По результатам проведенного исследования выясняется, что почти 9 % населения Республики Татарстан – это инвалиды. Именно поэтому одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция. Несмотря на предпринимаемые меры, которые сопроводжаются значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов разных уровней, нерешенной остается важнейшая социальная задача – создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.
Нерешенность указанной проблемы доступа инвалидов к важнейшим объектам порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:
- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения должного уровня доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в других формах (льготы, компенсации);
|
|
- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов.
- осложнение проведения мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов. Она выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;
- негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и не инвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно - информационных кампаний;
- дискомфорт, приведение к ограничению жизнедеятельности других маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.
В качестве одного из механизмов решения указанной выше проблемы Правительством Республики Татарстан выбран программно-целевой метод, и Постановлением Правительства Республики Татарстан от 22.09.2011 № 786 утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда», со сроком реализации 2011 – 2015 годы.
На момент принятие указанной федеральной программы доступность среды для инвалидов в Республики Татарстан находилась на достаточно низком уровне. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.
|
|
В январе-декабре 2013г. в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ и Закона Республики Татарстан от 08.12.2004г. №63-ЗРТ отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан, которые характеризуются данными, указанными в табл. 5.
Таблица 5
Средства бюджета Республики Татарстан на реализацию мер социальной поддержки граждан
Бюджетные ассигнования на соц.обеспечение населения, предусмотренные бюджетом на 2013 г | Расходы консолидированного бюджета РТ за январь-декабрь 2013 г. | |
Всего | 11541861,1 | 11307943,9 |
По категориям граждан | ||
Труженники тыла | 36132,2 | 35835,9 |
Ветераны труда | 3258193,0 | 3215472,4 |
Реабилитированные лица | 35011,1 | 34059,0 |
Пенсионеры и лица старшего возраста | 1996059,1 | 1992776,5 |
Малоимущие граждане | 2054033,7 | |
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей | 440405,3 | 438619,4 |
Дети из отдельных категорий семей | 1004136,6 | 966398,7 |
Семьи с детьми | 1802007,3 | 1777789,6 |
По мерам социальной поддержки | ||
Денежная выплата | 3104863,0 | 3101804,9 |
Оплата жилого помещения и коммунальных услуг | 3952800,2 | 3857251,2 |
Обеспечение жилыми помещениями | 363091,2 | 363091,2 |
Оплата и установка телефона | 416676,0 | 415486,5 |
Проезд городским и пригородным транспортом | 102483,4 | 100607,4 |
Проезд на междугороднем транспорте | 1713,0 | 1550,6 |
Лекарственное обеспечение | 736996,9 | 736996,9 |
Обеспечение питанием | 852110,6 | 816520,0 |
Санаторно-курортное лечение | 106800,0 | 100497,2 |
Другие меры социальной поддержки | 1904326,8 |
По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Источники финансирования Программы «Доступная среда»: средства бюджета Российской Федерации; средства бюджета Республики Татарстан; средства бюджетов муниципальных образований; привлеченные внебюджетные средства.
Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:
- на 2011 год – 695 727,832 тыс.рублей, в том числе 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Российской Федерации;
- на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
- на 2013 – 2015 годы – по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.
Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации в разрезе регионов ПФО за январь-декабрь 2013г, указаны в табл.6.
Таблица 6
Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по категориям граждан
Категории граждан | |||||
Всего | Ветераны труда | Труженики тыла | Реабилитированные граждане | Другие категории | |
Самарская область | |||||
Республика Татарстан | |||||
Пермская область | |||||
Саратовская область | |||||
Нижегородская область | |||||
Республика Башкортостан | |||||
Ульяновская область | |||||
Удмуртская республика | |||||
Чувашская Республика | |||||
Кировская область | |||||
Пензенскя область | |||||
Оренбургская область | |||||
Республика Мордовия | |||||
Республика Марий Эл |
По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
Как видно табл.6, всего в 2013 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РТ было потрачено 11 307 944 тыс. рублей, в ПФО этот показатель на втором месте. Больше всего средств было потрачено в Нижегородской области – 12 587 242 тыс. рублей. Меньше всего – в Республике Марий Эл – 1 034 367 тыс. рублей.
|
|
Из 11 307 944 тыс. рублей, потраченных на меры социальной поддержки, большая часть – 3 215 472 тыс. рублей - была израсходована на поддержку ветеранов труда.
Для формирования толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями должны быть направлены мероприятия по созданию и транслированию социальной рекламы, подготовке и транслированию тематических радио- и телепередач, по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Татарстан, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей; по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне Республики Татарстан.
К 2015 году планировалось достижение следующих результатов Программы «Доступная среда»:
− наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;
− доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры – 45 %;
− доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 %;
− доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 %;
− доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 %;
− доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг – 55 %;
|
|
− доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, – 49,6 %.
Таким образом, основными особенностями программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.
Социальное обслуживание в городе Казань предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги.
Социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты или полной оплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг.
К заявлению прилагаются следующие документы:
1. Выписка из домовой книги;
2.Медицинское заключение о состоянии здоровья и способности к самообслуживанию и передвижению;
3. Копия паспорта;
4. Копия льготных документов.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению Комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании.
В связи с тем, что в Казани имеется два железнодорожных вокзала, на них так же ведется работа по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.
Проект Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО "РЖД" (ДЖВ) "Центр содействия мобильности" начал работать на всей сети железных дорог России. Цель проекта – повысить уровень информированности и качества обслуживания маломобильных пассажиров.
Реализация проекта "Центр содействия мобильности" началась в 2012 году в пилотном режиме на полигоне Северо-Западного структурного подразделения ДЖВ. За два года работы в деятельность центра были вовлечены участники перевозочного процесса: владельцы пассажирской инфраструктуры, перевозчики дальнего и скоростного сообщений. В связи с этим проект переименован в "Центр содействия мобильности" ОАО "РЖД" (ЦСМ ОАО "РЖД"). В настоящее время ситуационная помощь оказывается преимущественно на крупных железнодорожных вокзалах, перечень которых можно уточнить у оператора ЦСМ ОАО "РЖД".
Чтобы оформить заявку на оказание ситуационной помощи на вокзале, а также зарезервировать специализированное место в поезде дальнего следования, пассажиру с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения или его представителю необходимо сообщить об этом оператору ЦСМ ОАО "РЖД" по бесплатному федеральному номеру 8 (800) 510-11-11. Телефонная линия работает круглосуточно без выходных дней.
Заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах принимаются в период от 3-х суток, но не позднее 24-х часов до момента оказания услуг.
На железнодорожных вокзалах в рамках работы ЦСМ ОАО "РЖД" маломобильным пассажирам предоставляются следующие услуги:
• резервирование парковочного места для специализированного автотранспортного средства, доставляющего инвалида или иного маломобильного пассажира;
• организация сопровождения пассажира от/до транспортного средства доставившего/ожидающего его;
• сопровождение пассажира ко всем функциональным зонам вокзального комплекса (привокзальные территории, здание вокзала, включая санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания (кассовые залы, залы ожидания, туалетные комнаты, камеры хранения, медпункты, помещения коммерческого обслуживания), перроны/платформы, выходы и переходы на них);
• оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформлении проездных документов, пользовании камерой хранения, приобретении товаров и т.д.);
• предоставление места на вокзале для временного пребывания маломобильного пассажира на период ожидания транспортного средства;
• оказание услуг по перемещению багажа;
• оказание помощи при посадке-высадке в поезда дальнего следования.
Так же изменения были внесены в Воздушный Кодекс РФ.
При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.
Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные Воздушным Кодексом РФ.
Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.
В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;
3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;
4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;
6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;
2) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
3) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.