double arrow

Роль финансов в развитии социальной сферы.


Современный уровень цивилизации, оказывающий активное воздействие на развитие общественных отношений, обусловливает особую направленность функционирования социальной сферы. Социальная сфера не носит пассивный характер. Требуя значительных финансовых ресурсов на самозапуск и развитие, она в то же время активно влияет на экономику, экономический рост, динамику валового внутреннего продукта, траекторию движения общества к прогрессу. В частности, без эффективной занятости, организации системы мощных стимулов труда, систем образования, здравоохранения, культуры и т.д. нельзя развивать производство, увеличивать объемы товаров и услуг, других микро- и макроэкономических показателей. Это обусловливает адекватное отношение к социальной сфере со стороны государства, работодателей, предпринимателей и собственников.

Иначе говоря, социальная сфера имеет обратное влияние на общество, экономику, формирование доходов государственного бюджета всех уровней. Эффект такого влияния намного превышает вложенные в их развитие и реализацию первоначальные затраты. Допустим, государство, работодатели затрачивают огромные средства на разработку и реализацию пенсионной системы. Казалось бы, на самом деле — это чисто социальная мера, не имеющая выхода на экономическую составляющую. Ведь пенсионер уже не работает, он не производит продукцию, не участвует в создании ВВП и т.д. Такой пассивный алгоритм подхода к пенсионной системе лежит лишь на поверхности. На самом деле, если пенсионная система отработана с позиций социальной справедливости, если размер пенсии напрямую зависит от результатов и качества «прошлого» труда в допенсионном возрасте и об этом знает работник, то такая пенсионная система будет хорошим стимулом производительности труда и развития производства. Аналогичная положительная взаимосвязь существует между экономической эффективностью, с одной стороны, и решением проблем занятости, охраны труда, социального страхования, развития отраслей культуры, здравоохранения, образования, науки — с другой.

Таким образом, экономика и социальная сфера органично взаимосвязаны и взаимозависимы, что требует правильного и взвешенного выбора приоритетов, их согласованного развития как на центральном, так и на местном уровнях.

Важная роль в развитии социальной сферы принадлежит экономическим, в том числе финансовым инструментам. Определение роли финансов, их воздействия на социальную сферу во многом зависит от ее состава и структуры.

Профессор Д.Валовой отмечает, что «социальная сфера — сфера воспроизводства человека, семьи, трудовых коллективов и других социальных групп, которая включает условия труда и отдыха людей, их быта и досуга, уровень материального благосостояния, образования, воспитания и здравоохранения».

Профессор Н.Волгина определяет понятие «социально-трудовая сфера» как составную часть «социальной рыночной экономики; ее основные элементы и компоненты: социальная сфера (отрасли социально-культурного комплекса — образование, здравоохранение, культура, спорт, туризм, ЖКХ и другие), социально-трудовые отношения в области формирования и развития рынка труда, занятости, заработной платы, системы социального партнерства, социальной защиты, социального страхования, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации персонала и т.д.» [2]. Из данного определения видно, что автор относит к социальной сфере комплекс отраслей, оказывающих социально-культурные услуги.

Функциональное назначение социальной сферы заключается в жизнеобеспечении и жизнесохранении граждан. В этой связи важное значение имеет классификация услуг социальной сферы на виды, которые сохраняют и обеспечивают жизнедеятельность граждан. Нам представляется, что к услугам, направленным на сохранение жизнедеятельности граждан, относятся услуги, связанные с охраной здоровья граждан, социального страхования, пенсионного обеспечения. К услугам, направленным на обеспечение жизнедеятельности граждан, относятся услуги, сопровождающие жизнедеятельность граждан, т. е. это услуги на образование, подготовку, переподготовку кадров, а также связанные с развитием их культурного, спортивного уровня, занятием досуга и т.д.

Этот важный методологический подход позволяет правильно определить приоритеты, прежде всего финансового обеспечения социальных услуг, как с точки зрения государства, так и с точки зрения частного бизнеса. Дело в том, что эффективность социальной сферы во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, предприятий и т.д. Без достаточных финансовых ресурсов сложно говорить об адекватном развитии здравоохранения, образования, культуры, жилищного хозяйства, коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплаты заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения и жизнесохранения граждан.

Естественным следствием пробуксовки реформ в данной сфере в 90-х годах явилось хроническое ее недофинансирование, о чем свидетельствует существенное снижение за этот период доли расходов государственного бюджета в ВВП.

Следует отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладает государственное регулирование отношений. В то же время в бытовом обслуживании, гостиничном и ресторанном деле, коммунальном хозяйстве большинство организаций относится к коммерческому сектору, поэтому в большей степени отношения регулируются рыночной конъюнктурой.

Регулирующая роль государства в социальной сфере заметно отличается по тем видам деятельности, где более развиты рыночные принципы, от тех видов деятельности, где преобладает нерыночный сектор. Это существенно сказывается на структуре государственных социальных расходов.

Государство, проводя социальную политику, осуществляет регулирование социально-экономических процессов, основанное на правовых, финансовых и организационных нормах. Круг гарантированных социальных обязательств включает в себя, в частности, гарантированное социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в ряде других случаев — бесплатную медицинскую помощь, общедоступное и бесплатное основное общее среднее образование, бесплатное среднее профессиональное образование на конкурсной основе, а также бесплатное высшее образование на конкурсной основе в государственных и негосударственных высших учебных заведениях.

Приоритетной составляющей государственного регулирования социально-экономических процессов является финансовое регулирование. В этой связи финансовой гарантией конституционных прав граждан являются средства государственного бюджета, направляемые на развитие социальной сферы. Поскольку рыночные принципы сформировались в отраслях социальной сферы, то бюджетные средства не являются уже единственным источником финансового регулирования, здесь функционируют альтернативные источники.

Следует отметить, что на выбор источников финансового обеспечения социальных потребностей граждан, их структуру и состав существенное влияние оказывают содержание самой услуги, специфика и характер ее предоставления.

Природа продукта социальной сферы заключается в его способности удовлетворять самые разнообразные социально-культурные потребности граждан. Эта способность обусловливает наличие у продукта определенной потребительной стоимости. При этом социальные услуги могут получать или не получать общественного признания, но потребительной стоимостью все же будут обладать. Дело в том, что потребительная стоимость продукта возникает в момент появления спроса на него. Если продукт не получает общественного признания, но способен удовлетворить потребности конкретных социальных групп, он несомненно имеет определенную потребительную стоимость. Она может иметь специфику и проявляться по-разному, однако расширение границ изучения продуктов организаций социальной сферы за пределы только общественно значимых представляется чрезвычайно важным.

Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в социальной сфере. Они могут иметь как вещественную форму, так и выступать в виде разнообразных услуг.

Одни виды социальных услуг имеют ярко выраженную товарную форму, поэтому для них характерны признаки товара. Другие виды услуг, получая товарную форму, по своей природе остаются нематериальными. Третьи виды услуг вообще не получают товарную форму.

Все это обусловливает особый характер функционирования финансов социальной сферы.

Характер продукта организации социальной сферы зачастую уникален. С одной стороны, если функции объектов социальных потребностей одинаковы или сходны, то появляется возможность не только их взаимозаменяемости, но и определенной конкуренции. С другой стороны, каждая отдельная услуга имеет настолько специфические потребительские свойства, что ее сложно бывает заменить другой (например, если потребителю необходимо получить услугу конкретного специалиста: лектора, врача, парикмахера и т.п.).

Особенности взаимодействия финансов и социальной сферы имеют несколько аспектов: во- первых, выбор источников привлечения финансовых ресурсов, во-вторых, характер функционирования форм организации финансовых отношений, в-третьих, использование различных финансовых инструментов, стимулирующих и регулирующих процессы социальной сферы.

В условиях рынка социальная сфера получает свое финансовое обеспечение благодаря источникам, привлекаемым по различным каналам: одни организации содержатся полностью за счет средств государственного бюджета, другие привлекают денежные средства через рынок, третьи используют смешанные источники финансирования своей деятельности.

Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в решении социальных проблем общества, содействует развитию образования, здравоохранения, науки, культуры и других социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ. Такие блага поставляются через систему общественного сектора экономики и оплачиваются, полностью или частично, за счет бюджета.

Прежде чем перейти к рассмотрению обеспечения реального спроса и фактического предложения общественных благ, остановимся на их специфических характеристиках. Общеизвестно, что для общественных благ характерны два свойства:

- увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них;

- ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.


Сейчас читают про: