Общегосударственные финансы

Функции государственного управления заключаются в проведении государственной политики посредством предоставления услуг нерыночного характера и в перераспределении доходов и богатства. Совокупность мероприятий государства по аккумулированию, распределению и использованию централизованных финансовых ресурсов с целью реализации своих функций называется финансовой политикой государства.

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

В сектор государственного управления входят государственные организации и учреждения, доходы и расходы которых подлежат отражению в государственном бюджете и деятельность которых связана с исполнением функций государственного управления.

В сектор государственного управления не включаются те единицы, которые занимаются реализацией товаров и услуг в крупных масштабах (например, государственные предприятия, производящие товары и услуги с целью их реализации по рыночным ценам) или являются государственными корпорациями. К функциям сектора государственного управления не относятся функции органов денежно-кредитного регулирования, таких, как управление валютными резервами и проведение денежно-кредитной политики, любые банковские функции (прием депозитов до востребования, срочных и сберегательных вкладов). Для целей анализа эти виды деятельности объединяются с деятельностью прочих финансовых учреждений в самостоятельный сектор.

Информационная база статистики государственных финансов сформирована на основе данных, разрабатываемых Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством и Федеральной налоговой службой

Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

Ø общую величину доходов и расходов государственного бюджета,

Ø структуру доходов и расходов государственного бюджета;

Ø размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

Ø источники финансирования бюджетного дефицита;

Ø размеры государственного внутреннего долга;

Ø эффективность проведения государством фискальной политики;

Ø влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения

Бюджетная система каждой страны включает в себя следующие моменты:

1. Уровни бюджета

2. Принципы и порядок построения и использования бюджетов

3. Содержание и механизм межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения - это совокупность отношений между органами власти и управления всех уровней по поводу разграничения и закрепления бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности органов власти в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса

4. Бюджетный процесс - порядок составления и исполнения бюджета, его нормативно-правовая и организационная основа

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

К бюджетам бюджетной системы РФ относятся (рис. 5.1) следующие бюджеты.

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Рисунок 5.1 – Система государственных и муниципальных финансов

Бюджеты государственных внебюджетных фондов включают:

1) бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

2) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов являются:

Ø бюджет Пенсионного фонда РФ,

Ø бюджет Фонда социального страхования РФ,

Ø бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

3) местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Бюджеты всех уровней формируются в соответствии с требованиями единой бюджетной классификации.

Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется бюджетная классификация Российской Федерации.

Бюджетная классификация является методологическим документом, отражающим порядок составления и использования бюджетов. Это научно обоснованная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Она обеспечивает единство финансовых показателей, унификацию учета и отчетности учреждений государственного управления и сопоставимость бюджетов всех уровней.

Принцип классификаций государственного бюджета – проанализировать, в какой степени потребности государственного управления в расходах и кредитах могут быть удовлетворены за счет имеющихся в наличии ресурсов, без привлечения заемных средств или средств, накопленных за прошлые периоды.

Бюджетная классификация РФ – это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: