I. Обзор работы за 2014 год

Доклад о работе правительства

Пекин, 16 марта /Синьхуа/ -- Ниже следует полный текст Доклада о работе правительства, зачитанного премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном на 3-й сессии Всекитайского собрания народных представителей /ВСНП/ 12-го созыва.

Уважаемые депутаты!

Разрешите мне сейчас от имени Госсовета представить на ваше рассмотрение доклад о работе правительства и попросить членов Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета высказать по нему свои соображения.

I. ОБЗОР РАБОТЫ ЗА 2014 ГОД

Весь прошлый год развитие страны протекало у нас в сложных и суровых условиях внутренней и международной обстановки. Оживление глобальной экономики шло непросто и неровно при дивергенции в тенденциях развития ведущих экономик. Продолжал расти прессинг, обусловленный снижением темпов роста национальной экономики, при взаимном переплетении многообразных трудностей и вызовов. И тем не менее под твердым руководством ЦК партии во главе с генеральным секретарем товарищем Си Цзиньпином народы всей страны, единодушно и смело преодолевая стоявшие тогда трудности, выполнили все главные годовые задачи социально-экономического развития, уверенной поступью зашагали по пути полного построения среднезажиточного общества, положили хорошее начало всестороннему углублению реформ, начали новый поход в целях полного обеспечения верховенства закона в государственном управлении, добились прогресса в полном осуществлении строгого внутрипартийного управления.

Весь истекший год социально-экономическое развитие у нас в целом шло ровно, продвигаясь вперед при сохранении стабильности. Главный показатель его ровного хода в том, что функционирование экономики оставалось в разумных пределах. ВВП при ровных темпах роста достиг 63,6 трлн. юаней, что на 7,4 проц больше по сравнению с предыдущим годом, и вышел в первые ряды среди главных экономик мира. Трудоустройство оставалось устойчивым, число трудоустроенных в городах и поселках возросло на 13,22 млн. человек, что было выше показателя предыдущего года. Сохранялась стабильность цен, притом рост потребительских составил 2 проц. Главным признаком продвижения вперед было повышение гармоничности и устойчивости развития. Структура экономики продолжала оптимизироваться. В результате производство зерна достигло 605 млн. тонн, вклад потребления в рост экономики возрос на 3 процентных пункта и достиг 51,2 проц, а удельный вес добавленной стоимости сервиса в ВВП увеличился с 46,9 проц до 48,2 проц. Стали непрерывно появляться новые производства, новые формы хозяйственной деятельности и новые модели бизнеса. По темпам экономического роста центральный и западный регионы превзошли восточный. Качество развития поднялось на новую ступень, притом обычные доходы общественных бюджетов возросли на 8,6 проц, удельный вес расходов на НИОКР в ВВП превысил 2 проц. Энергоинтенсивность снизилась на 4,8 проц, что было самым значительным за последние годы. Произошли заметные позитивные изменения в жизни граждан. Среднедушевые располагаемые доходы населения страны фактически увеличились на 8 проц, что было быстрее, чем темпы роста экономики. Притом фактический рост среднедушевых располагаемых доходов сельского населения достиг 9,2 проц, т.е. они росли быстрее, чем у горожан. Бедствующее население на селе сократилось на 12,32 млн. человек. Безопасной питьевой водой было обеспечено еще свыше 66 млн. сельского населения. Выездной туризм превысил 100 млн. человеко-раз. Совершен новый рывок в области реформ и открытости, в частности, была начата реализация комплекса приоритетных задач по всестороннему углублению реформ, а правительство нынешнего состава досрочно сократило реестр административного визирования на треть. Список таких успехов дался действительно нелегко, он стоил всем народам страны нелегких усилий и одновременно укрепил нашу уверенность и решимость смело идти вперед.

В прошедшем году трудностей и вызовов оказалось больше, чем ожидалось. Смело выступив навстречу трудностям, мы сосредоточивали силы главным образом на следующих направлениях работы.

Во-первых, целевым регулированием за счет установления разумных пределов обеспечивался устойчивый рост экономики. Перед лицом тенденции увеличения прессинга из-за спада экономического роста мы сохраняли стратегическую решимость и устойчивость макроэкономической политики. Вместо реализации сильных краткосрочных стимулирующих мер продолжали обновлять подходы к макрорегулированию и его методы и осуществляли целевое регулирование, а тем самым активизировали жизненные силы, заделывали прорехи и наращивали реальный сектор экономики. Взвешивая разумные пределы функционирования экономики, мы путем реализации целевых мер фокусировали внимание и точно сосредоточивали силы на разрешении острых противоречий и структурных проблем на пути развития. Посредством углубления реформ мы обеспечивали развитию движущие силы, за счет структурной перестройки экономики содействовали ему, наращивали его потенциал путем повышения благосостояния населения. Словом, мы ориентировались не только на расширение рыночного спроса, но и на увеличение эффективного предложения, а в целом старались оптимизировать структуру экономики без потери скорости ее развития.

Эффективно осуществлялась активная финансовая и взвешенная монетарная политика. Произведено целевое сокращение налогов и тотальное понижение денежных сборов, расширены рамки льготной налоговой политики по отношению к мелким и микропредприятиям, а равно и эксперимента с взиманием НДС взамен налога с оборота. Путем ускорения темпов исполнения финансовых выплат активизировалось использование накопленных средств. Гибко применялись рычаги монетарной политики. В частности, посредством целевого снижения процентов отчислений в резервный фонд по депозитам, целевого перекредитования и асимметричного сокращения процентных ставок и других мер была усилена поддержка слабых сфер социально-экономического развития, в итоге чего темпы роста кредитования мелких и микропредприятий, крестьянства, села, сельского хозяйства были соответственно на 4,2 и 0,7 процентного пункта выше среднего прироста кредитов. Вместе с тем совершенствование финансового контроля позволило сохранить нашу основную позицию -- избежать региональных и системных финансовых рисков.

Во-вторых, за счет углубления реформ и открытости пробуждалась жизненная энергия социально-экономического развития. В связи с системными и институциональными препятствиями, сковывающими развитие, мы пошли на всестороннее углубление реформ, чтобы развернуть жизненные силы рынка и нейтрализовать прессинг, обусловленный нисходящей тенденцией экономического роста. Было "разгрызено немало крепких орешков", полным ходом шли системные реформы в экономической, политической, культурной и социальной сферах, а также и в области экологической цивилизации.

Надежно продвигались наиболее важные реформы. В частности, был разработан и введен в действие общий проект углубления реформы финансово-налоговой системы, произошли существенные сдвиги в реформе системы бюджетного управления и налоговой системы. В итоге целевые трансфертные платежи сократились более чем на треть по сравнению с предыдущим годом, притом возрос удельный вес обычных трансфертов, усилилось управление долговыми обязательствами местных правительств. Увеличился плавающий диапазон процентных ставок по депозитам и валютного курса, сделан новый шаг в реализации пилотных проектов по развитию негосударственных банков, начат эксперимент с созданием "механизма взаимодействия Шанхайской и Сянганской фондовых бирж", расширились сферы использования инвалютных запасов и страховых средств. Ускорилась реформа ценообразования в сфере энергоресурсов, транспорта, экологии, телекоммуникаций и т.д. Запущен целый пакет реформ в таких сферах, как порядок управления научно-техническими грантами; порядок вступительных экзаменов и набора учащихся, порядок прописки, порядок страхования по старости в учреждениях и организациях непроизводственной сферы и т.д.

Упрощение аппарата и спуск полномочий при сочетании либерализации и управления продолжали рассматриваться как важные ходы в реформе. За год в ведомствах Госсовета упразднено либо передано на исполнение нижестоящим инстанциям 246 объектов административного визирования, отменены 29 конкурсов и мероприятий, связанных с выполнением установленных показателей и соответствующим награждением, аннулированы 149 статей по признанию и сертификации профессиональных квалификаций, снова пересмотрен и намного сужен перечень объектов инвестиционной деятельности, подлежащих санкционированию. То, что мы сосредоточили силы на реформировании системы коммерческих дел, вызвало новый предпринимательский бум. Число новых зарегистрированных рыночных субъектов достигло 12,93 млн., притом количество новых предприятий возросло на 45,9 проц. И хотя темпы роста экономики замедлились, но количество новых рабочих мест не только не сократилось, а, наоборот, возросло, а это продемонстрировало огромную мощь реформ и безграничный потенциал рынка.

Через открытость стимулировались реформы и развитие. В частности, мы расширили пилотную зону свободной торговли в Шанхае, создали новые аналогичные зоны в провинции Гуандун, городе Тяньцзине и провинции Фуцзянь. Стабилизировался экспорт при росте импорта, в итоге доля китайского экспорта на мировом рынке продолжала увеличиваться. Мы фактически использовали прямые зарубежные инвестиции на сумму 119,6 млрд. долларов США, выйдя на первое место в мире по этому показателю. Наши прямые инвестиции за рубежом достигли 102,9 млрд. долларов США, сравнявшись с масштабами использования нами иностранного капитала. Начали работать зоны свободной торговли с Исландией и Швейцарией, закончены существенные переговоры о создании зон свободной торговли с Южной Кореей и Австралией. Получены весьма важные результаты при сотрудничестве с заграницей в сфере железных дорог, электроэнергетики, нефти и природного газа, связи и т.д. Китайское оборудование стремительно распространяется по всему миру.

В-третьих, усиливалось структурное регулирование для наращивания потенциала развития. В связи с острыми структурными противоречиями мы действовали активно и принимали поощрительные либо ограничительные меры, больше занимаясь такими направлениями в работе, которые были чрезвычайно актуальны в данный момент, но еще более полезны для будущего, чтобы можно было закладывать прочный фундамент для социально-экономического развития.

Непрерывно крепла основа сельского хозяйства. В частности, повышалась эффективность установок на укрепление аграрного сектора, увеличение льгот для крестьян и крестьянских доходов. При непрерывном 11-летнем росте производства зерна доходы крестьян пять лет подряд росли быстрее, чем у горожан. Ровными темпами наращивались комплексные сельскохозяйственные производственные мощности. Продолжали расти научно-технический уровень сельского хозяйства и уровень его механизации. Ускорилось строительство крупных гидротехнических сооружений. На 2,23 млн. га увеличена площадь применения водосберегающих технологий орошения. Построены и перестроены сельские автодороги общей протяженностью 230 тыс. км. Запущена новая очередь программы восстановления лесных и степных покровов на распаханных землях. Планомерно производились установление и регистрация права пользования сельской землей, а также выдача свидетельств на него. Ускоренно росли новые типы хозяйственных субъектов аграрного сектора.

Всемерно регулировалась отраслевая структура экономики. Сосредоточивались усилия на культивировании новых источников роста. Наряду со стимулированием ускоренного развития сферы услуг мы поддерживали развитие таких новых стратегических производств, как мобильный Интернет, интегральные схемы, производство высокотехнологичного оборудования, автомобили на новых энергоносителях и т.д. Неожиданно выдвинулись в качестве новой силы онлайновые финансовые услуги, быстрый рост получили и такие новые формы хозяйственной деятельности, как электронная коммерция, логистика, услуги срочной доставки и пр. Множество "мейкеров" проявляли свои таланты, бурно развивалась культурно-креативная индустрия. Вместе с тем мы продолжали ликвидировать избыточные производственные мощности. В результате были в срок выполнены годовые задачи по устранению отсталых производственных мощностей в 15 выделенных отраслях, включая металлургическую и цементную. Перевыполнены показатели по выведению из эксплуатации "автомашин с желтыми наклейками" и устаревших автомобилей при усилении борьбы со смогом.

Продвигалось вперед как инфраструктурное строительство, так и гармоничное развитие регионов. Важный рывок сделан в скоординированном развитии района Пекин--Тяньцзинь--Хэбэй, равно как и в создании регионального экономического пояса вдоль Янцзы. Сданы в эксплуатацию новые железные дороги общей протяженностью 8 427 км, притом протяженность скоростных железных дорог, находящихся в эксплуатации, достигла 16 тыс. км, или свыше 60 проц их общего объема в мире. Общая протяженность эксплуатируемых скоростных автомобильных дорог достигла 112 тыс. км. Продолжало совершенствоваться водное, воздушное и трубопроводное сообщение. Планомерно шла реконструкция сельских электросетей. Число пользователей широкополосных сетей перевалило за 780 млн. Многолетними усилиями официально пущена в эксплуатацию первая очередь объектов центральной линии переброски воды с юга на север страны, что обеспечило проживающее вдоль нее многомилионное население надежным водоснабжением.

Осуществлялась стратегия инновационного развития. В частности, были приняты действенные меры для устранения препятствий на пути внедрения научно-технических достижений. Расширен охват пилотными установками, действующими в "Чжунгуаньцунь" -- государственной образцово-показательной зоне самостоятельных инноваций. Увеличилась доступность и совместное использование научно-технических ресурсов, благодаря чему стал непрерывно раскрываться инновационный потенциал научно-технического персонала. Новые рывки совершены в сфере суперкомпьютеров, в проекте лунной экспедиции, в области использования спутников и других важнейших научных исследований. Региональный пассажирский самолет нашей собственной разработки взмыл в голубую высь.

В-четвертых, посредством "плетения надежной и плотной сети" обеспечения жизни населения поднималось благосостояние людей. Держась принципа "человек есть основа основ", мы продолжали увеличивать капиталовложения в дело благосостояния граждан, которые пошли на обеспечение их основных жизненных потребностей и минимальных социальных гарантий, а также и на создание необходимых механизмов. Несмотря на замедление роста финансовых доходов и увеличение прессинга со стороны расходных обязательств доля госбюджетных расходов на связанные с народным благосостоянием сферы составила свыше 70 проц общего объема расходов.

Усилена работа в сфере трудоустройства и социального обеспечения. В частности, совершенствовались установки в пользу роста занятости, разработана программа ориентирования предпринимательских инициатив. В итоге занятость вузовских выпускников стабилизировалась и начала расти. Система основного страхования по старости для сельского населения была объединена с такой же системой для неработающего городского населения, притом нормы базовых пенсий по старости для пенсионеров предприятий снова выросли на 10 проц. В рамках программы обеспечения гарантированным жильем было начато строительство 7,4 млн. квартир, из которых построено в основном 5,11 млн. Повсеместно введена система временной социальной помощи, притом нормы городского и сельского прожиточного минимума выросли соответственно на 9,97 проц и 14,1 проц, а нормы пособий для инвалидов войны, членов семей павших героев, престарелых демобилизованных военнослужащих и других категорий льготников поднялись в среднем на 20 проц.

Мы продолжали продвигать работу по обеспечению справедливости в сфере образования. Активизировалось строительство учебных заведений в бедных районах, где обязательное образование поставлено слабо. Поднялся уровень финансовой поддержки учащимся из нуждающихся семей, размеры ее в виде государственных стипендиальных кредитов значительно возросли. Политика выдачи пособий средним профессиональным училищам на поддержку их бесплатного обучения распространена на третьекурсников. Осуществлялась политика получения обязательного образования поблизости от места жительства и без сдачи вступительных экзаменов, притом в 28 провинциях дети мигрирующих крестьянских рабочих получили право на участие в приемных экзаменах вузов по месту фактического проживания. Число абитуриентов, принятых в ведущие вузы из бедных сельских районов, два года подряд росло более чем на 10 проц ежегодно. Благодаря нашим усилиям доля госбюджетных ассигнований на образование в ВВП превысила 4 проц.

Продвигалась вглубь реформа медобслуживания, фармацевтики и здравоохранения. Во всех провинциях страны запущены пилотные проекты по введению страхования сельского и неработающего городского населения на случаи серьезных заболеваний, притом заложены начала системы скорой медицинской помощи. Более 95 проц населения охвачены всенародным медицинским страхованием. Углублялась комплексная реформа низовых лечебно-санитарных учреждений, постепенно совершенствовалась сеть уездного, поселкового и сельского медобслуживания. Число уездов и городов, осуществляющих пилотные проекты по реформированию государственных клиник, превысило 1300.

Активизировалось развитие как культуры, так и культурной индустрии. В частности, продвигалось осуществление важнейших культурных проектов на благо народа, проект "Радио и телевидение -- каждой деревне" поднялся на новый уровень и превратился в программу "Радио и телевидение -- каждому крестьянскому двору". Наряду с реализацией стратегии создания шедевров литературы и искусства совершенствовалась современная система культурных рынков. Бурно развертывались массовые мероприятия по укреплению здоровья. Успешно проведены Летние Юношеские Олимпийские игры в Нанкине.

В-пятых, благодаря инновациям в социальном управлении оптимизировалась социальная гармония и стабильность. Мы должным образом реагировали на стихийные бедствия и экстренные происшествия, принимали адекватные меры по разрешению социальных противоречий. В связи с этим нами были введены и усовершенствованы соответствующие механизмы, усилены меры по предвосхищению источников проблем и их устранению в интересах обеспечения безопасности граждан и сохранения хорошего общественного порядка.

В прошлом году произошли сильные землетрясения в юньнаньских уездах Лудянь и Цзингу. Мы вовремя и качественно организовали работы по ликвидации последствий возникших стихийных бедствий и успешно продвинули восстановление пострадавших районов. Нами оказывалась активная помощь африканским странам в борьбе с вирусом Эбола, эффективно предотвращался ввоз данной эпидемии в Китай. Активизировалась работа по производственной безопасности, благодаря чему общее количество аварий, число крупных и особо серьезных аварий, а также производственных ЧП в ключевых отраслях продолжало сокращаться. Специально велась борьба с "загрязнением на обеденном столе". Ситуация с безопасностью пищевых продуктов и лекарственных препаратов оставалась в целом устойчивой.

Мы всемерно продвигали исполнение административных функций в духе верховенства закона. Госсоветом представлен на рассмотрение ПК ВСНП целый ряд предложений о разработке новых либо пересмотре существующих законов, среди них 15 законов, включая Закон о безопасности пищевых продуктов, и 38 нормативно-правовых актов, включая Временное положение о раскрытии предприятиями информации. В ходе последовательного повышения транспарентности административной работы правительство в многообразных формах и в широких масштабах запрашивало мнение общественности по важнейшим своим решениям и установкам. Завершена третья общенациональная экономическая перепись. Реформирован порядок рассмотрения устных и письменных обращений граждан. Юридическая помощь оказывалась не только социальным группам, кому обеспечивается лишь прожиточный минимум, но и низкооплачиваемым категориям людей. Усилилось благоустройство городских и сельских жилых микрорайонов, введен порядок прямой регистрации четырех типов общественных организаций, включая отраслевые союзы, торговые палаты и другие организации. Беспощадно пресекались разного рода преступления. Усилилось комплексное наведение общественного порядка, обеспечивалась государственная и общественная безопасность.

Строго проводя в жизнь дух "восьми установок" ЦК КПК, мы неустанно исправляли "четыре поветрия" -- формализм, бюрократизм, гедонизм и роскошество. Неукоснительно соблюдались "три правила" Госсовета, и в итоге установлен эффективный контроль за строительством новых правительственных служебных зданий и гостиниц, за штатом правительственных учреждений и структур непроизводственной сферы, за "служебными расходами по всем трем статьям". Усилилась динамика административного и аудиторско-ревизионного контроля. Продвинулась работа в плане улучшения партийного стиля и создания неподкупного аппарата, а также борьбы с коррупцией, безжалостно пресекались всякого рода нарушения норм дисциплины и законов, целая группа коррупционеров понесла заслуженное наказание.

Мы сосредоточивались на реализации важнейших установок и мер, тщательно организовывали проверки, введя притом оценку результативности правительственной работы третьей стороной и общественностью, а также соответствующий долгосрочный механизм, что эффективно продвинуло всю работу.

Плодотворной была внешнеполитическая деятельность в 2014 году. Председатель КНР Си Цзиньпин и другие руководители страны нанесли визит во многие страны мира, приняли участие в таких важных многосторонних мероприятиях, как саммит лидеров "Большой двадцатки", встреча руководителей стран БРИКС, саммит ШОС, а также серия встреч лидеров стран по сотрудничеству в Восточной Азии, Азиатско-Европейский саммит, экономический форум в Давосе и т.д. Мы с успехом провели 22-ю неофициальную встречу лидеров АТЭС, 4-й саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Азиатский форум в Боао /Хайнань/, активно участвовали в создании многосторонних механизмов и разработке международных правил. Дипломатические отношения с ведущими странами мира при сохранении стабильности продвинулись вперед, в общении с сопредельными странами возникла новая ситуация, новые сдвиги произошли в сотрудничестве с развивающимися странами, достижения экономической дипломатии заметны. Начала осуществляться стратегия экономической полосы вдоль сухопутного Шелкового пути, а также Морского шелкового пути XXI века /"одна полоса и один путь"/, шла подготовительная работа по созданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, создан фонд Шелкового пути. Наше общение и сотрудничество со странами мира становится все более и более тесным. На международной арене все яснее проступает образ Китая как ответственной державы.

Уважаемые депутаты!

Наши достижения за истекший год -- результат осуществления научно обоснованных решений ЦК партии во главе с генсеком товарищем Си Цзиньпином, хорошо владеющим всей обстановкой в целом, и в то же время итог общих усилий и упорной работы партии, армии и народов страны. Разрешите от имени Госсовета выразить искреннюю благодарность всем народам страны, всем демократическим партиям, народным организациям и деятелям различных кругов, от всего сердца сказать спасибо соотечественникам из Сянганского и Аомэньского особых административных районов, тайваньским и зарубежным соотечественникам, искренне поблагодарить правительства стран мира и те международные организации, а также всех тех зарубежных друзей, которые оказывают внимание и поддержку делу модернизации Китая.

Но следует видеть не только собственные успехи, еще важнее не забывать о тех трудностях и вызовах, которые ждут нас на пути движения вперед. Рост капиталовложений идет вяло; новых сфер активного потребления немного; на международном рынке нет заметных позитивных изменений; стало труднее обеспечивать устойчивый рост экономики, по-прежнему налицо риски и опасности в некоторых сферах. Цены на промышленную продукцию продолжают падать, растет себестоимость факторов производства, у мелких и микропредприятий довольно остро стоят проблемы с финансированием и его дороговизной; предприятия испытывают все больше трудностей в производственно-хозяйственной деятельности. Формы экономического развития относительно экстенсивны, недоразвиты инновационные способности, режет глаза проблема с избыточными производственными мощностями, основа сельского хозяйства остается слабой. Вызывают немало нареканий со стороны граждан такие социальные проблемы, как медицинское обслуживание, обеспечение достойной старости, жилье, транспорт, образование, распределение доходов, безопасность пищевых продуктов, общественный порядок и т.д. Кое-где серьезно загрязнена окружающая среда, а также время от времени возникают крупные аварии. Работа правительства все еще оставляет желать лучшего, кое-какие установки и меры осуществляются не полностью. Горстка работников правительственных органов своевольничает, кое-какие коррупционные деяния просто потрясают, а некоторые чиновники бездельничают, занимают должность, но не делают того, что положено. Мы должны смотреть в лицо названным проблемам и при спокойной жизни и полном порядке не забывать об опасностях и смутах. Нужно смело брать на себя ответственность, чтобы выполнить возложенную на нас историческую миссию и оправдать доверие народа.

II. ОБЩИЙ ПЛАН РАБОТЫ НА 2015 ГОД

Наша страна по-прежнему самая большая в мире развивающаяся страна, которая находится и будет еще долго находиться на начальной стадии социализма. Поэтому развитие у нас остается непреложным законом вещей и явлений, основой и ключом для разрешения всех и всяких проблем. Устранение разного рода противоречий и рисков, перешагивание через "ловушку среднего дохода" и осуществление модернизации -- все это, если смотреть в корень, осуществимо лишь за счет развития. А для развития необходимы разумные темпы роста. В то же время развитие нашей экономики вступает в то свое новое нормальное состояние и в тот ключевой период, когда нужно преодолевать серьезные преграды на собственном пути, когда системно-институциональные пороки и структурные противоречия превращаются в "тигра, преграждающего путь", когда об устойчивом здоровом развитии не может быть и речи без углубления реформ и структурной перестройки экономики. Нам необходимо без малейших колебаний твердо рассматривать экономическое строительство как центральное звено и практически заниматься развитием как наиважнейшей задачей в деле управления государством и его подъема. Следует неустанно продвигать научно обоснованное развитие путем реформ, ускорять трансформацию форм развития экономики, обеспечивать качественность, эффективность и устойчивость развития.

Сегодня, когда мировая экономика переживает процесс глубокого регулирования, когда движущих сил для ее оживления недостаточно, когда растет геополитическое воздействие на нее и множатся факторы неопределенности, международное сообщество пришло к единству мнений о необходимости стимулирования экономического роста, повышения занятости и структурной перестройки. Прессинг из-за нисходящей тенденции экономического роста Китая все еще усиливается, по ходу нашего развития проступают глубинные противоречия, а значит, трудностей в текущем году ожидается гораздо больше и притом более серьезных, чем в прошлом. В то же время Китай по-прежнему находится на многообещающей стадии стратегического развития, когда можно многое что сделать, и для нашего развития имеется огромный потенциал, необходимая упругость и пространство для маневрирования. Набирают обороты индустриализация нового типа, информатизация, урбанизация и сельскохозяйственная модернизация. Все прочнее становится фундамент развития, а наши реформы уже "дают дивиденды". Накоплен немалый опыт и в макрорегулировании. Так что нам необходимо повышать бдительность против возможных бед и опасностей, укреплять веру в победу и постоянно удерживать инициативу в интересах развития.

Текущий год -- ключевой год всестороннего углубления реформ, первый год всестороннего продвижения верховенства закона в государственном управлении, а также решающий год стабилизации темпов роста экономики и регулирования ее структуры. Общие требования к работе правительства в текущем году состоят в том, чтобы, высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, руководствуясь теорией Дэн Сяопина, важными идеями тройного представительства и научной концепцией развития, полностью претворяя в жизнь дух XVIII съезда партии, 3-го и 4-го пленумов ЦК КПК 18-го созыва, а также целого ряда важных выступлений генсека Си Цзиньпина, в соответствии со стратегическим планом о полном построении среднезажиточного общества, всестороннем углублении реформ, полном обеспечении законности в госуправлении и полном осуществлении строгого внутрипартийного управления инициативно адаптироваться к новому нормальному состоянию экономического развития, а при необходимости задавать ему нужное направление. Твердо держаться общего настроя на устремленность вперед при сохранении стабильности, поддерживать функционирование экономики в разумных пределах, сосредоточивать силы на повышении качества и эффективности экономического роста, отводить более важное место трансформации моделей развития и структурному регулированию, делать упор на преодоление сложностей, возникающих в процессе реформ. Выделять стимулирующую роль инноваций, усиливать предупреждение рисков и обеспечение народного благосостояния, правильно разрешать взаимоотношения между реформой, развитием и стабильностью. Всесторонне продвигать социалистическое экономическое, политическое, культурное и социальное строительство, а также и строительство экологической цивилизации. Стимулировать устойчивое и здоровое развитие экономики, социальную гармонию и стабильность.

Руководствуясь этими общими требованиями, мы должны ставить перед собой двойную цель -- удерживать сравнительно высокий уровень развития при сохранении средних и быстрых темпов экономического роста, по-прежнему поддерживать стабильность установок и предполагаемых показателей, увязывать стимулирование реформ со структурной перестройкой экономики. Главными "моторами" для развития экономики должны служить широкая предпринимательская инициатива и массовая инновационная деятельность, а равно и увеличение предложения общественных благ и общественных услуг. Все эти меры направлены на сохранение позитивной тенденции нашего развития при "переключении скоростей", обеспечение его количественного роста при повышении его качества. Словом, необходимо обеспечивать как повышение качества и эффективности китайской экономики, так и ее модернизацию.

Главные предполагаемые показатели по социально-экономическому развитию на нынешний год будут следующими: ВВП увеличится примерно на 7 проц при трехпроцентном росте потребительских цен; в городах будет создано более 10 млн. новых рабочих мест, а коэффициент городской зарегистрированной безработицы станет удерживаться в пределах 4,5 проц; оборот импорта-экспорта расширится примерно на 6 проц при сохранении равновесия международного платежного баланса, а рост доходов населения пойдет синхронно с развитием экономики. Энергоемкость ВВП снизится более чем на 3,1 проц, а выбросы основных видов загрязняющих веществ будут продолжать сокращаться.

C учетом наших собственных потребностей и возможностей рост экономики предположительно составит около 7 проц. Он стыкуется с задачами полного построения среднезажиточного общества, отвечает требованиям увеличения общего объема экономики и ее структурного обновления, закономерностям развития, нашей объективной реальности. При довольно длительном поддержании таких темпов развития для осуществления модернизации будет создан более солидный материальный фундамент. Устойчивый рост нужен и для поддержания трудоустройства. Вслед за повышением удельного веса сервиса, а также увеличения числа мелких и микропредприятий и наращивания общего объема экономики семипроцентный прирост поможет нам обеспечить относительно полное трудоустройство. Все регионы должны под углом зрения местных реалий энергично идти вперед и выявлять собственный потенциал, всемерно стремиться к более хорошим результатам.

Для того, чтобы в текущем году можно было хорошо выполнить всю свою работу, правительству важно проделать следующее:

Во-первых, стабилизировать и усовершенствовать макроэкономическую политику. Здесь важно продолжать активную финансовую и взвешенную монетарную политику, уделяя гораздо больше внимания упреждающему и микроуровневому регулированию, а равно и целевому упорядочению, разумно используя прирост финансовых средств, активизируя их резервы и направляя их на адресную поддержку слабых звеньев. Следует поддерживать стабильность макроэкономики живыми силами микроэкономики, ширить спрос за счет инноваций в предложении, обеспечивать совокупный баланс экономики путем ее структурной перестройки, удерживать функционирование экономики в разумных пределах.

При реализации активной финансовой политики нужно наращивать ее интенсивность и повышать ее эффективность. В нынешнем году финансовый дефицит планируется в размере 1,62 трлн. юаней, что на 270 млрд. юаней больше, чем в прошлом, удельный вес финансового дефицита по отношению к ВВП увеличится до 2,3 проц против 2,1 проц в 2014 году. Притом дефицит центрального бюджета составит 1,12 трлн. юаней с приростом на 170 млрд. юаней, а дефицит местных бюджетов составит 500 млрд. юаней с увеличением на 100 млрд. юаней. Следует налаживать взаимосвязь между долговым управлением и поддержанием устойчивого роста, обновлять и совершенствовать механизм заемного финансирования местных правительств. Допускать выпуск целевых облигаций на разумную сумму. Обеспечивать последующее финансирование строящихся объектов, отвечающих установленным критериям, предотвращая и устраняя тем самым скрытые риски. При оптимизации структуры финансовых расходов нужно всемерно активизировать их резервы и повышать эффективность использования. Предстоит продолжать структурное сокращение налогов и тотальное понижение денежных сборов в целях дальнейшего облегчения бремени предприятий и прежде всего мелких и микропредприятий.

У взвешенной монетарной политики должна быть адекватная эластичность. Денежный агрегат М2 предполагается увеличить примерно на 12 проц, однако в процессе фактического функционирования его прирост может быть несколько выше с учетом требований экономического развития. Важно при усилении и улучшении осмотрительного макроуправления гибко применять такие инструменты денежной политики, как операции на открытых рынках, процентные ставки, проценты отчислений в резервный фонд по депозитам, перекредитование и т.п., и тем самым поддерживать устойчивый рост как предложения денег и кредитов, так и масштабов общественного финансирования. Следует ускорять денежный оборот, оптимизировать структуру кредитования, повышать удельный вес прямого финансирования, снижать себестоимость общественного финансирования, тем самым привлекать больше финансовых ресурсов в реальный сектор экономики.

Во-вторых, обеспечивать сбалансированность стабилизации темпов роста и структурной перестройки экономики. Китайская экономика стоит теперь перед лицом "противоречий, наслоившихся друг на друга за три параллельного периода времени", растет сдерживание со стороны ресурсов и экологии, повышается себестоимость рабочей силы и прочих факторов производства. Поэтому уже трудно держаться на модели развития, предполагающей огромные капиталовложения и энергозатраты, однобокую погоню за количественным ростом. Здесь нужно вести экономику по ходу стабилизации темпов роста к оптимизации ее структуры. С одной стороны, стабилизировать темпы ее роста, обеспечивать как устойчивое ее функционирование, так и продолжительный рост занятости населения и его доходов, чтобы создать благоприятные условия для перестройки экономической структуры и трансформации моделей ее развития, с другой же посредством структурного регулирования заложить прочный фундамент для сохранения устойчивого роста. Предстоит увеличивать вложения в НИОКР и совокупную производительность факторов производства. Одновременно повышать качество и стандарты отечественной продукции, культивировать собственные бренды. Стимулировать рост удельного веса индустрии сервиса и новых стратегических производств, поднимать их на новый уровень. При оптимизации пространственной архитектоники экономического развития ускорять культивирование новых точек и новых полюсов экономического роста, обеспечивать тем самым обновление экономики в ходе ее развития, а в ходе обновления добиваться нового развития.

В-третьих, культивировать новые движущие силы социально-экономического развития, ускорять их рост. Сейчас, когда традиционные движущие силы экономического роста слабеют, необходимо повышать динамичность структурных реформ, ускорять осуществление стратегии инновационного развития, реконструировать старые "двигатели" и создавать новые. С одной стороны, предполагается увеличить предложение общественных благ и услуг, нарастить динамику правительственных вложений в просвещение, здравоохранение и т.д., поощрять участие общественных сил и повысить эффективность предоставления услуг. Это не только восполнит пробелы и улучшит жизнь людей, но и пойдет на благо расширения спроса и стимулирования развития. С другой стороны, необходимо пробуждать массовое предпринимательство и масштабные инновации. Это поможет не только расширению трудоустройства и росту доходов населения, но и пойдет на пользу вертикальной социальной мобильности, социальному равноправию и справедливости. В Китае 1,3 млрд. населения, среди которых 900 млн. рабочей силы, у нашего трудолюбивого и мудрого народа неиссякаемые творческие силы, и оживление этих многомиллионных рыночных ячеек неизбежно выльется в огромную энергию развития. Это обязательно даст нам выдержать прессинг, обусловленный нисходящей тенденцией экономического роста, и зарядит китайскую экономику неиссякаемой жизненной энергией. Смело идя на самореволюцию, правительство должно оставлять достаточное пространство предприятиям и обществу, создавать арену для справедливой конкуренции. Частным лицам и предприятиям нужно в свою очередь находить в себе смелость на предложение предпринимательских и инновационных инициатив, а обществу в целом -- на широкое формирование культуры предпринимательства и инновации, чтобы в ходе создания богатства люди еще лучше удовлетворяли собственные духовные запросы и обеспечивали их самореализацию.

Текущий год -- завершающий год 12-й пятилетки. Наряду с выполнением целей и задач программы 12-й пятилетки нам нужно по-реформаторски, с инновационным подходом и научной методологией качественно провести работу по составлению основных положений 13-й пятилетней программы, тщательно распланировать развитие на будущее пятилетие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: