Манифестация - (от латинского menifestatio - обнаружение, проявление), массовое шествие, выступление в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста

Материализм – (от лат. materialis - вещественный) - философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление - свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин "материализм" употребляется с 17 в., главным образом, в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. - Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

Маргинализация – (от лат. marginalis — находящийся на краю) — процесс, в ходе которого отдельные индивиды или группы вытесняются на периферию основного общества, а иногда и исключаются из него.

Марксизм – учение К.Маркса (1818 – 1883) об обществе и выросшая из него идеология, основанная на следующих постулатах:

- базисно-надстроечный детерминизм (производственно-экономические отношения – это базис, определяющий политическо-юридическую, идеологическую и культурную надстройку);

- учение о частной собственности как причине грехопадения человечества, как источнике всех бед и противоречий общественного развития;

- учение о классовой борьбе, как движущей силе истории и об исторической миссии рабочего класса, освобождающего человечество от частнособственнического строя и связанных с ним противоречий.

Ментальный – принадлежащий миру мыслей.

Метафизика – (от греч. meta ta physika - после физики) -1) философское учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия. термин восходит к названию, данному Андроником Родосским (1 в. до н. э.) сочинению Аристотеля об умопостигаемых началах бытия. В современной философии термин "метафизика" часто употребляется как синоним философии.2) Противоположный диалектике философский метод, рассматривающий явления в их неизменности и независимости друг от друга, отрицающий внутренние противоречия как источник развития.

Методология – (от метод и...логия) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

Метод доведения до абсурда – вариант сократического метода выявления незнания.

Монизм – философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания.

Монотеизм – (от моно... и греческого theos – бог) (единобожие) – система религиозных верований, основанная на представлении о едином Боге. К монотеистическим религиям относятся иудаизм, христианство и ислам.

Мотив – внутреннее побуждение, импульс или намерение, которые заставляют человека делать что-либо или поступать определенным образом.

Мотивация – 1) сила, побуждающая индивида к действию; 2) процесс формирования силы, побуждающей к действию.

Надличностные структуры сознания – Трансперсональное (англ. transpersonal) (или надличностное) — термин, применяемый в трансперсональной психологии для описания явлений, «выходящих за границы отдельного человека или индивидуальной души».

Неокантианство – философское течение в Германии, развивавшее учение Канта в духе последовательного проведения в жизнь основных принципов его трансцендентально-критической методологии.

Неонеклассика – в отличии от классики и неклассики, функционировавших как знания-отображения существенных свойств мира, неонеклассика, у истоков которой мы находимся, функционирует как знание-инструмент, ориентированное на утверждение человека в мире. Раньше целью познания считалось знание бытия, с настоящего момента в качестве такой цели все более утверждается знание перспектив творения бытия, отвечающего нашим запросам.

Неотомизм – официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля.

Ноосфера – (от греческого noos - разум и сфера), новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие "Ноосфера" введено французскими учеными Э. Леруа и П. Тейяром де Шарденом (1927). В.И. Вернадский развил представление о ноосфере, как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества в результате преобразующей мир творческой деятельности человека, опирающейся на научную мысль.

Объективный идеализм Гегеля – Г. В. Ф. Гегель (1770—1831) был сторонником идеалистического монизма. В противоположность многим философам рассматривал все реальное в его стремлении стать философией, чистым мышлением. На природу в ее эмпирических проявлениях смотрел как на «чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики». Усматривал во всех вещах «мировой разум», «абсолютную идею» или «мировой дух», целью которого является самосознание, проходящее три основные стадии: пребывание абсолютной идеи в собственном логове, ее проявление в «инобытии» в виде явлений природы, анализ и обобщение в мышлении человека.

Оккультизм – (от лат. occultus — тайный, сокровенный) — общее название мистических учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, утверждающих существование скрытой связи человека с потусторонним миром.

Оккупация - 1) овладение ничьими вещами (изречение римского права: res nullius primo occupanti cedit, вещь, никому не принадлежащая, переходит в собственность первого овладевшего ею); ныне право о. ограничено законами об охоте, рыбной ловле и пр.; 2) введение войск в какую-либо страну и временное занятие её с целью ограждения в ней интересов оккупирующего государства.

Онтология – (греч. on, ontos — сущее, logos — учение) — учение о бытии: в классической философии — учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы.

Парадигма – ( греч. paradeigma - пример, образец) – исходная схема, модель, метод решения задачи, основополагающая теория, создающие осознанную или неосознанную установку мышлению видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

Партия - (от латинского partio - делю, разделяю), группа людей, объединенная общностью идей, интересов и целей.

Пассионарность – характеристика поведения – активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто – иллюзорной).

Персонализм – (от лат. persona — личность) — экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью.

Плюрализм – социально-философская и политическая позиция, согласно которой существует множество независимых и равноправных начал (позиций, интересов, партий, идеологий), разнообразие которых ведет к шизофренизации общества и пассивности его воли.

Пневматосфера – сфера душевной, духовной связи (по-видимому, предполагает телепатическое общение).

Подсознательное – характеристика активных психических процессов, которые, не являясь в определённый момент центром смысловой деятельности сознания, оказывают влияние на течение сознательных процессов.

Позитивизм – (франц. positivisme - от лат. positivus - положительный) – философское направление, исходящее из того, что все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук.

Постмодернизм – социологическая, историко-философская концепция восприятия мира в эпоху постиндустриализма, опирающаяся на недоверие к традиционным реалистическим концепциям, к истинности отражения реальности человеческими органами чувств.

Правовая демократия – государственное устройство, в котором избираемая бюрократия не только насаждает универсально действующие нормы, но и сама подчиняется им, – ограничивая свои действия конституционно правовыми нормами.

Психоанализ – созданный австрийским психологом З.Фрейдом психотерапевтический метод, связанный с расшифровкой неврозов, как инфантильных травм сознания, полученных в результате столкновения наших природных влечений («принцип удовольствия») с общественными нормами и запретами («принцип реальности»).

Рационализм – тип философствования, направленный на логическое конструирование мира.

Релятивизм – учение об относительности и условности всех законов и норм – от научных, связанных с познанием, до культурных и нравственных.

Референдум – ( referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое для принятия какого-нибудь важного законодательного акта.

Рефлексия – (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение) – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира.

Сакральный – (от латинского sacralis - священный) – обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного.

Самоактуализация – ( лат. actualis — действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Сверхъестественная реальность – представление о существовании разных миров возникающих на основе материи (естественом) и суперматерии (сверхъестественном, духовном).

Секуляризация – (от позднелат. "мирской, светский") — десакрализация (см. сакральный), процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.

Сингулярность – (от лат. singularis отдельный, особый) – состояние нашей Вселенной в определённый момент времени в прошлом, когда плотность энергии материи и кривизна пространства-времени были очень велики, порядка планковских значений.

Синкретизм – явление объединения различных религий (или их отдельных элементов) в единую религиозную систему.

Соборность – концепция общественного устройства, восходящая к русскому философу А.С.Хомякову (1804 – 1860), который определил его так: «Соборное единство есть единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви». В отличие от тоталитарной коллективности, модель которой В.И.Ленин определял в виде общества, «организованного, как единая фабрика», соборное единство имеет в виду модель общества, организованного как храмовая община.

Смысл – сопряженность, согласованность частей внутри упорядоченной структуры. В динамических структурах сопряженность и согласованность могут проявляться, как целеустремленность.

Социализация – (от латинского socialis - общественный) – процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальное государство – государство, ответственное за состояние социально незащищенных граждан, имеющее соответствующие социальные программы и институты.

Социал-дарвинизм – перенесение на общество биологической теории естественного отбора и выживания сильнейших.

Социология – (от лат. societas - общество и...логия) - наука об обществе, как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения.

Стоицизм – Человек — высшее и наиболее разумное существо природы, его добродетель — практическая "мудрость", или "сила духа", которая, по платоновскому образцу, мыслится в виде четырёх основных добродетелей. Но человеку присущи и аффекты, вносящие смуту в его разум и подлежащие искоренению из его души. Отсюда основные категории стоической этики — бесстрастие, или отсутствие аффектов (апатия), непоколебимая моральная "выпрямленность" и "обязанность," как честно и посильно выполняемый долг. «Все потребности заслуживают презрения», - в этом заключается призыв стоиков к следованию природе, этой абсолютно бесстрастной, идеальной художнице жизни. Первоначальному С. присущ абсолютный ригоризм в морали.

Судьба – непостижимая предопределенность событий и поступков человека.

Сущность – внутреннее содержание, выражающееся в единстве всех многообразных форм бытия.

Схоластическая философия – все связанное со схоластикой, свойственной схоластике, формальное, оторванное от жизни и опыта (книжн.).

Телеология – (греч. telos — завершение, цель; teleos — достигший цели и logos — учение) — учение о целесообразности, как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом.

Тирания – система правления, отличающаяся особой жестокостью и бесконтрольностью власти, опирающююся на одобрение и поддержку олигархии.

Трансцендентальный – (от лат. transcendens — выходящий за пределы) — связанное с независимыми от опыта и предшествующими ему (априорными) условиями возможного опыта, прежде всего, — с изначально присущими сознанию априорными формами познания.

Универсум – (лат. universum, «совокупность, общность») — в философии — совокупность объектов и явлений в целом, рассматриваемая в качестве единой системы.

Феноменология – (нем. Phänomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу, как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Формационная теория – теория о закономерной смене фаз общественного развития, представляющих своего рода лестницу восхождения человечества от низших ступеней к высшим.

Христианство – религия о любящем человека Боге отце, сыне, духе. Учащая о необходимости достигать в жизни идеала образец которого дал людям своей жизнью Иисус Христос.

Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность.

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Эзотерика — в первоначальном значении понятия — философское учение, доступное только ограниченному, «внутреннему» кругу лиц, в противопоставление к экзотеризму — общедоступному знанию.

Эйджизм -дискриминация человека на основании его возраста.

Экзистенциализм – (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование) – философия существования, направление в философии XX века, акцентирующее свое внимание на уникальности иррационального бытия человека.

Экспансия – (от лат. expansio - распространение) - расширение сферы господства, влияния, распространение чего-либо за первоначальные пределы (напр., территориальная, экономическая, политическая).

Эмпатия – способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков.

Эконо́мика (от др.-греч. οἶκος — дом и νόμος — правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства»)[1] — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономикоцентризм – воззрение, согласно которому высшей ценностью и центром общественной жизни является экономика, предопределяющая все остальные характеристики человеческого бытия. Характеризуется недооценкой автономной роли других факторов: моральных, культурных, политических и т. п.

Экоцид – убивание природы, Земли как геобиосистемы – носительницы жизни.

Эксплуатация -(exploitation) 1. Использование чего-либо. Например, богатая нефтяными запасами страна эксплуатирует собственные природные ресурсы. В данном значении термин имеет абсолютно нейтральный смысл в отличие от употребления в пренебрежительном смысле. 2. Несправедливое извлечение кем-либо выгоды из своего преимущественного положения. Владельцев предприятий с потогонной системой труда обвиняют в эксплуатации плохо информированных рабочих-иммигрантов, а против многонациональных фирм выдвигаются обвинения в эксплуатации развивающихся стран, в которых они закупают основные виды сырья на монопольных условиях.

Экспроприация - (от лат. ex - вне и proprius - составляющий собственность. 1) отчуждение законным путем, по приговору суда или ради общественной пользы, собственности у лица, которому она принадлежала; в последнем случае - с вознаграждением владельца.

Энтелехия – (греч. enteléecheia – осуществленностъ, от entelés - законченный и écho – имею) – одно из центральных понятий философии Аристотеля, выражающее единство четырех причин, или основных принципов бытия: материи, формы, действующей причины и цели. Разнообразные определения Э. у Аристотеля могут быть сведены к следующим: переход от потенции (возможности) к организованно проявленной энергии, которая сама содержит в себе свою материальную субстанцию, причину самой себя и цель своего движения или развития. В новое время понятие использовалось Г. Лейбницем, называвшим свои монады Э., и получило специфическое преломление в виталистической концепции немецкого биолога Х. Дриша.

Эстетика - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) – философская дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии.

Этика - (греческое ethike, от ethos - обычай, нрав, характер) – философское исследование морали и нравственности.

Язычество – верования, характеризующиеся обожествлением сил природы. Впоследствии были потеснены религиями и наукой, но сохранились как рудимент культуры, связанной с эстетизацией и одухотворением природного начала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: