Характеристика ОАО «ЗСМК». Оценка финансового состояния и результатов хозяйственной деятельности

ОАО «ЗСМК» входит в число 9 крупных металлургических комбинатов, на которых в основном сосредоточено производство стали и стального проката в России.

В России основные потребители продукции расположены в Центральном регионе, особенно в Москве и области. Традиционно сильны позиции комбината в Сибирском и Уральском регионе.

Основными направлениями экспорта продукции ОАО «ЗСМК» являются страны Юго-Восточной Азии. Крупнейшими рынками сбыта являются Таиланд, Гонконг, Филиппины и Тайвань. На среднем Востоке ОАО «ЗСМК» поставляет свою продукцию в Иран. Основной объем экспортных поставок приходится на квадратную заготовку, которая в мировой практике редко становится объектом для защитных мер. Уровень себестоимости ее производства на ОАО «ЗСМК» позволяет уверенно конкурировать на мировом рынке металлургических полуфабрикатов.

Наибольшую опасность для сбыта продукции предприятием на внутреннем рынке представляет импорт из Украины по демпинговым ценам. Однако, Правительство РФ предприняло защитные меры по отношению к арматуре и швеллеру из Украины, установив пошлины на поставки данных продуктов в Россию.

С начала 2005 года мировые цены на металлургическую продукцию стали снижаться, что связано, во-первых, с тем, что китайские мощности по производству стали превзошли потребности внутреннего рынка страны, и Китай из крупнейшего импортера стали превратился в нетто-импортера, а во-вторых, с общим замедлением мирового экономического роста. Учитывая конъюнктуру рынка, производители стали начали снижать объемы производства. Высокая ориентированность крупнейших производителей стали на величину прибыли по сравнению с объемами, позволяет ожидать во второй половине 2005 года постепенное выравнивание баланса спроса и предложения и определенное повышение цен на стальную продукцию. Однако, следует учитывать, что 2004 год был пиковым для мировой черной металлургии, и цены на стальную продукцию не смогут в ближайших фазах экономического цикла вернуться на уровень 2004 года.

Из-за переполнения отечественного рынка металлопрокатом, из-за жесткой конкуренции на отечественном рынке, а также из-за мирового перепроизводства продукции черной металлургии, жестких мер, принимаемых США и странами ЕЭС для защиты своих товаропроизводителей, общий объем производства металлопроката может упасть. Повышение тарифов на услуги естественных монополий (электроэнергия, железнодорожные перевозки), повышение цен на сырье и материалы может привести к повышению себестоимости металлопроката [26, с. 114-120].

Таблица 7 – Выпуск стали ведущими игроками мирового рынка в I квартале 2006г., млн.т.

Страна Март 2006 Февраль 2006 Март 2005 Изменение к марту 2005, % Январь-март 2006 Изменение к январю-марту 2005
Китай 32,9 29,5 27,4 20,1 92,2 17,6
Япония 9,7 8,9 9,6 0,7 28,0 0,8
США 8,4 7,7 8,2 2,2 24,2 0,3
Россия 5,9 5,3 5,7 3,5 16,9 4,5
Ю.Корея 4,0 3,7 4,1 -2,0 11,7 -1,0
Индия 3,6 2,3 3,1 16,1 10,4 16,8
Германия 4,1 3,7 4,0 2,5 11,3 -3,4
Украина 3,1 2,8 3,5 -11,8 9,1 -7,1
Бразилия 2,5 2,3 2,8 -9,4 7,2 -9,5
Италия 2,8 2,6 2,7 5,7 7,9 2,8
Прочие 22,8 21,4 22,2 2,7 65,4 0,2
Всего 99,7 89,9 93,1 7,1 284,2 5,4

Производство стали ведущими мировыми державами по-прежнему увеличивается, хотя темпы роста уже не такие впечатляющие. Так, по данным International Iron & Steel Institute (IISI), в январе-марте 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года мировое производство стали увеличилось на 5,4% – до 284,2 млн. т. (таблица 7).

Вместе с тем, необходимо отметить, что этот рост в основном был обеспечен за счет Китая, который нарастил объемы производства на 17,6% до 92,2 млн. т (32,4% от мирового производства). Другие лидеры в основной своей массе не изменили, а некоторые даже снизили объемы производства. Исключение составили Индия (+16,8%) и Россия (+4,5%).

Доля производства стали ОАО «ЗСМК» представлена на рисунке (5).

Для предотвращения спада производства предприятию необходимо помимо повышения качества металлопродукции и расширения номенклатуры, освоить производство видов металлопроката, пользующихся спросом на мировых рынках, внедрить передовые информационные технологии автоматизированного управления производством, расширять сырьевую базу, расширять внутренние рынки сбыта [12].

Рисунок 5 Структура производства стали в России, 2005 год

Для уменьшения влияния негативных факторов, обеспечения функциональной устойчивости и повышения конкурентоспособности «Западно-Сибирским металлургическим предприятием» запланированы и проводятся следующие мероприятия:

- по вхождению ОАО «ЗСМК» в крупную холдинговую структуру, способную представлять интересы эмитента в государственных и международных отношениях;

- по развитию технического уровня, внедрению новых технологий и освоению новых перспективных видов металлопродукции;

- по развитию сырьевой базы;

- по снижению общего уровня издержек предприятия с целью снижения себестоимости продукции и сохранения эффективности производства в условиях ограниченного роста цен [12].

ОАО «ЗСМК» проводятся мероприятия по модернизации оборудования, внедрению современных технологий производства стального проката – машины непрерывного литья заготовок, повышению качества продукции и выпуску новой продукции, пользующейся спросом, налаживанию эффективной системы сбыта. Основная, т.е. преобладающая и имеющая приоритетное значение для комбината хозяйственная деятельность- это производство и реализация металлопроката. Основная продукция ОАО «ЗСМК» представлена в таблице (8).

Таблица 8 – Основная продукция Западно-Сибирского металлургического комбината

Производство Виды продукции
Металлургическая продукция Чугун передельный, стальные слитки, чугунное и стальное литье, поковки
Прокатная продукция Заготовки для переката, круг, арматура, уголок, балки и швеллеры, шахтные стойки
Коксохимическая продукция Кокс сухого тушения, угольный концентрат, сульфат аммония, фталевый ангидрид, бензол, толуол, сольвент, масла каменноугольные, пек каменноугольный и нафталин
Метизная продукция Стальная сварочная, в том числе легированная и омедненная для холодной высадки из углеродистой и легированной стали, для армирования железобетонных конструкций, стальную углеродистую для холодной высадки, стальную низкоуглеродистую общего назначения, гвозди, сетка стальная плетеная

Доля выручки комбината от такой основной хозяйственной деятельности в общей сумме полученных за соответствующий отчетный период доходов за пять последних завершенных финансовых лет, а также за первый квартал текущего 2006 финансового года представлена в таблице (9).

Таблица 9 – Доля выручки комбината от основной хозяйственной деятельности

Наименование показателя   2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 1 кв. 2006 г.
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), всего, тыс. руб. 17 803 140 22 358 452 32 555 859 56 174 291 55 492 015 14 084 827
в том числе: объем выручки от продажи металлопроката, тыс. руб. 16 030 505 19 456 014 28 986 704 46 910 255 45 318 757 12 279 905
Доля металлопроката от общего объема выручки, % 90,0 87,0 89,0 83,5 81,7 87,2
Изменение размера выручки по сравнению с соответствующим отчетным периодом, % +12,4 +21,4 +50 +61,8 -3,51  

Динамика показателей, характеризующих прибыльность и убыточность ОАО «ЗСМК» за пять последних завершенных финансовых лет и на дату окончания первого квартала текущего 2006 финансового года представлена в таблице (10).

Таблица 10 – Динамика показателей, характеризующих прибыльность и убыточность ОАО «ЗСМК»

Наименование показателя           1 кв. 2006
Выручка, тыс. руб. 17 803 140 22 358 452 32 555 859 56 174 291 55 492 015 14 084 827
Валовая прибыль, тыс. руб. 924 569 3 985 545 8 481 552 21 237 548 11 355 952 2 702 514
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), тыс. руб. (-)1 739 044 752 861 4 752 361 13 118 523 6 488 236 1 370 673
Рентабельность собственного капитала, % (-) 163,4 42,9 74,1 67,8 26,44 5,29
Рентабельность активов, % (-) 12,2 5,1 28,0 44,6 17,88 3,68
Коэффициент чистой прибыльности, % (-) 9,8 3,4 14,6 23,4 11,69 9,73
Рентабельность продукции (продаж), % 4,0 9,4 18,8 32,4 14,61 13,78
Оборачиваемость капитала, раз 15,9 2,6 2,5 2,1 1,84 0,45

За 2005 год реализовано товарной металлопродукции на 45 319 млн. руб., недополучено выручки к уровню 2004 года 1 591 млн. руб. в том числе за счет:

- снижения цен на металлопрокат на 6% из-за ухудшения конъюнктуры как на внутреннем так и на внешних рынках сбыта; -

- снижения курса доллара на 0,53 руб./$;

- изменения структуры отгрузки металлопроката в результате уменьшения доли экспорта до 46% против 52,2%;

- увеличения отгрузки товарной металлопродукции из-за увеличения объемов производства.

По состоянию на 31 декабря 2005 г. финансовое состояние и хозяйственная деятельность предприятия характеризуется следующими показателями, представленными на рисунке (6) и в таблице (11).

Рисунок 6 Динамика производственных показателей ОАО «ЗСМК» в 2003-2005гг., тыс.т.

Производство основных видов продукции в 2005 году выше уровня 2004 года, кроме кокса. Производство кокса снижено на 24 973 тонн из-за ограничения рынка сбыта. Производство чугуна увеличено на 14 925 тонн за счет ввода в эксплуатацию доменной печи №2 после ремонта.

Таблица 11 – Динамика производства основных видов продукции

Наименование продукции 2003 год, тыс. тонн 2004 год, тыс. тонн 2005 год, тыс. тонн Отклонение 2005 г. к 2004 г.
+/- %
Чугун 4 897 4 558 4 573 +15 100,3
Сталь, всего 5 931 5 603 5 683 +80 101,4
Заготовка МНЛЗ - 1 143 1 281 +138 112,1
Прокат товарный 5 318 5 009 5 034 +25 100,5
Проволока       +21 110,2

Продолжение таблицы 11

Наименование продукции 2003 год, тыс. тонн 2004 год, тыс. тонн 2005 год, тыс. тонн Отклонение 2005 г. к 2004 г.
+/- %
Проволока       +21 110,2
Агломерат 7 295 7 094   -310 95,6
Кокс 6 % влажности 3 410 3 383 3 358 -25 99,3
Концентрат - 3 686 3 650 -36 99,0

На увеличение производства стали на 79 573 тонн, повлияло снижение расхода чугуна на сталь, разливаемую в слитки (на 3 кг/т) и на МНЛЗ (на 34,5 кг/т). Снижение расхода чугуна на сталь МНЛЗ связано с вводом в действие печи-ковша в апреле 2005 года.

Производство проката товарного в 2005 году увеличено на 24 672 тонн по сравнению с 2004 годом, но выручка от реализации товарной продукции снижена на 682 276 тыс. руб., что связано с одновременным снижением цен на внутреннем и внешнем рынках на прокат. Средняя цена на прокат снижена против уровня 2004 г. на 574 руб. (6%). Рост затрат объясняется увеличением цен на услуги естественных монополий (газ, электроэнергия, ЖДТ), а так же на сырье и особенно уголь. Против 2004 г. цены на ЖРС увеличились в среднем на 14%, на уголь на 38%.

Показатели результативности предприятия, представленные в таблице (12) имеют тенденцию к уменьшению. Так, за рассматриваемый период затраты на 1 руб. товарной продукции составили 85,4 коп. против 67,6 коп. в 2004 г. Соответственно, рентабельность от продаж за 2005 г. составила 14,6% против достигнутого уровня в 2004 г. – 32,4%. Прибыли от продаж получено 8 105 623 тыс. руб. против 18 199 455 тыс. руб. в 2004 г.

Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия приведены в таблице (13).

Таблица 12 - Экономические показатели деятельности ОАО «ЗСМК»

Наименование показателя 2004 год   2005 год   Отклонения к 2004 году
Выручка от реализации, тыс. руб. 56 174 291 55 492 015 -682 276
Себестоимость, тыс. руб. 37 974 836 47 386 392 +9 411 556
Прибыль от продаж, тыс. руб. 18 199 455 8 105 623 -10 093 832
Рентабельность продаж, % 32,4 14,6 -17,8
Чистая прибыль, тыс. руб. 13 118 523 6 488 236 -6 630 287

Таблица 13 – Показатели платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия

Показатель Методика расчета 31.12.2005 31.12.2004 Норматив
Коэффициенты ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / краткосрочные обязательства 3,0 4,67 1,0 – 2,0
Коэффициент абсолютной ликвидности (Краткосрочные финансовые вложения + денежные средства) / краткосрочные обязательства 0,31 0,25 0,05-0,2
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Капитал и резервы + доходы будущих периодов + резервы предстоящих расходов - внеоборотные активы) / оборотные активы 0,36 0,33 > 0,1
Коэффициент финансовой независимости Капитал и резервы / валюта баланса 0,68 0,66 0,5

Коэффициент текущей ликвидности.

Показывает, какую часть наиболее срочных обязательств (краткосрочных кредитов, краткосрочных займов и кредиторской задолженности) предприятие способно погасить, направив на расчеты с кредиторами сумму, эквивалентную балансовой стоимости всех оборотных активов, включая запасы.

В 2005г ЗСМК обладает значительным объемом оборотных активов и имеет возможность полного погашения текущих обязательств [12, с.7].

Коэффициент абсолютной ликвидности.

Показывает, какую часть краткосрочных заемных обязательств предприятие способно погасить, направив на расчеты с кредиторами имеющиеся денежные средства.

За 2005 год увеличилось значение данного показателя, предприятие располагает требуемым объемом денежных средств для погашения части краткосрочных кредиторских долгов, не привлекая в расчеты средства в запасах, т.е. не останавливая производственный цикл.

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.

Значение данного коэффициента соответствует нормальному уровню, предприятие обеспечено собственными оборотными средствами.

Коэффициент финансовой независимости.

Показывает, какая часть совокупных пассивов представлена собственным капиталом.

Фактически в течение 2005 г. удельный вес собственных источников увеличен до 68%. Указанное изменение носит позитивный характер и свидетельствуют об усилении финансового потенциала.

На тенденции развития в металлургической отрасли влияют две группы факторов: внутренние и внешние.

Внутренние факторы: данная отрасль в большой степени подвержена цикличным колебаниям. В настоящее время отрасль находится на спаде. Это выражается в уменьшении объемов продаж, а следовательно, и объемов производства. К внутренним тенденциям также относится и конкуренция в отрасли. В настоящее время основными конкурентами для комбината по основным видам деятельности (арматура, катанка, круглый прокат, проволока, швеллер, балка) являются ОАО «Стальная группа «Мечел», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Северсталь» [19, с.210].

В ближайшее время ожидается усиление конкурентной борьбы в области сортового проката в связи с завершением строительства в уральском регионе мини-заводов по производству сортового проката и завершения строительства на Магнитогорском металлургическом комбинате стана сортового проката. Помимо внутренней конкуренции ожидается ужесточение конкуренции продукции ОАО «ЗСМК» с аналогичной продукцией зарубежных предприятий. Особое опасение вызывает КНР, по причине лавинообразного развития промышленности, в том числе и черной металлургии, и по причине территориальной приближенности к рынкам сбыта продукции ОАО «ЗСМК».

К внешним факторам можно отнести ценовую политику и динамику цен на сырье, энергоресурсы и потребности рынка в продукции. На сегодняшний день эти факторы складываются весьма неблагоприятно для предприятия, как уже говорилось, рынок насыщен и спрос на продукцию невысок. Ситуацию можно исправить развитием строительной отрасли, например путем развития ипотечного кредитования. Для снижения зависимости от цен на энергоносители сейчас реализуются проекты по строительству собственных генерирующих мощностей. Для уменьшения зависимости от поставщиков сырья ведутся работы по оптимизации источников сырья.

В ближайшей перспективе ОАО «ЗСМК» не планирует менять направление своей основной деятельности – производство металлопроката. Развитие комбината планируется в нескольких направлениях:

1 Расширение сортамента товарной продукции.

2 Переход на более современные технологии производства продукции, в частности, переход на технологии непрерывной разливки стали, переход на внепечную обработку стали в агрегатах ковш-печь и др.

3 Помимо перехода на новые технологии ведется работа по реализации мероприятий, направленных на снижение экологической нагрузки на город Новокузнецк, на снижение себестоимости продукции, на снижение зависимости от внешних монополий - поставщиков энергетических ресурсов и на улучшение логистики материальных потоков внутри комбината.

Уровень себестоимости производства квадратной заготовки на ОАО «ЗСМК» позволяет уверенно конкурировать на рынке металлургических полуфабрикатов. С появлением в гамме продукции непрерывно-литой слябы экспортные возможности ОАО «ЗСМК» существенно возрастут.

Наибольшую опасность для сбыта продукции представляет импорт из Украины по демпинговым ценам. Однако, Правительством РФ предприняты защитные меры по отношению к арматуре и швеллеру из Украины, установлены пошлины на поставки данных продуктов в РФ. Таким образом, можно сказать, что в целом рыночные позиции предприятия защищены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: