double arrow

Сущность инновационной деятельности предприятия

Инновация (от лат. innovatis - обновление, новинка, изменение) – конечный результат интеллектуальной деятельности (научно-технических исследований, открытий, изобретений, научных идей), проявляющаяся в виде некоторого объекта, как нового (системы, технологий, оборудования, товаров, услуг), так и качественно отличного от его аналога [4, с.203].

Инновационная деятельность предприятия (ИД) это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планированием, финансированием и координацией научно-технического прогресса; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития научно-технического прогресса и повышение его социально-экономической эффективности [5, с.80-87].

Инновационная стратегия новаторов всегда ориентирована на то, чтобы превзойти конкурентов в создании новшества, уникального в своей области, успешно внедренного и приносящего прибыль или эффект.
Инновации на микроуровне могут разрабатываться и реализоваться:

а) группой изобретателей, следующих принципам научно-технического предпринимательства для достижения конкретных научных целей и стремящихся своими силами самостоятельно осуществить разработку и продвижение наукоемкой продукции как объекта интеллектуальной собственности;

б) всем коллективом предприятия, выявившим скрытые и явные потребности рынка, поставившим своей целью вовлечение новых технологий в хозяйственный оборот для создания новой конкурентоспособной продукции.

При этом важно разделять, создаются ли технологии для реализации на рынке инноваций или для применения в собственном производстве.
На практике большинство руководителей предприятий не придают высоких приоритетов стратегиям инновационного развития, и отождествляет инновации с производственно-хозяйственным уровнем принятия решений, что является ошибочным [13, с.283].

Разработку и реализацию новых технологий следует относить к стратегически важным управленческим решениям и всемерно стремиться:

1 Выводить инновационные процессы с производственно-хозяйственного и функционального уровней на корпоративный.

2 Повышать роль, иерархический статус и стратегическое значение инновационного развития по отношению к другим направлениям роста и развития фирмы.

3 Устанавливать динамичное соответствие между инновационной и другой перспективной деятельностью предприятий с анализом взаимосвязей направлений корпоративного роста и развития, применением менеджментом предприятия принципов гибридного интеллекта, стратегического управления к процессам разработки и создания новых технологий, продуктов, услуг, видов деятельности, осуществляемых как ранее в индустриальный, так и нынешний современный период развития экономики [6, с.215].

Общая классификация инноваций представлена в таблице (1).

Таблица 1 – Классификация основных видов инноваций

Критерий Основные типы инноваций Определение
Степень новизны Базисная (радикальная инновация) Нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений

Продолжение таблицы 1

Критерий Основные типы инноваций Определение
Степень новизны Улучшающая (приростная) инновация Нововведение, направленное на улучшение параметров производимых продуктов и используемых технологий, совершенствование продукции и технологических процессов
Характер практической деятельности Производственная Воплощается в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса, т.е. представляет собой реализацию нового знания в новых продуктах, услугах или введение новых элементов в производственный процесс
Управленческая инновация Новое знание, которое воплощено в новых управленческих технологиях, в новых административных процессах и организационных структурах
Технологические параметры Продуктовая Получение нового продукта или услуги с целью удовлетворения определенной потребности на рынке
Процессная Новые элементы, введенные в производственные, управленческие, организационные, маркетинговые и другие процессы


В инновационном процессе выделяют следующие стадии:

1 Фундаментальные исследования (получение или появление новых научных знаний).

2 Научно - исследовательские работы - НИР (создание и испытание прототипа);

3 Опытно - конструкторские разработки - ОКР (выработка технологии, способов и методов производства, ноу-хау).

4 Коммерциализация и производство (проведение маркетинга, патентно-правовой и экономической защиты, бизнес-планирования, обеспечение оборудованием, выпуск продукции).

5 Продажа товара, а также лицензий и патентов (организация системы эксплуатации и сервиса, оказание технической помощи).

6 Завершение инновации (свертывание производства, его реконструкция, переобучение персонала) [18, с.288-295].
Потребность в осуществлении инновационной деятельности на предприятии обусловлена:

1 Усилением интенсивных факторов развития производства, которые способствуют применению научно-технического прогресса во всех сферах экономической деятельности.

2 Определяющей ролью науки в повышении эффективности разработки и внедрения новой техники.

3 Необходимостью существенного сокращения сроков создания, освоения новой техники.

4 Повышением технического уровня производства.

5 Необходимостью развития массового творчества изобретателей и рационализаторов.

6 Спецификой прогресса научно-технического производства (имеющая место неопределенность затрат и результатов, риск и возможность получения отрицательных результатов).

7 Увеличением затрат и ухудшением экономических показателей предприятий при освоении новой продукции.

8 Быстрым моральным старением техники и технологии.

9 Объективной необходимостью ускоренного внедрения новой техники и технологии и т.д. [17, с.55].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: