
Численность инвалидов:          
Всего, человек          
На 1 000 населения 85,0 86,2 86,1 85,7 84,9
Из них численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии:          
Всего, человек          
На 10 000 детей 191,5 192,2 192,0 192,3 193,1

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан

За период с 2009 года по 2013 год общая численность инвалидов изменялась ежегодно. Большое повышение численности было в промежуток с 2009 года до 2010 года – почти на 5 000 человек, это связано с тем, что в 2009 году были введены дополнительные льготы, и большое количество человек решило оформить состояние своего здоровья. Начиная с 2011 года и по настоящее время наблюдается снижение общей численности инвалидов. Численность детей-инвалидов колебалось незначительно и оставалось на уровне 192-193 ребенка-инвалида на 10 000 детей.

В табл. 3 отображено распределение численности лиц в возрасте 18 лет и старше, которые впервые признанны инвалидами, по причинам инвалидности. Как видно из рисунка, больше всего впервые признанных инвалидами в возрасте 18 лет и старше в связи с болезнями системы кровообращения. Но и эта цифра имеет тенденцию к снижению.

Увеличивается число лиц, впервые признанных инвалидами в связи с болезнями уха и в связи с последствиями производственных травм.

Таблица 3

Распределение численности лиц в возрасте 18 лет и старше, впервые признанных инвалидами, по причинам инвалидности.

           
Всего признано инвалидами          
из них в связи с:          
туберкулезом          
злокачественными новообразованиями          
болезнями эндокринной системы          
психические расстройства          
болезнями нервной системы          
болезнями глаза          
болезнями уха          
болезнями системы кровообращения          
болезнями органов дыхания          
болезнями органов пищеварения          
болезнями костно-мышечной системы          
последствиями травм, отравлений и других воздействий внешних причин          
последствиями производственных травм          
профессиональными болезнями          

По данным отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан

На табл. 4 отображено количество учреждений для престарелых и инвалидов, по данным Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Татарстан. Здесь мы так же видим тенденцию к снижению числа таких учреждений, при этом, в связи с улучшением демографической ситуации в республике, количество мест на 10 00 человек увеличилось. Число учреждения для детей-инвалидов не изменялось.

Таблица 4

Стационарные учреждения социального обслуживания престарелых и инвалидов (взрослых и детей) (на конец года).

           
Число учреждений для престарелых и инвалидов, всего          
в них:          
мест, единиц          
проживающих, человек          
на 10 000 человек населения, мест 12,4 12,1 11,8 12,9 13,0
число учреждений для престарелых и инвалидов (взрослых)          
в них:          
мест, единиц          
проживающих, человек          
число учреждений для детей-инвалидов          
в них:          
мест, единиц          
проживающих, человек          

По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Медико-социальная экспертиза является важным элементом системы обеспечения инвалидам условий для преодоления ограничений жизнедеятельности, направленных на создание им равных возможностей для участия в жизни общества. В 2011-2012 годах к Уполномоченному по правам человека в РТ поступали обращения инвалидов по вопросам организации условий проведения процедуры освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы г. Казани, здания которого до середины 2012 года были рассредоточены по всему городу, зачастую располагаясь в плохо оборудованных и неотремонтированных помещениях. Однако уже в 2013 году новое 9-этажное здание ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан", открывшееся в рамках модернизации государственной системы медико-социальной экспертизы, позволило проводить процедуры освидетельствования жителей г. Казани и близлежащих районов республики в современных комфортабельных условиях, поскольку все помещения максимально адаптированы к нуждам людей с ограниченными возможностями здоровья - имеются пандусы, просторные лифты, специальные санузлы, один из этажей предназначен для освидетельствования детей.

Сложившаяся в Республике Татарстан система социальной поддержки населения включает в себя предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и республиканским законодательствами, различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, ряд дополнительных мер детям и семьям с детьми.

За предыдущие четыре года численность граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки в системе социальной защиты населения, возросла на 16 процентов и составляет свыше 1,5 млн. человек, бюджетные ассигнования на реализацию этих мер возросли на 42 процента. Основные направления деятельности в Республике Татарстан, обеспечивающие реализацию принятых публичных нормативных обязательств и модернизацию сложившихся систем мер социальной поддержки граждан и социального обслуживания населения, определены Государственной программой Республики Татарстан "О социальной поддержке населения" на 2014-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.12.2013 N 1023.

В целях повышения доступности услуг в части социальных выплат широкому кругу получателей на Портале государственных и муниципальных услуг Республики Татарстан реализована возможность подачи гражданами заявлений в электронном виде на предоставление пяти наиболее востребованных социальных выплат: ежемесячной денежной выплаты на проезд пенсионерам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, назначение ежемесячного пособия на ребенка.

Задачи органов исполнительной власти республики в сфере повышения эффективности социальной поддержки отдельных групп населения реализуются путем усиления адресности государственной социальной помощи, совершенствования процедур проверки нуждаемости граждан, внедрения современных социальных технологий оказания помощи, в том числе системы социальных контрактов.

Повышению доступности государственных услуг в социальной сфере будет способствовать упрощение механизмов их предоставления и переход на предоставление государственных услуг в электронной форме. Применение информационных технологий в организации процесса предоставления мер социальной поддержки позволит исключить необходимость непосредственного обращения граждан в организации, сократить число многократных хождений граждан в органы социальной защиты, своевременно и обоснованно осуществлять выплаты.

За два года на реализацию программы "Доступная среда" в Татарстане было потрачено более 1,4 млрд рублей. Бюджетные деньги освоены, но передвижение в городах региона для людей с инвалидностью - это по-прежнему борьба с препятствиями. Внешне изменения есть, но на самом деле созданная якобы для маломобильных групп населения инфраструктура выполняет только декоративные функции - этими пандусами невозможно пользоваться, а подъемные лифты не работают.

По данным анализа Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, в Казани проводят свободное время так, как они хотят, только 46% людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 30 лет. 42% испытывают трудности, связанные с адаптированностью для них городской среды, а более 11% - вообще не имеют возможности самостоятельно выйти из дома

За время действия программы в республике было адаптировано 264 объекта сферы здравоохранения, культуры, спорта и образования.

Проведены работы на пешеходных переходах по понижению бортового камня и укладке тактильной плитки, адаптированы 1710 подъездов, в которых проживают инвалиды-колясочники, в многоквартирных домах.

В Казани произошел ряд изменений, связанных с реализацией программы «Доступная среда» и подготовкой к Универсиаде. Однако Казань не стала городом, открытым и доступным для всех. В частности, откидные пандусы в подъездах, установленные в рамках программы, не могут использоваться людьми с инвалидностью самостоятельно вследствие значительного веса и несоответствия нормативам.

Даже такие социально значимые объекты, как поликлиники, не приспособлены для людей, использующих коляски. Тротуары и пешеходные дорожки на некоторых отремонтированных улицах, включая территорию непосредственно у станций метро, вообще не оборудованы съездами на проезжую часть. Большая часть лифтов, установленных в надземных пешеходных переходах, до сих пор не работает.

Все это означает, что родители с детскими колясками и люди, испытывающие трудности при передвижении, сталкиваются с серьезными проблемами, а значительная часть людей с инвалидностью вообще не имеет возможности самостоятельно передвигаться по городу. Люди все так же заперты в своих квартирах и домах.

Недоступным для людей с инвалидностью из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры остается и образование. Учреждения, где люди с ограниченными возможностями могут получить среднее образование, находятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Бугульме. Но даже специализированные образовательные учреждения для них не приспособлены - людям с инвалидностью трудно попасть и в учебные здания, и в общежития. В рамках создания среды для инклюзивного образования в этом году в республике были адаптированы 13 школ.

Напомним, по стандартам Минобразования России 20% образовательных учреждений должны быть доступны инвалидам. В республике 1503 школы, 20% от них - около 300 школ.

Всего в Татарстане проживают 313,3 тыс. людей с инвалидностью, и более 1 млн человек относятся к маломобильным группам населения: родители с детскими колясками, временно нетрудоспособные и пенсионеры.

Более 72 тыс. людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте, из них 30 тыс. человек работают. В службы занятости ежегодно обращаются порядка 6,5-8 тыс. инвалидов.

С 2006 года места для людей с инвалидностью на татарстанских предприятиях квотируются. В 2013 году их число составило 347.

Казанский центр занятости населения в декабре провел специализированную ярмарку вакансий для горожан с ограниченными физическими возможностями. По словам специалиста центра, по состоянию на 1 декабря на учете состоят 494 инвалида, из которых 43,3% - женщины и 56,7% - мужчины. Людям с инвалидностью все же довольно трудно реализовать себя из-за особых условий на рабочем месте, которые им необходимы, но создать их могут не все работодатели.

За содействием в трудоустройстве за это же время обратились 1184 человека, нашли работу 654 из них.

Формирование доступной для инвалидов среды, несмотря на существующую нормативную базу, находится пока на недостаточном уровне. Все это вызывает замкнутость жизни инвалидов, равнодушие со стороны сограждан.

В республике действует Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов (далее ТРО ВОИ), созданная в июне 1988 г.

Организация насчитывает в своем составе 42 000 членов, которые объединены 42 местными и 612 первичными организациями. В составе ТРО ВОИ действуют 37 функциональных подразделений: клубов по интересам, творческих коллективов, комитетов, советов и др.

Согласно Устава ТРО ВОИ и Устава ВОИ главными целями деятельности являются:

- защита прав и интересов инвалидов;

- достижение инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества;

- интеграция инвалидов в общество.

Основными задачами деятельности ТРО ВОИ являются:

- содействие формированию позитивного отношения общества к инвалидам, информирование общества о положении инвалидов;

- осуществление на региональном уровне собственных и совместных с другими структурами и организациями программ по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, а также благотворительных программ;

- создание предприятий в решении вопроса трудоустройства инвалидов, участие в их деятельности и др.

ТРО ВОИ, имея представительство в Парламенте Республики Татарстан, ведет активную законотворческую деятельность как на республиканском, так и на федеральном уровнях. По инициативе ТРО ВОИ Государственным Советом Республики Татарстан регулярно рассматриваются вопросы различных сторон жизнедеятельности инвалидов.

По инициативе ТРО ВОИ 25 марта 2011 г. Комитетом по экономике и инвестициям Государственного Совета Республики Татарстан, Комитетом по социальной политике Государственного Совета Республики Татарстан совместно с Общественной палатой Республики Татарстан были проведены общественные слушания на тему «О государственной поддержке предприятий общественных организаций инвалидов», на которых были приняты важные и очень нужные рекомендации.

В части реализации своих целей и задач ТРО ВОИ ведет деятельность, основной частью которой является реализация проектов, направленных на организацию помощи своим членам, обучающую и просветительскую работу среди своих членов и местных организаций. ТРО ВОИ в рамках деятельности ВОИ принимает участие в проведении всероссийских мониторингов по различным вопросам жизнедеятельности инвалидов. Результатом социальных исследований является обобщенный материал, который направляется в государственные инстанции РФ для учета в работе.

ТРО ВОИ является инициатором проведения научно практических конференций различного уровня. В сентябре 2012 года ТРО ВОИ при поддержке Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан провела Всероссийскую конференцию «Государственная программа «Доступная среда»: опыт пилотных регионов и перспектива формирования безбарьерной среды в России», а так же Межрегиональный семинар на тему: «Проведение мониторинга доступности объектов для маломобильных групп населения», в работе которых принимали участие представители государственных органов и общественных организаций инвалидов из 38-ми регионов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: