Лекция 6. Содержание образования

Содержание образования - один из компонентов учебно-воспита­тельного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют об­разование. Содержание образования включает общее развитие и соци­альный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. Каким должно быть содержание образования? Чему надо учить школьников? Что разви­вать и воспитывать? История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и ра­звития. Так, большинство современных школ направляют свои уси­лия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вы­зывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части уча­щихся. Часто за счет углубления различных предметов предполагается подготовить “исследователя-энциклопедиста”, “широкообразованно­го естественника”, “гуманитария-краеведа”. Поэтому содержание об­разования то отстает от современного состояния науки, то оказывает­ся перегруженным, то искажает характер формирования школьника.

Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее извес­тны теории формального и материального образования?

Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся яв­ляется изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образо­вание.

Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естествен­нонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержа­ния образования служит степень его утилитарной пригодности для жи­зни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так на­зываемое “реальное” образование.

В связи с этим существовали и существуют классические и реаль­ные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что прин­ципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть домини­рующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать зна­ниями, но и развивать индивидуальные способности детей.

Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практи­ка) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Кил­патрик): необходимо положить в основу школьного образования раз­витие практического опыта детей, вооружить их прикладными умения­ми и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не по­лучила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.

В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общес­тва. Но должен быть принцип связи школы с жизнью р е б е н к а. Аб­солютизация первого принципа привела к так называемому социо­центрическому - ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.

Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим по­колением социального опыта старших поколений, содержания социа­льной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Уста­новлена (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин) неправомерность ограничения со­циального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:

• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах дея­тельности;

• опыт осуществления известных способов деятельности;

• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;

• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятель­ности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.

Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание обра­зования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и дол­жно включать:

• систему педагогических средств, направленных на развитие ин­теллектуальной и других сфер;

• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с об­ществом, то есть способствующих процессу социализации личности.

Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.

Формирование содержания общего среднего образования в соот­ветствии с высказанными выше теоретическими соображениями долж­но удовлетворять следующим требованиям:

• соответствие социальному заказу общества;

• соответствие потребностям учащихся;

• соответствие критериям отбора содержания образования (науч­ная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеюще­муся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методи­че­ской и материальной базе).

В соответствии с “Законом Российской Федерации об образова­нии” (статья 7) в нашей стране вводятся образовательные стандарты (начальной, средней, высшей школы). Стандарт образования является федеральным нормативным документом, определяющим в обязатель­ном порядке:

• минимум содержания основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

• требования к уровню подготовки выпускников школы.

Необходимость создания стандарта подсказана изменениями, ко­торые происходят в настоящее время в обществе и в сфере образо­ва­ния. Наличие четко определенных стандартов позволяет каждому учи­телю, ученику и родителю оценить уровень образованности ребенка, независимо от того, в каком типе школы он обучался.

Стандарт образования призван обеспечить учащимся равные воз­можности для получения образования, стимулировать достижения ка­ждым из них более высокого результата и на этой основе индивидуа­лизировать обучение. Являясь государственной нормой образован­но­сти, стандарт отражает общественные цели и учитывает потребности гражданина в образовании.

Стандарт предостерегает от ошибок, которые могут допустить школы, получившие в настоящее время право на автономность. В чем эти ошибки?

Известно, что в Вузы поступает около трети выпускников школы. Реагируя только на этот факт во многих зарубежных школах вводилась система предметов по выбору: можно было снизить требования к “не­вузовским” учащимся. Результат получился угрожающим: снижение общего развития учащихся и уровня их общеобразовательной подгото­вки. Вторая ошибка заключается в том, что усиливая гуманитарный аспект содержания образовании, школы, в то же время, меньше уде­ляют внимания основам наук. В результате произошло снижение физи­ко- математической подготовки учащихся.

Чтобы избежать названных и других ошибок при отборе содержа­ния образования, стандартом образования предусмотрено:

• выделение ядра образования, обязательного для всех школ; уси­ление значимости гуманитарных аспектов содержания образова­ния; сохранение внимания к естественно-математическому циклу пред­ме­тов; усиление внимания к развитию школьников; ориентация содер­жания образования на общечеловеческие ценности.

Все вышеприведенные акценты образовательного стандарта опре­деляют ориентацию планируемых результатов не только на предмет­ные знания и умения, но и на такие важные для характеристики выпу­скника школы параметры, как общее развитие, сформированность уче­бной деятельности, коммуникативные умения, культура поведения, ус­воение этических норм и др. В связи с этим в стандарты введены тре­бования, показывающие уровень воспитанности выпускника каждой ступени школы.

Выполнение школьниками требований стандартов свидетельствует о достижении ими необходимых знаний, умений, навыков, о достиже­нии определенного уровня развития основных сфер и сформирован­но­сти ценностных ориентаций, обеспечивающих:

• адаптацию к окружающей природной и социальной среде;

• овладение разными видами деятельности;

• сформированность личностного отношения к окружающему ми­ру и усвоение этических норм;

• определенный уровень общей эрудиции.

Таким образом, содержание образования, определяемое стандар­том, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализа­цию личности школьника.

Представление стандарта школьного образования содержится в базисном учебном плане, который обязателен для использования всеми общеобразовательными учреждениями России. В 1993 году приказом Министерства образования РФ рекомендован для использования Ба­зисный учебный план общеобразовательных учреждений, часть кото­рого приводится ниже.

Таблица 1

Базисный учебный общеобразовательных учреждений России

(V-XI классы)

Образовательные области Количество часов в неделю в классах
  V VI VII VIII IX X XI
Русский язык как государ­ственный Языки и литература           -   -  
Искусство         - - -
Общественные дисциплины Естественные дисциплины              
Математика              
Физкультура              
Технология              
ВСЕГО:              
Обязательные занятия, занятия по выбору              
Обязательная нагрузка учащегося              
Факультативные, индивиду- альные и групповые занятия              
ИТОГО:              

В структуре учебного плана выделяются:

а) инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение и к об­щекультурным и национально значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам;

б) вариативная часть, обеспечивающая также индивидуальный ха­рактер развития школьников, учитывающая их индивидуальные и лич­ностные особенности.

Инвариантная и вариативная части не являются полностью неза­висимыми. Они пересекаются. В результате в учебном плане любого общеобразовательного учреждения выделяются три основных вида учебных занятий:

• обязательные занятия, составляющие базовое ядро общего сред­него образования;

• обязательные занятия по выбору учащихся;

• факультативные занятия.

Общая структура учебного плана отражает существенные стороны личности, особенности ее формирования и детерминируется разделени­ем образования на фундаментальное (общенаучное и общекультурное) и технологическое; теоретическое и практическое; инвариантную и ва­риативную его составляющие. План включает представление содержа­ния образования как целого, то есть не сводится к описанию отдельных учебных предметов, а включает функционально полный набор об­ра­зовательных областей. Построение стандарта по образовательным областям, а не по конкретным учебным предметам открывает воз­мо­жности для создания разнообразных учебных планов с альтерна­тив­ным набором предметов, а также обеспечивает внутри и межпред­метные связи. Например знания о человеке (в начальной школе) могут быть предметом изучения на уроках родного языка, окружающего ми­ра, природоведения или специального курса “Человек”.

В практике общего среднего образования используется несколько видов учебных планов. Базисный план служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов школы. Региональный учеб­ный план разрабатывается региональными органами управления обра­зования и носит рекомендательный характер. Учебный план школы (общеобразовательного учреждения) разрабатывается на основе базис­ного и регионального учебных планов на длительный период и отра­жает особенности конкретной школы.

В учебных планах выделяется федеральный, национально-регио­нальный и школьный компоненты.

Федеральный компонент обеспечивает единство школьного обра­зования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которой выделяются учебные курсы общекультурного и общегосудар­ственного значения.

Национально-региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы в области образования народов нашей станы в лице субъектов Федерации и включает в себя ту часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеоб­разие культуры.

Школьный компонент (обязательные занятия по выбору, факуль­тативные занятия) отражает специфику конкретного образовательного учреждения, позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реали­зо­вывать образовательные программы и учебные планы, что в соответст­вии со статьей 32 Закона “Об образовании”, является исключительной прерогативой образовательного учреждения.

Как видим, современные учебные планы школы разрабатываются на местах и их разработчикам полезно знать следующие их характе­ристики:

• г и б к о с т ь: предполагает включение в учебный план нес­ко­льких самостоятельных, относительно независимых курсов учебных дисциплин;

• и н т е г р а ц и я: предполагает интегрирование смежных пред­метов (физика, астрономия, история их открытий; математика и ин­форматика и т.д.);

• д и ф ф е р е н ц и а ц и я: включает различные варианты блоков учебного плана, варьирования состава предметов и времени на их изу­чение, введение свободно выбираемых предметов, факультативов;

• у н и ф и к а ц и я: содержание и объем отдельных учебных пред­ме­тов разрабатывается в зависимости от функционального их назна­чения для определенных профилей;

• г у м а н и з а ц и я: ориентация на знания не как на самоцель, а как на условие для развития ребенка. Предполагает разные уровни ус­воения отдельных предметов.

Учащийся в любой школе может получить образование, соответ­ствующее одному из следующих уровней:

• б а з о в ы й уровень - это образование, соответствующее мини­мальному стандарту общего среднего образования, осуществляемого по государственным программам;

• п о в ы ш е н н ы й уровень - это образование, превышающее ми­нимальный стандарт среднего образования и соответствующее уровню требований, обеспечивающих поступление в вуз;

• п р о м е ж у т о ч н ы й уровень - это образование повышенного уровня по предметам профилирующего направления и базового уровня - по остальным предметам.

Минимальный образовательный стандарт определяет запас зна­ний и умений, обеспечивающий выпускникам школы возможность вес­ти достойную и успешную жизнь в обществе.

В образовательный стандарт входит перечень сведений и умений по каждому учебному предмету, обязательный для усвоения учащими­ся. Этот перечень периодически пересматривается и при необходимос­ти изменяется. Учитель не имеет права требовать, чтобы учащийся ов­ладевал знаниями и умениями за пределами образовательного стан­дарта, если учащийся не избрал его предмет в рамках альтернативной образовательной программы.

На основе минимального образовательного стандарта разрабаты­ваются альтернативные программы по профильным направлениям. Альтернативные программы представляют собой набор средств обуче­ния и требований, выполнение которых необходимо для продолжения образования по этим направлениям в Вузе.

Минимальное общее среднее образование не гарантирует про­должения образования в Вузе, но является обязательным для овладе­ния рабочими профессиями и достаточным для включения в трудовую жизнь. Максимальное общее среднее образование гарантирует возмож­ность продолжения образования в Вузе по одному из выбранных про­филей обучения. Требования к уровню подготовленности школьников, успешно завершивших максимальное общее образование, определяют­ся уровнем требований к абитуриентам соответствующих Вузов.

Выпускник школы должен иметь необходимый уровень развития всех основных сфер человека.

Единая основа учебных планов всех ступеней общеобразователь­ной школы представляет собой осуществление принципа преемствен­ности, в силу которого основные изучаемые единицы содержания по­лучают в дальнейшем свое развитие и обогащение.

В основной школе, по окончании которой учащиеся впервые получают право выбора профессии, им предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности и областях зна­ния. На этой ступени получает развитие дифференциация обучения, ко­торая, однако, не затрагивает базового ядра учебных курсов, единого для всех школ страны. Таким образом, основная школа еще не является профильно дифференцированной.

Базисный план полной средней школы включает в себя тот же набор образовательных отраслей, что и базисный план основной шко­лы. Однако старшая ступень строится по принципу профильной диф­ференциации. Обязательные занятия по выбору достигают максималь­ного объема.

На уровне школьного образования дифференциация образо­ва­тельных учреждений на общеобразовательные школы и школы но­вого типа (лицеи и гимназии) может происходить на ступенях началь­ного, основного и полного среднего образования. При этом обязатель­ным для всех учреждений является реализация базисных государствен­ных учебных программ.

Обычная общеобразовательная школа предоставляет учащимся возможность для развития своих способностей и освоения минималь­ной - не ниже государственного стандарта- совокупности знаний и на­выков, обеспечивающих выпускникам успешную жизнь в обществе.

Гимназия предоставляет учащимся возможности:

• получения универсальной образовательной подготовки на гума­нитарной основе;

• обучения, способствующего разностороннему личностному и ин­дивидуальному развитию;

• формированию навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

• удовлетворения потребности в самообразовании и получении до­полнительного образования;

• обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отече­с­твенной и мировой культуры.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным уча­щимся оптимальные возможности:

• получения общего среднего образования в единстве с ранней про­филизацией;

• углубленной подготовки по предметам различных циклов;

• развития творческого потенциала, навыков поисковой деятель­ности;

• свободного выбора будущей специализации.

Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней ква­лификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты уча­щихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: