Основные педагогические понятия

Задание №1. Дать определение понятиям:
Диагностика-это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контроль-это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка-это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметка – это

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обученность - это _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мониторинг - это
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Из истории вопроса.

Задание № 2. Прочитайте содержание ответа на 2 вопрос темы и подчеркните одной линией ту информацию, которая на ваш взгляд необходима при работе с детьми и волнистой информацию, которая дана для общего развития.
Контролирование, оценивание знаний, умений обучаемых необходимые составные части процесса обучения - это очень древние компоненты педагогической технологии.
Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются постоянными спутниками школы, сопровождают ее развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать отметка должна ли она быть индикатором качества - категорическим определением успеваемости обучаемого или же, наоборот, должна существовать, как показатель той или иной системы (методики) обучения.
В учебнике истории педагогики говорится, что первой к этой системе оценивания обратилась Германия. И первая трехбалльная система оценок возникла в средневековой Германии. Каждый балл обозначал разряд, место ученика среди других учащихся класса по успеваемости (1-й лучший, 2-й средний, 3-й худший). Позже, средний разряд, т.е. большинство учеников, были разделены на классы, отсюда и появилась пятибалльная система оценивания, которую и заимствовали педагоги России.

До революции в России существовала шестибальная система оценивания знаний (с баллами от 0 до 5). В 1918 году оценку «0» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использоваться все реже. А, начиная, с 50-х годов все меньше стала использоваться и оценка «2». Пятибалльная система оценивания фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, которые не могут учиться на «4» и «5» эта шкала стала двухбалльной.

Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, ничего не дали. Поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса: использовать ли в школах оценки или обходиться без них при осуществлении контроля за знаниями учащихся? Противоречивый характер школьной отметки отметил еще Я.А.Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно и взвешенно пользоваться своим правом на отметку.

России в 1918 года выходит постановление Народного Комиссариата «Об отмене оценок». Вместе с оценками были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учёта и контролирования успеваемости учащихся. Но обучение без оценок и фактически без контроля не дало и не могло дать результатов. Стало понятно, что «радостная перспектива приобретения знаний», а также «заложенное самой природой, стремление к знаниям» не являются действительными стимулами в учебной деятельности школьников.

Понятие «педагогическая диагностика» была предложена К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 году в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики.

Инструментарий педагогической диагностики создавался в течение последних 100 лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизительно в 1864 году “scale books” (шкалирование книги) англичанина Джорджа Фишера. В 1894 году американец Дж. М. Райс применил свои таблицы по проверке знаний орфографии для изучения эффективности дидактических приемов.

Диагностическая деятельность, направленная на определение квалификации, в гораздо большей степени зависит от соответствующих структур и требований. В качестве самого раннего примера диагностики личной успеваемости при получении должности в литературе упоминаются китайские экзамены в системе общественных служб, проходившие более тысячи лет до нашей эры. В большинстве европейских государств в период между 1790 и 1870 годов были введены экзамены для приема на государственную службу. Общественно-значимым следствием было обеспечиваемое ими равенство шансов у всех претендентов на должности. В современной России научно-исследовательские учреждения РАО предложили новые оценочные шкалы, которые проходят экспериментальную проверку в различных регионах страны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибальную систему оценивания. Введение ЕГЭ - это также элемент диагностики. Вывод: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


3.Диагностика качества обучения.

В педагогическом процессе диагностика используется не разово и не одномоментно, потому что учебный процесс представляет собой сложную систему отношений деятельности, общения, усвоений, творчества, развития организма и психики, формирования свойств личности.

Диагностическая информация включает в себя сведения о состоянии объекта, степени его соответствия норме, тенденциях его движения и развития.
Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.
Диагностика - это точное определение результатов дидактического процесса.

В понятие «диагностика» вкладывается более широкий смысл, чем в понятие «проверка знаний, умений и навыков» обучаемых. Проверка констатирует результаты, не объясняя их происхождение. Диагностика рассматривает результаты с учетом способов их достижения, выявляет тенденции, динамику дидактического процесса. Она включает контроль, проверку, оценивание; накопление статистических данных, их анализ; прогнозирование, выявление динамики процесса. Каждый из перечисленных компонентов играет свою роль в диагностике. Объектом диагностики может быть педагогический процесс и его участники. Рассмотрим основные принципы диагностирования, контроля и проверки знаний.

1. Принцип объективности, заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов, вопросов, заданий, предлагаемых учащимся. Отношение педагога к учащимся дружеское, ровное. Отметка адекватна знаниям ученика и по возможности с комментариями.

2. Принцип систематичности, состоящий в необходимости проведения диагностического контроля на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до практического применения.

3. Принцип гласности (наглядности), который заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям.


Задание №3. Нарисуйте таблицу по содержанию данного вопроса.


4.Виды, формы и методы контроля. Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, итоговый и отсроченный.

Задание № 4. 1) Дайте краткую характеристику видам контроля 2). Изучите педагогические требования к контролю и обозначьте те, которые на ваш взгляд не соблюдаются педагогами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2). Контроль осуществляется в различных формах - это групповой, индивидуальный, фронтальный. Дайте характеристику этим формам контроля.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3). Методы контроля разнообразны. Опишите их и определите, на каких уроках, какие формы контроля используются чаще. На ваш взгляд почему?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 5. Используя информацию, описанную в учебниках педагогики разных авторов, составьте шпаргалку по этому вопросу. Включите ответы на следующие вопросы:

1. В чем разница между понятиями «оценка» и «отметка»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Каково значение отметки и оценки?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Каково отношение к оцениванию результатов обучения в баллах в истории школы?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Перечислите ошибки в оценивании успеваемости в школе?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какова шкала оценок, на ваш взгляд, является перспективной?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Расскройте функции оценки (мотивационная, диагностическая, воспитывающая, информационная).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вывод:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: