Организация социальной защиты инвалидов в г. Казань

По результатам проведенного исследования выясняется, что почти 9 % населения Республики Татарстан – это инвалиды. Именно поэтому одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является их реабилитация и социальная интеграция. Несмотря на предпринимаемые меры, которые сопроводжаются значительными, ежегодно возрастающими объемами финансирования из бюджетов разных уровней, нерешенной остается важнейшая социальная задача – создание равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, информации и связи.

Нерешенность указанной проблемы доступа инвалидов к важнейшим объектам порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них:

- дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, уровне и качестве их жизни. Это, в свою очередь, увеличивает потребность в бюджетных средствах для обеспечения должного уровня доходов и предоставления инвалидам социальной поддержки в других формах (льготы, компенсации);

- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов.

- осложнение проведения мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов. Она выступает в качестве самостоятельного фактора инвалидизации, предопределяет возрастание спроса инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

- негативное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и не инвалидов, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно - информационных кампаний;

- дискомфорт, приведение к ограничению жизнедеятельности других маломобильных групп населения - лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных женщин, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста.

В качестве одного из механизмов решения указанной выше проблемы Правительством Республики Татарстан выбран программно-целевой метод, и Постановлением Правительства Республики Татарстан от 22.09.2011 № 786 утверждена долгосрочная целевая программа Республики Татарстан «Доступная среда», со сроком реализации 2011 – 2015 годы.

На момент принятие указанной федеральной программы доступность среды для инвалидов в Республики Татарстан находилась на достаточно низком уровне. Доступность для инвалидов различных структур общества и окружающей среды является одной из важнейших предпосылок, условий обеспечения их прав и свобод.

В январе-декабре 2013г. в рамках реализации Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ и Закона Республики Татарстан от 08.12.2004г. №63-ЗРТ отдельным категориям граждан предоставлены меры социальной поддержки за счет средств бюджета Республики Татарстан, которые характеризуются данными, указанными в табл. 5.

Таблица 5

Средства бюджета Республики Татарстан на реализацию мер социальной поддержки граждан

  Бюджетные ассигнования на соц.обеспечение населения, предусмотренные бюджетом на 2013 г Расходы консолидированного бюджета РТ за январь-декабрь 2013 г.
Всего 11541861,1 11307943,9
По категориям граждан
Труженники тыла 36132,2 35835,9
Ветераны труда 3258193,0 3215472,4
Реабилитированные лица 35011,1 34059,0
Пенсионеры и лица старшего возраста 1996059,1 1992776,5
Малоимущие граждане   2054033,7
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 440405,3 438619,4
Дети из отдельных категорий семей 1004136,6 966398,7
Семьи с детьми 1802007,3 1777789,6
По мерам социальной поддержки
Денежная выплата 3104863,0 3101804,9
Оплата жилого помещения и коммунальных услуг 3952800,2 3857251,2
Обеспечение жилыми помещениями 363091,2 363091,2
Оплата и установка телефона 416676,0 415486,5
Проезд городским и пригородным транспортом 102483,4 100607,4
Проезд на междугороднем транспорте 1713,0 1550,6
Лекарственное обеспечение 736996,9 736996,9
Обеспечение питанием 852110,6 816520,0
Санаторно-курортное лечение 106800,0 100497,2
Другие меры социальной поддержки 1904326,8  

По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Источники финансирования Программы «Доступная среда»: средства бюджета Российской Федерации; средства бюджета Республики Татарстан; средства бюджетов муниципальных образований; привлеченные внебюджетные средства.

Объемы финансирования Программы за счет средств бюджетов Республики Татарстан и Российской Федерации:

- на 2011 год – 695 727,832 тыс.рублей, в том числе 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Республики Татарстан; 347 863,916 тыс.рублей – средства бюджета Российской Федерации;

- на 2012 год объем средств будет определен по итогам реализации мероприятий в 2011 году, по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

- на 2013 – 2015 годы – по итогам реализации мероприятий в 2011 – 2012 годах.

Сведения о реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации в разрезе регионов ПФО за январь-декабрь 2013г, указаны в табл.6.

Таблица 6

Расходы консолидированного бюджета субъектов РФ по категориям граждан

  Категории граждан
Всего Ветераны труда Труженики тыла Реабилитированные граждане Другие категории
Самарская область          
Республика Татарстан          
Пермская область          
Саратовская область          
Нижегородская область          
Республика Башкортостан          
Ульяновская область          
Удмуртская республика          
Чувашская Республика          
Кировская область          
Пензенскя область          
Оренбургская область          
Республика Мордовия          
Республика Марий Эл          

По данным Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Как видно табл.6, всего в 2013 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в РТ было потрачено 11 307 944 тыс. рублей, в ПФО этот показатель на втором месте. Больше всего средств было потрачено в Нижегородской области – 12 587 242 тыс. рублей. Меньше всего – в Республике Марий Эл – 1 034 367 тыс. рублей.

Из 11 307 944 тыс. рублей, потраченных на меры социальной поддержки, большая часть – 3 215 472 тыс. рублей - была израсходована на поддержку ветеранов труда.

Для формирования толерантного отношения общества к людям с ограниченными возможностями должны быть направлены мероприятия по созданию и транслированию социальной рекламы, подготовке и транслированию тематических радио- и телепередач, по организации воспитательной работы в образовательных учреждениях Республики Татарстан, направленной на формирование толерантного отношения к инвалидам, уважение их особенностей; по организации и проведению общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения на уровне Республики Татарстан.

К 2015 году планировалось достижение следующих результатов Программы «Доступная среда»:

− наличие сформированной и обновляемой карты доступности объектов и услуг;

− доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры – 45 %;

− доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава – 16,5 %;

− доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения – 10 %;

− доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений – 20 %;

− доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг – 55 %;

− доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общем количестве опрошенных инвалидов, – 49,6 %.

Таким образом, основными особенностями программно-целевого метода управления социально-экономическим развитием региона являются системность, направленность на достижение конкретной цели или системы целей, последовательность и организационная обособленность целевых программ. Данный метод дает возможность достижения целей, предусматривающих коренные сдвиги в развитии экономики и социальной сферы, переход к новым состояниям экономических систем, которые не могут быть достигнуты в процессе реализации частных целей развития каких-либо отдельных производственных, инфраструктурных или иных элементов хозяйственных региональных систем.

Социальное обслуживание в городе Казань предоставляется гражданам пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалидам (в том числе детям-инвалидам), нуждающимся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;

2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

3) содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг;

7) другие надомные социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги.

Социальные услуги предоставляются гражданам бесплатно, либо на условиях частичной оплаты или полной оплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.

Граждане пожилого возраста и инвалиды или их законные представители подают в учреждение социального обслуживания заявление о предоставлении социальных услуг.

К заявлению прилагаются следующие документы:

1. Выписка из домовой книги;

2.Медицинское заключение о состоянии здоровья и способности к самообслуживанию и передвижению;

3. Копия паспорта;

4. Копия льготных документов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению Комиссии по оценке индивидуальной нуждаемости гражданина пожилого возраста и инвалида в социальном обслуживании.

В связи с тем, что в Казани имеется два железнодорожных вокзала, на них так же ведется работа по обеспечению доступности для инвалидов и маломобильных групп населения.

Проект Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО "РЖД" (ДЖВ) "Центр содействия мобильности" начал работать на всей сети железных дорог России. Цель проекта – повысить уровень информированности и качества обслуживания маломобильных пассажиров.

Реализация проекта "Центр содействия мобильности" началась в 2012 году в пилотном режиме на полигоне Северо-Западного структурного подразделения ДЖВ. За два года работы в деятельность центра были вовлечены участники перевозочного процесса: владельцы пассажирской инфраструктуры, перевозчики дальнего и скоростного сообщений. В связи с этим проект переименован в "Центр содействия мобильности" ОАО "РЖД" (ЦСМ ОАО "РЖД"). В настоящее время ситуационная помощь оказывается преимущественно на крупных железнодорожных вокзалах, перечень которых можно уточнить у оператора ЦСМ ОАО "РЖД".

Чтобы оформить заявку на оказание ситуационной помощи на вокзале, а также зарезервировать специализированное место в поезде дальнего следования, пассажиру с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения или его представителю необходимо сообщить об этом оператору ЦСМ ОАО "РЖД" по бесплатному федеральному номеру 8 (800) 510-11-11. Телефонная линия работает круглосуточно без выходных дней.

Заявки на оказание ситуационной помощи на железнодорожных вокзалах принимаются в период от 3-х суток, но не позднее 24-х часов до момента оказания услуг.

На железнодорожных вокзалах в рамках работы ЦСМ ОАО "РЖД" маломобильным пассажирам предоставляются следующие услуги:

• резервирование парковочного места для специализированного автотранспортного средства, доставляющего инвалида или иного маломобильного пассажира;

• организация сопровождения пассажира от/до транспортного средства доставившего/ожидающего его;

• сопровождение пассажира ко всем функциональным зонам вокзального комплекса (привокзальные территории, здание вокзала, включая санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания (кассовые залы, залы ожидания, туалетные комнаты, камеры хранения, медпункты, помещения коммерческого обслуживания), перроны/платформы, выходы и переходы на них);

• оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформлении проездных документов, пользовании камерой хранения, приобретении товаров и т.д.);

• предоставление места на вокзале для временного пребывания маломобильного пассажира на период ожидания транспортного средства;

• оказание услуг по перемещению багажа;

• оказание помощи при посадке-высадке в поезда дальнего следования.

Так же изменения были внесены в Воздушный Кодекс РФ.

При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные Воздушным Кодексом РФ.

Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.

В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;

2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;

3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;

4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;

6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:

1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;

2) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;

3) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.

Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: