Проблемные вопросы

1. Обучающая игра, как известно, является одной из составляющих инновационных педагогических технологий. Центральным моментом обучающей игры является моделирование или имитация. Модель – это условный образ в виде описания, плана, графика, процесса или явления. А примерами могут служить описания деятельности руководителей.

Предлагаемые ниже варианты анализа конкретных ситуаций (АКС) способствуют закреплению знаний о сущности конфликта, развитию навыка и умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

Ситуация 1

Между двумя вашими коллегами возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Вы должны пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные взаимоотношения – это их личное дело, улаживаемое в неслужебное время.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте сотрудников отдела кадров и социального развития.

В. Прежде всего лично попытаетесь разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих сторон, и попытаться через него воздействовать на них.

Ситуация 2

Вы недавно начали работать начальником отдела на крупном промышленном предприятии. Еще не все сотрудники знают вас в лицо. До обеденного перерыва еще два часа. Идя по коридору, вы увидели трех сотрудников вашего отдела, которые о чем-то беседуют, не обращая на вас внимания. Возвращаясь через 20 минут, вы видите ту же картину. Выберите и обоснуйте свой вариант поведения в этой ситуации:

А. Остановитесь и дадите понять сотрудникам, что вы новый начальник одела. Вскользь заметите, что их беседа затянулась и пора браться за работу.

Б. Поинтересуетесь, о чем идет разговор. Затем представитесь и спросите, нет ли у них каких-либо претензий к администрации. После этого предложите пройти на рабочее место.

В. Представитесь, поинтересуетесь их загруженностью работой. Возьмете на заметку этих сотрудников.

Ситуация 3

Ваш подчиненный игнорирует ваши советы и указания, не обращая внимания на замечания. Как вы поступите с подчиненным? Свой ответ обоснуйте.

А. Выясните мотивы упорства и их несостоятельность, осуществите административные меры.

Б. Постараетесь вызвать его на откровенный разговор и настроить на деловые отношения.

В. Обратитесь к коллективу с целью принятия мер общественного воздействия.

Г. Попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с ним, а потом решите, как поступить.

Вопросы к зачету по курсу «Психология и педагогика»

1. Психология как наука. Задачи психологии и ее место в системе наук.

2. Структура современного психологического знания. Связь психологии с другими науками.

3.Методы психологического исследования.

4. Общее понятие о психике. Возникновение сознания человека.

5. Психика и сознание. Структура сознания и его основные характеристики.

6. Сознательное и бессознательное в психике и поведении человека.

7. Проблема личности в психологии. Соотношение понятий «личность», «индивид», «индивидуальность».

8. Соотношение биологического и социального в человеке. Психологическая структура личности.

9. Общая характеристика зарубежных психологических теорий (психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая и когнитивная психологии).

10. Потребности как источник активности личности. Классификация и характеристика их видов.

11. Направленность личности. Характеристика понятий «интерес», «убеждения», «цели», «идеалы» личности.

12. Мотивы личности. Виды мотивов.

13. Понятие деятельности. Соотношение понятий «деятельность», «активность», «поведение».

14. Характеристика деятельности, ее структурные компоненты. Профессиональная деятельность специалиста.

15. Когнитивные (познавательные) процессы: характеристика и особенности.

16. Понятия эмоций и чувств.

17. Воля. Признаки волевого акта.

18. Эмоционально-волевая регуляция в профессиональной деятельности специалиста. Аффект. Стресс.

19. Темперамент: основные типы и их характеристика.

20. Характер: определение, типология.

21. Способности: определение, характеристика основных способностей. Талант. Гениальность.

22. Межличностное общение. Вербальное и невербальное общение. Приемы установления эффективных межличностных отношений.

23. Предмет педагогики. Основные категории педагогики: развитие, воспитание, обучение.

24. Общие принципы дидактики. Отрасли педагогического знания.

25. Цели и идеалы образования и воспитания.

26. Средства и методы педагогики. Педагогические методы в профессиональной деятельности специалиста.

27. Педагогические идеи Я.А.Коменского.

28. Педагогические идеи К.Д.Ушинского.

29. Принципы семейного воспитания.

30. Основные типы родительского поведения.

31. Основные формы обучения.

32. Характеристика инновационных технологий.

Методические рекомендации для подготовки реферата по курсу

«Психология и педагогика»

В ходе изучения курса студенты должны написать не менее одного реферата по предложенной тематике. Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу на избранную тему на основе изученных психологических и педагогических источников (монографий, статей, брошюр) объемом 12 машинописных страниц (14 пт Times New Roman, 1,5 интервала). Обязательным требованием к оформлению реферата являются постраничные сноски и грамотно оформленные цитаты.

Реферат должен состоять из введения, основной (один-два вопроса) и заключительной частей. Работа над рефератом включает в себя выбор темы, предварительное изучение литературы, составление плана, формулирование выводов, написание и оформление реферата. В конце реферата приводится список литературы по изученной студентом проблеме и, при необходимости, приложения (схемы, графики, таблицы, фотографии и т.п.).

Все формы учебной работы студента - семинары, практические занятия, написание рефератов - требуют достаточно напряженной самостоятельной работы. Без нее усвоение курса не будет эффективным.

Темы рефератов по курсу «Психология и педагогика»

1. Роль и виды чувствительности у человека.

2. Восприятие и его свойства.

3. Внимание и его значение для деятельности специалиста.

4. Память и ее основные процессы.

5. Воображение и творчество: их роль в научной деятельности.

6. Специфика человеческой деятельности.

7. Мотивация в профессиональной деятельности специалиста.

8. Жизненные сценарии в судьбе человека.

9. Социально-психологический портрет молодого человека в современной России.

10. Направленность как ведущее свойство личности деятельного
индивида.

11. Психология личности специалиста и закономерности её формирования.

12. Факторы развития личности. Ведущие факторы в условиях современной России.

13. Типы темпераментов: их психологическая характеристика.

14. Индивидуальный стиль деятельности.

15. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

16. Анализ различных типологий характеров.

17. Способности, одарённость и талант: взаимосвязь и различия.

18. Профессиональная направленность личности современного специалиста.

19. Позитивная «Я – концепция» в жизни профессиональной деятельности современного специалиста.

20. Мотивы как проявление потребностей личности.

21. Развитие сознания и самосознания личности.

22. Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.

23. Любовь как нравственное чувство.

24. Эмоции и современное художественное творчество.

25. Развитие эмоциональной регуляции современного специалиста.

26. Проблема идеала личности в современном обществе.

27. Система принципов воспитания и проблемы ее определения.

28. Актуальность гражданского воспитания молодого поколения в современной России.

29. Мировоззрение и убеждения молодых людей России: состояние
и пути формирования.

30. Содержание образования: сущность и проблемы отбора для
высшего образования в России.

31. Активизация учебной деятельности обучаемых. Проблема
активных методов в дидактике.

32. Образование и профессионализм: их значение для человека в
условиях рыночной экономики.

33. Профессиональная этика. Проблемы нравственного воспитания специалиста.

34. Стиль управленческой деятельности: сущность, виды, содержание.

35. Конфликты в организации. Проблема управления конфликтами.

36. Межличностные отношения в организации.

37. Активизация учебной деятельности обучаемых. Проблема активных методов в дидактике.

38. Мотивация учебной деятельности в процессе обучения. Мотивы учения в современных условиях.

39. Психологические аспекты роли фактора времени в экономике.

40. Психология контроля в организации.

41. Психология группы. Социально-психологические явления в
группе и руководство.

42. Психология руководства и лидерства.

43. Психология авторитета: власть и личное влияние руководителя.

44. Стиль управленческой деятельности: сущность, виды и социально-психологическое содержание.

45. Социально-психологический климат: сущность, содержание и
влияние на успешность работы организации.

46. Мотивация деятельности сотрудника в организации.

47. Личность современного специалиста: социально-

психологический портрет.

48. Психология взаимоотношений в коллективе организации.

49. Образование и профессионализм: их значение для человека в условиях рыночной экономики.

50. Семейное воспитание: цель и задачи, проблемы осуществления в современной России.

51. Педагогический идеал человеческой личности в прошлом и настоящем.

52. Факторы развития личности. Ведущий фактор в условиях современной России.

53. Активные методы обучения и их роль в подготовке специалиста.

Список рекомендуемой литературы

1. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов/ Г.М.Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.

2. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебник для вузов/ Е.В.Андриенко. –М.:Академия, 2001. -262 с.

3. Аронсон, Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов/ Э. Аронсон. – М.: Аспект Пресс, 1999. -517 с.

4. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: учеб. пособие для вузов/ Г.В.Бороздина. –М.: ИНФРА-М, 1999. -224 с.

5. Годфруа, Ж. Что такое психология? В 2 т./ Ж.Годфруа.–2-е изд., стер. - М.: Мир, 1996. -376 с.

6. Грачев, Н.Н. Психолоия инженерного труда: учеб. пособие для вузов. –М.: Высш. шк., 1998. -333 с.

7. Еникеев, М.И. Социальная психология: учебник для вузов/ М.И.Еникеев. – М.: ПРИОР, 2000. -160 с.

8. Коузер, Л. Основы конфликтологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Коузер.­СПб.: Светлячок, 1999.-192 с.

9. Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс/ Д.Майерс. –Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2000. -512 с.

10. Немов, Р.С. Психология: учебник для вузов. В 3 кн./ Р.С.Немов -- 3-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1998.-317 с.

11. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов/ А.П.Панфилова. –СПб.: Знание, 1996. -496 с.

12. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие для вузов/ Б.Д.Парыгин. – СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 1999. -310 с.

13. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие для вузов/ А.А. Реан. –СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999. -288 с.

14. Смаковская, Н.И. Практикум по общей и социальной психологии: учеб. пособие для вузов/ Н.И.Смаковская. –Н.Новгород, 2005. -118 с.

15. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов/ Л.Д.Столяренко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -672 с.

16. Бэрон, Р. Агрессия: учеб. пособие для вузов/ Р. Бэрон, Д. Ричрдсон. –СПб.: Питер, 1999. -352 с.

17. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии: учеб. пособие для вузов / Под ред. Б.А.Душкова и др. –М.: Высш. шк., 1983. -240 с.

18. Реан, А.А. Психология и педагогика: учебник для вузов/ А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2002. -432 с.

19. Столяренко, Л.Д. Социальная психология личности в вопросах и ответах: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –М.: Гардарики, 1999. -397 с.

20. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов / Л.Д. Столяренко, С.И.Самыгин. –Ростов н/Д.: Феникс, 2000. -576 с.

21. Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности при проектировании систем «человек-машина»: учеб. пособие для вузов/ Б.А. Душков и др. –М.: Высш. шк., 1990. -271 с.

22. Основы инженерной психологии: учебник для технических вузов / Под ред. Б.Ф.Ломова. –2-е изд., перераб. и доп. –М.: Высш. шк., 1986. -448 с.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: