Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

Прокурор осуществляет надзор за всеми органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, независимо от их ведомственной принадлежности. Такая деятельность необходима для того, что­бы:

- обеспечивалась защита прав и законных интересов личности, государства и юридических лиц от преступных пося­гательств; соблюдался предусмотренный законом порядок раз­решения заявлений и сообщений о преступлениях, о выполне­нии оперативно-розыскных мероприятий, о возбуждении уго­ловных дел, расследовании преступлений, приостановлении и прекращении производства по уголовным делам, а также со­блюдались сроки проведения расследования и содержания под стражей;

- не допускалось незаконное привлечение граждан к уголовной ответственности; при расследовании преступления неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств, кото­рые изобличают обвиняемого, смягчают и отягчают его ответ­ственность; строго соблюдались права и законные интересы участников процесса и других граждан;

- осуществлялись меры по предупреждению преступле­ний, устранению причин и условий, способствующих их совер­шению.

Полномочия прокурора в этой сфере надзора устанавли­ваются УПК, другими законами, например, Законом Республи­ки Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности», а также приказами Генерального прокурора Республики Беларусь.

Одной из особенностей этой отрасли надзора является то, что, осуществляя ее, прокурор не только выявляет наруше­ния закона, но и устраняет их своей властью. Он дает органам дознания и следствия обязательные для них указания. Некото­рые же следственные действия могут проводиться лишь с санк­ции (разрешения) прокурора.

Не подменяя и не заменяя органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, предварительное следст­вие и дознание, прокурорский надзор в уголовном процессе на­чинается с момента, когда стало этим органам известно о пре­ступлении.

Органы предварительного расследования преступлений, возбуждая уголовное дело, направляют прокурору копию по­становления об этом.

Прокурор вправе знакомиться с материалами уголовного дела. На любом этапе его расследования он вправе давать ука­зания о проведении тех или иных следственных действий. При этом указания прокурора обязательны для следователя. Однако некоторые из них он может обжаловать вышестоящему проку­рору, который или отменяет указания нижестоящего прокурора или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

Прокурор вправе лично производить определенные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу либо поручить это подчиненному прокурорскому работнику. Он может изъять от органа дознания любое дело, а также изъять его от одного следователя и поручить руководите­лю соответствующего следственного подразделения передать дело другому следователю в целях обеспечения наиболее пол­ного и объективного расследования.

Только с санкции (разрешения) прокурора осуществля­ются такие действия как заключение лица под стражу; произ­водство обыска; наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления и их выемку.

Таким образом, при осуществлении надзора за исполне­нием законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следст­вие, прокурор обладает обширными полномочиями. При необ­ходимости он может требовать от руководства органов внут­ренних дел, государственной безопасности, следственных аппа­ратов и органов дознания производства проверок в подчинен­ных им органах в целях устранения нарушений закона.

Актами прокурорского надзора являются: постановле­ние, представление, санкция, указание, утверждение.

Постановление выносится прокурором по вопросам, возникающим в ходе осуществления надзора за расследованием преступлений: о возбуждении уголовного дела.

Представление выносится прокурором в случае, если будет установлены причины и условия, способствующие совершению преступления.

Санкция - это разрешение прокурора о проведении сле­дователем или органом дознания соответствующих действий, направленных на ограничение прав и законных интересов по­дозреваемого или обвиняемого.

Указание прокурора - это письменное или устное обра­щение прокурора к следователю выполнить те или иные уго­ловно-процессуальные действия.

Утверждение — это акт прокурорского надзора, который применяется прокурором, когда решение, принятое следовате­лем или органом дознания, нуждается в одобрении прокурора, иначе оно не будет иметь юридической силы.


Прокурорский надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом.

Надзор за исполнением законов в местах содержания за­держанных, предварительного заключения, при исполнении на­казаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом — одна из отраслей прокурорского надзора.

Согласно ст.ЗЗ Закона «О Прокуратуре Республики Бе­ларусь», предметом надзора данной отрасли прокурорской деятельности являются:

1) законность в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных учреждений, исполняющих нака­зание и другие меры принудительного характера, назначаемых судом (судьей);

2) соблюдение установленных законодательством по­рядка и условий содержания либо отбывания нака­зания лицами в этих учреждениях, их прав и выпол­нения ими своих обязанностей;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор, осуществляется как в отношении лиц, которые еще не осуждены судом и находятся в местах со­держания задержанных или местах предварительного заключе­ния, так и осужденных к лишению свободы и другим мерам на­казания.

Осуществляя надзор, прокурор вправе: 1) в целях про­верки соблюдения законов посещать систематически и в любое время места содержания задержанных, места предварительного заключения, места лишения свободы и иных мер уголовного наказания, а также всех других мер принудительного характера, назначаемых судом; 2) знакомиться с документами, на основа­нии которых лица подвергнуты задержанию, административно­му аресту, предварительному заключению под стражу, а также отбыванию наказания в виде лишения свободы и иным мерам наказания или подвергнуты мерам принудительного характера; 3) своим постановлением освобождать незаконно содержащихся в местах лишения свободы или в учреждениях, исполняющих иные меры наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутых задержанию, предваритель­ному заключению под стражу либо водворенных в штрафные помещения, за исключением случаев применения этих мер су­дебными органами; 4) производить опрос задержанных, аресто­ванных, осужденных и иных лиц, к которым применены прину­дительные меры; 5) проверять соответствие законодательству приказов, распоряжений и постановлений администрациями учреждений содержания задержанных, предварительного за­ключения, исправительно-трудовых и иных учреждений, ис­полняющих наказания и другие меры принудительного харак­тера, назначаемые судом (судьей), опротестовывать их в случае противоречия закону, требовать объяснения от представителей администрации; 6) проверять исполнение требований закона о праве лиц, подвергнутых административному аресту, задержанию в связи с совершением преступления, предварительному заключению под стражу, осужденных к лишению свободы, а также лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера, обращаться с жалобами и заявлениями в государственные органы, общественные объединения к должностным лицам и об обязанности администрации направлять жалобы и заявление по принадлежности в установлен ном порядке, принимать меры в случае нарушения администрацией этих требований закона.

Осуществляя данный вид надзора, прокурор вправе вносить протесты, представления, возбуждать уголовные дела или производство об административных правонарушениях. До рас смотрения протеста действие опротестованного акта приостанавливается. Прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из помещений камерно го типа, штрафного изолятора и т.п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: