Т.Г. Лешкевич

вводныи kypc



1998 ГОД


ББК 86.3 Л 33

Т.Г. Лешкевич

Л 33 Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. - 464 с.

Второе дополненное издание учебного пособия предлагает новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, согласно которому концептуальный потенциал и этическая направленность мудрости герметизма кладется в основание всей последующей философии. Следуя традициям систематического философского образования, наряду с проблемами, связанными со спецификой философии, философской онтологией, атрибутами универсума, научной картиной мира и философской антропологией, включает в себя ряд принципиально инновационных тем, ориентированных на менталитет нации. Рассматривается феномен энергии в оценках ученых и эзотериков, объясняются аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятия ноосферы, синергетики, экософии, экологии человека, киборгкультуры и постмодерна.

Предназначено широкому кругу читателей: учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, абитуриентам и студентам, изучающим философию, а также всем интересующимся наукой о мышлении.

ББК 86.3

ISBN 5-86065-006-Х © "Экспертное бюро", 1998

© Оформление "Экспертное бюро-М", 1998 © Т.Г. Лешкевич, 1998


СОДЕРЖАНИЕ

От автора...................................................................................... 21

Введение....................................................................................... 23

Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ

ТЕМА 1. Возникновение герметической философии в древнеегипетской цивилизации............................................. 29

Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофа­гов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутарха. — Рит­мичность и цикличность как основа мировосприятия Древнего Египта. — Основные достижения древнееги­петской цивилизации. Египетская магия — тайна, хра­нимая жрецами. Знаменитая эннеада — девятка богов, почитавшихся во всем Египте. — Исповедь отрицания.

ТЕМА 2. Литературно-мифологический портрет бога Гермеса, его функции и отношения с другими богами........................................................................................... 41

Древнеегипетская, эллинская и римская версии тол­кования бога Гермеса. — Литературно-мифологичес­кий портрет Гермеса. — Функции Гермеса. — Тот (Джехути) — древнеегипетский бог мудрости и пись­менности. — Гермес в греческой мифологии. — Возник­новение образа Гермеса Трисмегиста в период поздней античности. — Римский бог Меркурий.

ТЕМА 3. Проблемы концептуального анализа тайной муд­рости. "Священная книга Тота" и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста................................................................. 49

Учение, хранимое в тайне. Единство абсолютной реаль­ности. — Трехчастное деление "Священной книги


Тота". — Формула: "Человек живет в мире разума, ра­зумом и в разуме". — Двойственная природа человека. — Тринадцать заповедей "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. — Трехступенчатый путь познания в фор­муле "Правильно, верно без лжи и несомненно истин­но". — Метод аналогий — основной метод герметизма.

ТЕМА 4. Понятие герметической философии и ее составляющих............................................................................. 55

"Популярная герметика" и "ученая герметика". — Гер­метика как собрание теософско-оккультных текстов 2 — 3 вв. — Проблема сотворения мира духом как централь­ный вопрос герметизма. Трактат "Пимандр". — Космо­гоническая картина и ступени эманации верховного ума-логоса. Многомерный мир герметики. — Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализ-ма, соответствия, вибрации, полярности, ритма.причин и следствий, пола. — Энергийный характер герметиз­ма. — "Слово сильнее оружия". — Испытания посвяще­ния. — Адепты и профаны. — Герметизм человеческой дущи. — Герметические аксиомы. Контрольные вопросы................................................................ 67

Темы рефератов.......................................................................... 67

Раздел второй. О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ

ТЕМА 5. Особенности мифологического сознания............ 69

Мифология как наиболее древняя форма духовной куль­туры. — Антропоморфизм, образность, синкретизм, ге-нетизм, символизм мифологии. — Основные группы ми­фов и мифологическая картина мира. — Философы и этнологи в поисках ответа на вопрос: "Что такое миф?". — Функции мифотворчества. — Проблема ре-мифологизации (возрождения мифа). Теогония как фор­ма предфилософии. — Возникновение философем. —


Мифология, теогония, натурфилософия. — Мифогенная, гносеогенная и гносеомифогенная концепции возник­новения философии. — "Семь мудрецов" и зарождение нравственной рефлексии.

ТЕМА 6. Натурфилософия и софисты.................................... 85

"Фисиологи" и их учения о первоэлементах. — Безлич-ностно-понятийный способ истолкования природы, идея причинности, становления, прозорливые гипотезы. Клас­сическая греческая философия — "италийская филосо­фия" (Аристотель). —Дальнейшая рационализация мыш­ления. — Пифагорейцы, элеаты, плюрализм Эмпедокла и Анаксагора. — Атомистика. Софисты и софистика. — Учителя красноречия,"мудрецы за плату". — Перемеще­ние философских интересов в сферу этики, политики, теории познания. — Софизмы — "пути и распутья" сло­весно оформленной мысли. — Примеры софизмов. — Вли­яние софистики на весь европейский способ мышле­ния. — Определение софистики. — Две школы софис­тов. — Релятивизм — признание абсолютной изменчиво­сти. — Софисты и Сократ. — Платон о благе и государстве.

ТЕМА 7. Почему философия не может быть наукой всех наук?.............................................................................................. 99

Соотношение философии и науки. — Объектность на­уки и универсальность философии. — Естественные, общественные и технические науки, — Понятийный ап­парат науки. — Факты науки и умопостигаемые сущно­сти философии. — Точное знание и смысложизненная проблематика. Особенности метода философской рефлек­сии. — Язык философии. — Связь философии с другими формами общественного сознания. — Философия как со­вокупный опыт духовного развития человечества. — Фи­лософия науки как философская дисциплина и как фи­лософское направление.


ТЕМА 8. Смысл и предназначение философии.................... 113

Философия — духовная квинтэссенция своего време­ни. — Связь философии с жизнью и конец спекуля­тивного, умозрительного конструирования. — Пози­ция духовной выдержки. — Философия — любовь к мудрости. — Облик философа-мудреца. — Содержа­тельный анализ понятия "мудрость". — Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и от­ветственность суждения. — Философия — целостное постижение универсума.

ТЕМА 9. Философское мировоззрение.................................. 127

О специфике философского мировоззрения. — Миро­воззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось ис­торического времени". — Деятельностный аспект, ис­торическая оптика, этническая архитектоника миро­воззрения. Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целеполагаю-щих ориентиров. — Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. — Миропонимание — мироощущение — мировосприятие. — Убеждение, ус­тановка, уверенность, вера — результативные состав­ляющие мировоззрения. Теоретический и практичес­кий уровни мировоззрения. — Обыденное мировоззре­ние повседневности. — Догматизм и скептицизм — два полюса мировоззрения. — Смысл подлинного этичес­кого мировоззрения.

ТЕМА 10. Что такое философия? Спор дефиниций............. 135

Анализ существующих определений философии. — Фи­лософия как форма общественного сознания, как сис­тема взглядов на мир в целом, как одна из форм мировоз­зрения. — Нетрадиционные интерпретации специфики философского знания. — Философия — "это мышление


вслух"(М. Мамардашвили). — Философия — "куль­тура всеобщего взаимопредполагания мысли и бы­тия" (В. Библер). — Философия как "вопрошание су­щего" (М. Хайдеггер), "притязание обрести смысл жизни"(К. Ясперс).

ТЕМА 11. Русская философия в поисках подлинной сущнос­ти философского знания.......................................................... 140

Русская философия — концентрированное выражение духовного опыта нации. — В.Н. Татищев: "Филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере". — А.Н. Радищев. "О человеке, о его смертности и бессмертии" — первый научный подход к антропологизму. — Творчество сла­вянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. — Убеж­дение в непосредственном постижении реальности — отличительная особенность всей русской философии. — Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии Вл. Соловьев. — "Философия как добросовест­ное искание достоверной истины". — Метафизика — "критическая наука идей о сущем " (С.Н. Трубецкой). — Философия как переживание, "душевно-духовное дела­ние" (И.А. Ильин). —"Учение о смысле человеческого существования" (Н.А. Бердяев). — Ответ С.Л. Франка на вопрос "Что делать?".

ТЕМА 12. Основной вопрос и функции философии........... 151

Формулировка основного вопроса философии. — Его структура и терминологические эквиваленты. — Соот­ношение предмета философии и ее основного вопро­са. — О критерии различения материализма и идеализ­ма.— Основной вопрос философии и многообразие философских дисциплин. — Специфика современ­ных философских направлений сквозь призму основно­го философского вопроса: аналитическая философия, философия науки, экзистенциализм, философия


жизни, прагматизм, интуитивизм, феноменология, герменевтика. — Мировоззренческая функция фило­софии. — Методологическая функция философии. — Ее операциональная и конструктивная составляющие. Контрольные вопросы................................................................ 157

Темы рефератов.......................................................................... 158

Раздел третий. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ — УЧЕНИЕ О БЫТИИ

ТЕМА 13. Бытие как философская проблема....................... 159

Личностно-индивидуальный смысл проблемы бытия. — Конкретно-исторический способ бытия. — Танатоло­гия. — Тропы бытия: быть или иметь; бытие как само­реализация; бытие как долженствование. Возникнове­ние и внутренняя логика развития проблемы бытия. — Парадокс Парменида: "Сущее есть, не-сущего нет". — Бытие как трансцендирование (Платон). — Panta rei — бытие как становление. — Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.

ТЕМА 14. Постмодерн как тип современного бытия.......... 171

Постмодерн — "новая" страница в истории человечес­кой бытийственности. — Возраст постмодерна. — Что значит "пост"? — Новый тип человека в постмодерне. — Две версии постмодерна. — Размышления о логике пост­модерна. — Ведет ли постмодерн ко всеобщему кризи­су духовности? — Что такое киборгкультура? — Бытие или небытие? — "Трактат о небытии".

ТЕМА 15. Основные формы бытия.......................................... 181

Онтология. Философское понимание бытия природы. — Специфика человеческого бытия. — Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное бытие. — Бытие социального. — Соотношение мира естественного


и мира искусственного. — О двух формах объективного процесса. — Бытие и существование. — Типологии и классификации форм бытия. — Общественное бы­тие. — Иллюстративная карта.

ТЕМА 16. Прогресс и его критерии......................................... 195

Понятие прогресса. — Идея общественного прогресса. — Прогресс и регресс. — Источники прогресса. — Фаталисти­ческое, волюнтаристское, идеалистическое и материалисти­ческое понимание источников прогресса. — Критерии об­щественного прогресса. Относительный характер прогрес­са, его противоречивый характер. — Прогресс и идеалы.

ТЕМА 17. Философское учение о материи............................ 200

Об этимологии термина "материя". — Субстратное понимание материи и его альтернативы. — Форми­рование представлений о материи в истории фило­софии. — О методологии определения категории "ма­терия". — Материя как объективная реальность. — Определение понятия материи и его связь с принци­пом развития. — Соотношение философского пони­мания материи и конкретно-научных представлений о ее строении и свойствах.

ТЕМА 18. Приемлема ли категория субстанции в совре­менной философии?................................................................... 211

Субстанция как причина самое себя. — Проблема суб­станции в истории философии. — Монизм, дуализм, плюрализм. — Атрибуты и модусы субстанции. — Суб­станция и субстрат. — Основные идеи о субстанции в философии Декарта. — Развитие категории субстанции в философии Спинозы. — Теоретические характерис­тики субстанции и парадокс субстанциональности. — Суб­станциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного.


ТЕМА 19. Системная организация универсума................... 219

Основные типы материальных систем. — Эвелюция ма­терии и ее структурные уровни. — Характеристики мик­ро-, макро- и мегамира. — Парадоксальные эффекты микромира. — Место человека в иерархии структурных уровней материи. — Геоцентрические и негеоцентри­ческие типы материальных систем. — Человеческое об­щество как целостная развивающаяся система.

ТЕМА 20. Ноосфера — сфера разума.................................... 225

Биосфера как пленка жизни. — О термине "ноосфе­ра". — Ноосфера как эволюционный скачок в плане­тарном и космическом развитии. — Значимость гума­нистической научной мысли.—Границы ноосферы. — О значении нового вида энергии. — Два сценария раз­вития ноосферных процессов. — Необходимость "эко­логического императива". — "Мысль — сила, и ничто не остановит ее" (В.И. Вернадский). — Соотношение науки и философии.

ТЕМА 21. Научная картина мира и ее эволюция................ 231

Характеристики и функции научной картины мира. — Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная картина мира. — Активность индивида и со­временная постнеклассическая методология бельгий­ской школы И. Пригожина. — Понятийный аппарат постнеклассической методологии. — Учение о само­организации материи и синергетика Г. Хакена. — Ти­пологии хаоса.

ТЕМА 22. Феномен энергии в оценках ученых иэзотериков................................................................................ 241

Представление об энергии. — Понятие "силы" как ве­дущее понятие 17 в. — Сила — источник изменения ве­щей. — Определение энергии. — Энергетизм и критика


концепции тепловой смерти Вселенной. — Современная типология видов энергии. — Что такое энергия? От­вет Рерихов. — Свойства тонких энергий. — Энергия мысли и воображение. — Энергия как план астраль-ности. — Энергия и проблема зла. —Проблема обраще­ния с высшей энергией.

ТЕМА 23. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?.......................................................................................... 257

Концепция универсальной космической голограм­мы. — Попытка объяснения аномальных явлений на основе информационно-энергетического (ИЭ) обме­на. — Понятие биоинформатики. — Типы взаимодей­ствий ЭМ (энерго-материальные), МЭ (материально-энергетические), ЭИ (энергоинформационные и ин­формационно-энергетические). — О пятом фунда­ментальном физическом взаимодействии информа­ционного типа. — Торсионные поля. — Три класса информационных взаимодействий: Человек — Зем­ля — Космос. Контрольные вопросы................................................................ 261

Темы рефератов.......................................................................... 262

Раздел четвертый. АТРИБУТЫ УНИВЕРСУМА

ТЕМА 24. Споры об атрибутивности движения.................. 263

Движение: атрибут или модус? —Истоки диалектичес­кого понимания движения. — Трудности логического отображения движения (апории Зенона). — Движе­ние и панпсихизм Возрождения. — Ограниченность метафизических представлений о движении как о мо­дусе бытия. — Движение как изменение вообще. — Противоречивость движения. — Проблема источника движения. — Идея самодвижения. —"Двигаться — зна­чит быть в данном месте и одновременно не быть в


нем". — Абсолютность движения и относительность покоя.

ТЕМА 25. Основные формы движения материи.................. 273

Понятие "форма движения материи". — Классификация наук О. Конта. — Принципы классификации форм дви­жения материи Ф. Энгельса. — Качественная специфи­ка и взаимосвязь форм движения материи. — Современ­ная методология и проблема классификации форм дви­жения. — Магистральные и периферийные ветви раз­вития. — Геологическая форма движения. — Основные, частные и комплексные формы движения материи.

ТЕМА 26. Пространство и время — коренные условия бытия............................................................................................. 280

Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании. — Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. — Критика субъективных и априористских трактовок про­странства и времени. — О специфике пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. — Объективность пространственно-временного континуума: место и по­ложение, длительность и миг. — Метрические и топо­логические свойства пространства и времени. — Эмпи­рический постулат трехмерности пространства.

ТЕМА 27. Порядок и направление времени.......................... 289

Две серии временных понятий: "прошлое — настоя­щее — будущее"; "раньше — позже". — Динамическая и статическая концепции времени. — Парадокс Арис­тотеля — Августина. —Диалектика прошлого, настояще­го, будущего. Настоящее как миг и длительность. — Ограниченность линейной модели времени. — Что та­кое время? — определения Г. Рейхенбаха. Перцептуаль-ное время и время человеческого существования. —


Многообразие типов временных отношений. — Соци­альное время. — Проблема размерности социального времени.

ТЕМА 28. Противоречий конечного и бесконечного........... 295

Конечное и бесконечное как философские категории. — Определенность и граница — характеристики конечно­го. — Соотношение конечности и движения. — Беско­нечное как отрицание конечного. —Бесконечность как неограниченность, неопределенность и неисчерпае­мость. — Онтологический статус бесконечного и невоз­можность его эмпирического обнаружения. — Крити­ка понятия "дурной" бесконечности, идеалистического истолкования бесконечного. — Анализ версий соотно­шения конечного и бесконечного в неопозитивизме.— Диалектика конечного и бесконечного. — О трудностях интеллектуального постижения бесконечного. — Апо­рии, антиномии, парадоксы как средства отображения бесконечного в познании. — Актуальная и потенциаль­ная бесконечность.

ТЕМА 29. Конечное и бесконечное в космологии................ 303

Бесконечность мира в пространстве и времени. — Ин­тенсивная и экстенсивная бесконечность. — Космоло­гические антиномии И. Канта и их современная интер­претация. — Философские основания идеи бесконечно­сти Вселенной. — Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии. — Космологические мо­дели Вселенной.

ТЕМА 30. Отражение и информация...................................... 309

Отражение как всеобщее свойство материи.— Взаимо­действие и отражение. "Каждое явление — зеркало и эхо Вселенной" (С. Л. Рубинштейн). — Уровни отража­тельного процесса и их характеристика. Эволюция форм


отражения, их единство и качественное различие. Осо­бенности отражения в неживой и живой природе. — Специфика психического отражения. О многообразии проявлений социального уровня отражения. — Пробле­ма опережающего отражения действительности. Кон­цепция П.К. Анохина. Взаимосвязь отражения и инфор­мации. О трех подходах к определению сущности и при­роды информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции. Контрольные вопросы................................................................ 319

Темы рефератов.......................................................................... 320

Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ

ТЕМА 31. От понятия "душа" к понятию "сознание"......... 321

Трактат Вольтера "О душе". — Душа (anima) как все­общая одушевленность космоса. — Установки гилозо-изма. — О взаимосвязи душевных и телесных прояв­лений. — Концепция телесного происхождения души (Аристотель). — Потенции души. — Душа и глубинный внутренний мир личности. — Душа как средоточие ми­рового разума. — Активность души. — Душа — воспри­емница нравственности.

ТЕМА 32. О двух традициях в объяснении природы сознания....................................................................................... 327

Особенности картезианской традиции. — Сознание как замкнутая в себе духовность. Поход "внутрь" созна­ния. — Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (Маркс). — Детерминанты сознания — за пре­делами сознания. —"Бытие определяет сознание". — Общественная природа сознания, коллективность —


"соборность" сознания. О необходимости интегрирова­ния двух традиций. — Сознание — продукт высокоорга­низованной материи мозга (онтологический аспект). — Сознание — отражение действительности (гносеоло­гический аспект). — Сознание — продукт развития био­логической и социальной формы движения материи (ге­нетический аспект). — Сознание —фактор управления поведением (функциональный аспект).

ТЕМА 33. Проблема антропосоциогенеза............................. 333

Загадки антропосоциогенеза. — Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. — Выход за рамки природно-биологического круга. — Инвариантное "по­веденческое амплуа" высших животных и универсаль­ная деятельность "по мерке любого вида" у человека. Теория двух скачков — как объяснительная модель ан­тропосоциогенеза. Предметно-практическая деятель­ность как решающий фактор эволюции человека. — Синергетика и проблема возникновения человека. — Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.

ТЕМА 34. Трактовка человека в научной и философской традициях..................................................................................... 343

Биологизаторский и социологизаторский подходы. — Человек как целостное социально-биологическое суще­ство. — Природа и сущность человека. — "Человек есть мера всех вещей". — Антропоцентризм и человекораз-мерность. — Природоцентризм и принцип натурализ­ма. — Космоцентризм, теоцентризм. — Теокосмизм как разум космоса. — Социоцентризм, отдающий при­оритеты культурно-цивилизационным факторам. — Со-циобиологи о "теории геннокультурной коэволюции".


— "Компьютерная метафора" когнитивной психоло­гии. — Философская антропология как философская дисциплина и как направление современной запад­ной философии. — Плеснер об эксцентричности чело­века. — Персонализм: экстериоризация, интериориза-ция, трансценденция — как методы постижения лич­ности. — Экзистенциализм: три стадии восхождения к экзистенции: наслаждение, долг, страдание.

ТЕМА 35. Разговор о сущности человека: многообразие определений................................................................................ 351

Homo sapiens — человек разумный.— Animal rationale — животное рациональное. — A tool making animal —"живот­ное, производящее орудия". — "Animal symbolicum" — "человек как символическое животное". — Человек—су­щество, делающее выбор.— "Человек — это животное, способное обещать". — "Размышляющий человек — просто испорченное животное". — Антагонизм идей и позиций. — Декартово cogito ergo sum — я мыслю, сле­довательно, существую. — Берклианское: существовать значит быть воспринимаемым. — Volo ergo sum (Мен де Биран) — "хочу, следовательно, существую". Ницше о воле к власти и Фрейд о либидо как руководящей идее человека. — Значимость экономического стимула Марк­са. Человек — проблема для самого себя. — Гоббс об эго­истической природе человека. — "Человек человеку волк", "война каждого с каждым ". — Путь обществен­ного договора. — Локк и его "Опыты о человеческом ра­зуме". — "Мысли" Паскаля о человеке. — Просвещение и новое видение природы человека.

ТЕМА 36. Кому принадлежит открытие человека?............. 359

Принадлежит ли открытие человека античности? — Легенда об Атлантиде. — Представления о человеке в эзотеризме. — Человек есть центр магических сил. —


Эзотерическая традиция о двуединой и тройственной природе человека. — Семь планов существования че­ловека. — Концепция человека П. Успенского. — Че­ловек есть машина. — Идея двойственной природы че­ловека. — Н.А. Бердяев о двойственности человека. — Двойственность, бинарность как плодотворная методо­логическая установка.

ТЕМА 37. Индивидность, индивидуальность, личность.... 369

"Человек по природе своей есть существо политическое" (Аристотель). Была ли личность в античности? — Стоичес­кая "невозмутимость" и Amor fati — "любовь к року".— Основания запрета на индивидуальность. —"Принцип ин-дивидуации" Фомы Аквинского и ренессансное мышле­ние. — Значение Человека в первом высшем Аркане Таро. — Mens (дух), Anima (душа), Corpus (тело). — Карма — Со­весть — Воля человека. — Вл. Соловьев о соотношений индивидуальности и индивидности. — Проблема опреде­ления понятия "личность". — Персонализм о личности как главном достижении земной цивилизации. — Индивид как репрезентант массы. — Голод, половое влечение и ин­стинкт власти — витально-инстинктивные факторы жиз­недеятельности индивида. — Э. Фромм и К. Юнг о "соци­альных болезнях" нашего современника.

ТЕМА 38. Экософия — персональный кодекс ценностей..................................................................................... 379

Проблема экологии человека. — Самореализация. — Ка­тегориальный строй экософии. — Глубокое осознание цели. — Сознание в виде спектра. — Модели созна­ния. — Эволюция человека.— Оккультные способнос­ти в каждом. —Включить прожектор внутри себя. — Схе­ма расширения способностей. — Медитация — средство очищения. — Борьба с отрицательными эмоциями. — О последующей эволюции человека. — Задача воссоздания

2-T.Лешкевич 17


личности. — Проблема преодоления смерти. — Экосо-фия и новейшие выводы эниологии.

ТЕМА 39. Язык как знаковая реальность.............................. 389

Синхронные и диахронные способы передачи опыта. — Коммуникация и трансляция. Язык — знаковая реаль­ность. — Язык как внебиологическая система кодиро­вания и воспроизведения социальности. — Язык как практическое сознание, действительность мысли. — М. Фуко о языке: объект-язык, субъект-язык. Знак и значение. — Функции языка. — Связь мышления и языка. — Критика идеалистических представлений о взаимосвязи мышления и языка. — Критика неопози­тивистской абсолютизации языковой реальности. — Со­временная философия о соотношении языка, сознания и действительности. — Гипотеза именного происхожде­ния языка. — Личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный типы языка.

ТЕМА 40. Психофизическая проблема.................................. 399

Соотношение психического и физиологического. — Критика концепции психофизиологического взаимодей­ствия Декарта. —Критика психофизиологического па­раллелизма Лейбница. — Сознание, мозг и внешний мир, характер их взаимосвязи. — Критика вульгарного материализма: мышление как отражение физиологичес­ких процессов организма (Кабанис, Фогт, Молешотт, Бюхнер). — Махистская трактовка психофизиологичес­кой проблемы. — Философский и естественнонаучный подходы к исследованию мышления. — Мышление — способность строить схемы внешней деятельности.

ТЕМА 41. Структура и функции сознания............................ 409

Понятие структуры и роль системно-структурного ме­тода в изучении сознания. — Эмпирическая явленность


сознания: активность, интенциональность, способ­ность к рефлексии и самонаблюдению, мотивацион-но-ценностная ориентация. — Анализ основных структурных компонентов сознания: ощущение, воспри­ятие, представление, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление. — Когнитивное и ментальное в сознании. Знание как способ существова­ния сознания. — Единство объективного и субъективно­го в знании. — Сознание как целостность и рефлексия. Функции сознания: отражательная, преобразователь­ная, ориентировочная. — Смысловая нагрузка функций сознания и их взаимосвязь.

ТЕМА 42. Сознание и самосознание....................................... 417

Самосознание — стремление к осознаванию и оценке. — Основа формирования самосознания. — Индивидуаль­ный и общественный уровни проявления. — Самосозна­ние индивида, группы, этноса. — Анализ формулы: "По­знай самого себя!". — Диалогичность, интроекция, ин­туиция — путь к самоосознаванию. — Самопознание и саморегуляция — формы самосознания, их различия и взаимосвязь. — Роль самосознания в структуре сознания.

ТЕМА 43. Идеальное................................................................... 421

Природа идеального. — Дискуссия по проблеме иде­ального в отечественной философии. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъек­та, на стороне практики, на стороне объекта. — Ана­лиз представлений об идеальном как субъективной ре­альности; как объективированной мыслительной фор­ме; как природном эталоне. — Проблема материаль­ного носителя идеального и ее решение. — Абсолют­ность и относительность противоположности матери­ального и идеального. — Итоги и перспективы дискус­сии по проблеме идеального.


ТЕМА 44. Природа бессознательного..................................... 433

Природа и формы проявления бессознательного. — Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и деструктивные функции. — Проблема бессознательно­го в историческом развитии. — 3. Фрейд, К. Юнг о при­роде бессознательного. — Коллективное бессознатель­ное — архетипы родовой памяти. — Теория установки Д. Узнадзе. — Бессознательное и поведенческие про­граммы. — Бессознательное как источник творчества. Контрольные вопросы................................................................ 440

Темы рефератов.......................................................................... 441

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (на заметку преподавателю)..... 443

Приложение. Методика деловой игры.................................. 445

Литература................................................................................... 451


От автора

В аудиториях академического типа существуют негласные правила — все страсти, истории и увлекательные сюжеты, всё кипение стихийно-спонтанного жизненного процесса оставлять за пределами сих почтен­ных стен. Из года в год и из десятилетия в десятилетие мерная поступь основных тем необыкновенно древней и вечно современной философии встречает каждого, вновь вступающего в Храм Мудрости, словно череда древнеегипетских пирамид, неумолимых и непреклонных. Они пролага­ют путь следования традиции, которая постулативна и величественна не позволяет себе треволнения по поводу дня сегодняшнего и неопределен­ности грядущего, она не расположена к собственному критическому пе­реосмыслению. Многие вопросы в ней нежелательны. Например, соче­тается ли современная философия с той тайной герметической мудрос­тью древних, которая стояла у колыбели древнегреческой и всей евро­пейской цивилизации? И правильно ли связывать возникновение фило­софии лишь с именами древнегреческих мыслителей? Самодостаточен ли рационализм, говорящий от имени мудрости, провозглашающий лю­бовь к ней, но совершенно отсекающий герметизм человеческой души.

Во втором дополненном издании книги "Философия. Вводный курс" предлагается новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, ибо первая тайная мудрость герме-тизма есть подлинное основание концептуального потенциала и эти­ческой направленности всей последующей философии. В ней не толь­ко злонамеренные деяния, но и даже сами мысли о плохом считались недопустимыми и вредоносными. Первым богом мудрости и письмен­ности, "первым интеллектуалом" был древнеегипетский бог Тот (он же впоследствии Гермес Трисмегист). Великие мужи античности не мыс­лили себе вхождение в обитель праматери всех наук без путешествия на Восток. Ретроспективный анализ сущности и специфики филосо­фии, ведущий начало от памятников древнеегипетской цивилизации 4 тыс. до н.э., аксиом и принципов герметизма до основных положений и законов современной постнеклассической картины мира 20 в. н.э., по­зволяет представить философию в новом и нетрадиционном свете. И оказывается, что герметический принцип вибрации парадоксальным образом совместим с современным признанием абсолютности движе­ния, закон причины и следствия в герметизме сочетается непосред­ственным образом с принципом детерминизма, а древняя аксиома


полярности очень походит на всем известный закон единства и борь­бы противоположностей. Принцип ментализма близок идеям о ноос­фере, а принцип соответствия — коэволюции.

Данное издание, не поступаясь требованиями систематического философского образования и рассматривая круг проблем, связанных со спецификой философии, философской онтологией (учением о бы­тии) и философской антропологией (учением о человеке и его созна­нии), включает с себя круг принципиально инновационных тем и раз­делов. Среди них — размышления по поводу, что представляет собой феномен энергии в оценках эзотериков и ученых, каковы свойства тонких энергий, попытки объяснить аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятие синерге­тики и эниологии. Включенные в пособие темы "Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания", "Постмодерн как тип современного бытия ", "Что такое киборгкультура?" весьма значи­мы в мировоззренческом плане и ориентированы на менталитет нации.

В разделе, посвященном изучению человека и его сознания, осве­щается инновационная тематика: "От понятия "души" к понятию "со­знания", загадки антропосоциогенеза — возникновения человека и че­ловеческого общества и основания запрета на индивидуальность. Здесь выдерживается принцип сопряжения философского, научного и Эзо­терического подходов. Описываемые эзотерикой семь планов бытия человека, его двойственная и триединая природа, значение человека в первом высшем Аркане Таро не делают его меньшей проблемой для самого себя. Многообразие философских определений человека, на­чиная от Homo sapiens — человек разумный, animal rationale — жи­вотное рациональное, a tool making animal — "животное, производя­щее орудия", "animal symbolicum" — "человек как символическое жи­вотное", и кончая "человек — существо, делающее выбор", "человек — это животное, способное обещать", "размышляющий человек — про­сто испорченное животное", говорят о необходимости комплексного изучения человека.

Рассматриваемая в пособии проблема экософии — персонального кодекса ценностей, который ставит во главу угла вопросы экологии человека, его самореализации и развития его способностей, учиты­вает новейшие выводы эниологии (учения об энерго-информацион-ных взаимодействиях) в борьбе за очищение психосферы и позволя­ет прийти к этически значимым выводам каждому читателю.


Введение

Хоть жизнь и является школой философии, но слишком часто она напоминает детский сад, в котором все дети занимаются кто чем хочет, но никто ничему не учится. Уильям Сомерсет Моэм

Гегель, имевший опыт преподавания в гимназии, утверждал, что изучение философии следует начинать в юношеском воз­расте: тогда легче перевести спонтанную рефлексию в самореф­лексию. Как бы был доволен старик Гегель, узнав, что во мно­гих странах философия интенсивно вводится в систему школь­ного образования, а у подростков, прошедших философские классы, успехи в сфере гуманитарных и естественных наук зна­чительнее, чем у их ровесников, с философией не знакомых. Ов­ладение искусством рационального, логически аргументирован­ного мышления, умением правильно формулировать вопросы и анализировать смысложизненную проблематику, делать выво­ды и проводить аналогии, связывать значение с контекстом и культурно-историческим фоном эпохи, одним словом — "фи­лософствовать", не только способствует наполнению внутрен­него мира личности, но и обеспечивает лингвистическую сво­боду, за которой приходит интеллектуальная и психологичес­кая раскрепощенность и творческая спонтанность. А они и есть знаменитое аристотелевское "то, ради чего" (цель) — родные сестры самореализации. В ней — смысловая составляющая че­ловеческой жизни, предполагающая наиболее полное раскры­тие и проявление индивидуальности.

Издревле на философию возлагались большие надежды. В представлении средневековых алхимиков философский ка­мень — это чудодейственное вещество, способное превра­щать металл в золото, исцелять от болезней, возвращать мо­лодость и удлинять жизнь. Надежды на чудо — превраще­ние металла в золото — тщетны. Однако не зря подобная


мечта была облачена в название философский камень, ибо философия способна исцелять душу и сохранять спокойствие, превращать кипение страстей в крепость духа, способствуя поддержанию здоровья и достижению долголетия.

И вместе с тем в суждениях о том, что есть философия, единства нет. Существует множество разговорных и акаде­мических определений этого термина. Словом "философия" иногда называют сентенции о жизни и смерти, интеллекту­альную рефлексию, нравственные поиски и экзистенциаль­ные размышления. Герои чеховских рассказов связывают с ним скучные, наполненные мертвым знанием, пространные рассуждения. В античности философия — любомудрие, по­иск первоначал, удивление истиной. В средневековье — слу­жанка теологии. Со времен Возрождения со словом "фило­софия" связывают вообще какое бы то ни было светское зна­ние, дабы отличить его от богословия. Однако принципом подвергать все сомнению и апелляцией к интеллекту фило­софия всегда превосходила религию.

В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова зафиксировано не­сколько значений термина "философия" и "философский". Фи­лософией могут называться "отвлеченные, не идущие к делу рас­суждения", иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни. Есть и весьма "оригинальное" мнение, согласно которому философия — это игрушка, которую каждый мастерит по-своему. Иногда философию представляют как некое злоупотребление терминами, которые специально и придуманы для этих целей. Из всего сказанного видно, что в оби­ходе понятию философия придается характер оценки: либо по­ложительной, либо негативной.

В устах вечно спешащего нашего современника часто звучат слова: "Попрошу не философствовать, а делать дело". Или же: "Нечего разводить философию!". Философия представляется ему как некая туманная область, пустое суесловие, предаваться ко­торому — лишь попусту тратить время. Иногда, впрочем, фило­софии отдают должное, призывая по-философски смотреть на


жизнь. Философом же величают человека, который разумно от­носится к тяготам бытия, спокойно и рассудительно переносит невзгоды и превратности судьбы, устремлен к пониманию исход­ных причин и начал.

Любопытные результаты наблюдений употребления этого по­нятия приведены в монографии А. В. Потемкина "О специфике философского знания". Из 27 значений слова "философия" са­мые характерные можно сгруппировать следующим образом: (1) негативные — отвлеченные, оторванные от жизни рассуждения, схемы, навязанные жизни. (2) Нейтральные — рассуждения о смысле жизни или обо всем вообще, что не касается вполне конкретных житейских обстоятельств. (3) Совокупность прин­ципов жизнедеятельности, выливающихся, к примеру, в форму­лу: "Моя философия — никому не делать зла!". (4) Научное мыш­ление или человеческое мышление вообще. (5) Иногда слово "фи­лософия" используется для украшения слога с целью похвалить книгу, фильм, музыкальное произведение или глубокомыслен­ный возвышенный научный, а иногда, напротив, наукообразный и запутанный стиль авторского письма.

Часто можно столкнуться с ситуацией, когда понятие фило­софия отождествляют с понятием метафизика. Метафизика в свою очередь также интерпретируется во многих смыслах: как синоним философии вообще; как область философии, занима­ющаяся объектами, находящимися за пределами чувственного опыта (Кант); как обозначение определенного уровня онтоло­гии. "Метафизика" — название главного труда Стагирита, хотя и принадлежит его комментатору Андронику Родосскому (I в. н.э.), вполне уместно. Вопросы, которые в ней разбираются, на­ходятся на уровне "мета" (поверх) "фюзис" (природа). С поня­тием "метафизика" иногда связывают такую систему знания, в которой отсутствует идея развития, и тогда подобная философ­ская доктрина рассматривается как антагонист диалектики, представляющей теорию развития.

Дать такое определение философии, с которым бы согла­сились все без исключения, пожалуй, невозможно. Ведь самих


философских направлений, каждое из которых по-своему ви­дит и определяет суть собственной специфики и особенностей своего диалога с миром, множество. А строгое дефинирование (процедура определения) предполагает единую систему отсче­та, что вряд ли возможно. Ибо один из истоков философии сра­щен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, за­боту, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. А дру­гой претендует на постижение безличных первоначал и перво­причин, выявление истины мира.

Тем не менее существует целая когорта людей, объединен­ных общим именем — философы. Полукурьезно суждение о том, что раз представители многообразных философских на­правлений не могут прийти к единому мнению о том, в чем же собственно суть их общей деятельности, то философию, не мудрствуя лукаво, можно определить как то, чем занимаются философы. И если последует вопрос: "А кто такие сами фило­софы?" — можно смело утверждать: "Это те, кого признали таковыми их современники".

Современники не очень-то балуют философское сословие ле­стными отзывами. Не внимая сути их выводов и игнорируя куль­туру философского мышления, они укоряют философов: "Куда вы смотрели? Что же вы молчали?".

Н, А. Бердяев считал поистине трагичным положение фило­софа в этом мире, где его никто не любит, он вечно одинок. В чем же причина такого отношения? Быть может, в вечном поис­ке и неуспокоенности, в вечной критике и сомнении? А может быть, в неистребимом стремлении к истине и независимости фи­лософствующего духа? В этом смысле можно признать правоту Гуссерля, предполагающего, что существуют два вида филосо­фии: философия как строгая наука и мировоззренческая фило­софия. Стремление философии постигнуть "саму вещь, как она есть сама по себе"(объективно), приближает ее к науке. Однако то, что философия помимо интеллектуального интереса в отношении к


миру обнаруживает еще и удивление перед миром, интерес к сфере ценностей, то, что ее критерии — не проверяемость (ве­рификация) как таковая, а умопостигаемая очевидность, выво­дит философию на простор целостного охвата жизни, т.е. ми­ровоззрения. "Наука без философии слепа, философия без науки пуста" — слова, которые достаточно образно иллюстри­руют связь и зависимость философии и науки. Однако филосо­фия, являясь самопознанием духа вообще, соприкасается не только с наукой, но учитывает достижения других форм обще­ственного сознания: культуры, искусства, религии, политики, техники. Она как бы делится на собственно философское ядро с центральным вопросом об отношении Я и не-Я (где не-Я есть внешний мир, бытие) и расходящиеся от него лучами радиусов многообразные философские дисциплины: этика, эстетика, ло­гика, антропология, история философии и пр.

И если в обиходе философию называют "игрой в слова", под­линный философ знает: человек не может философствовать, если у него не было опыта духовного переживания, если его отноше­ние к миру не стало предметом напряженных раздумий и поис­ком смысла, истины, добра и красоты. Философ верит, что есть нечто, о чем не в силах умолчать, от чего невозможно отречься, что нельзя скрыть.

Философия не может начаться без осознанной потребности личности. Индивидуальный импульс к философствованию дол­жен соотноситься с общезначимыми категориями — специфи­ческими формами философской мысли, позволяющими судить о мире с точки зрения всеобщности и необходимости. Без это­го навыка нельзя понять и философских текстов. При всей воз­можной широте мышления философ должен заботиться о яс­ности концепции. ("Ясность — вежливость философа".) Воз­можно ли это без систематического философского образова­ния? Вряд ли достаточно одного лишь желания получить пра­вильные ответы на мировоззренческие вопросы. К нему необ­ходимо присоединить умение пользоваться философским язы­ком, увы, весьма далеким от повседневной жизни категориальным


аппаратом, при помощи которого можно задавать и обсуждать "извечные вопросы", претендующие на статус философских. И если наука или искусство могут существовать без самосо­знания и раздумий над собственной сущностью, а религия по­стулирует веру в существование сверхчувственных сил, пра­вящих миром, философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания и предстает как мышление о мышлении. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к ис­тине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.


Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ

Теш 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты сарко­фагов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутар­ха. — Ритмичность и цикличность как основа миро­восприятия Древнего Египта. — Основные достиже­ния древнеегипетской цивилизации. — Египетская ма­гия — тайна, хранимая жрецами. Знаменитая эннеа-да — девятка богов, почитавшихся во всем Египте. — Исповедь отрицания.

Абсолютное большинство книг, трактатов и учебных по­собий, посвященных узучению философии, начинает повество­вание со времен античности. Именно античная философия мыслится многими историками философии лоном зарожде­ния западноевропейской традиции философствования. Иног­да специального внимания удостаивается восточная филосо­фия: философия Древней Индии и Древнего Китая. И уж совсем немногочисленны упоминания в контексте универси­тетских и вузовских курсов о цивилизации Древнего Египта как родине тайной философской мудрости древних. Тем не менее ее солидный возраст (6 тыс. до н.э.) поражает и за­ставляет застывать в почтении. А те сведения, которыми, согласно дошедшим до нас источникам, она располагала, требуют по-новому посмотреть на периодизацию всего исто­рико-философского процесса. Ибо первая тайная мудрость восхищает и покоряет нас не только своими бездонными глубинами символизма, она, что парадоксально, весьма со­временна своим концептуальным потенциалом и этической


направленностью. Не приветствовался не только зловредный поступок, но даже мысль о злом деянии считалась недопус­тимой и вредоносной.

Начиная разговор о герметической философии — наиболее древнем и тайном знании, хотелось бы напомнить пророчества Мишеля Нострадамуса:

Мир ждет повелителя света и знаний. Казалось, что он никогда не придет. Дорогу Гермеса мостят ожиданием...

Отталкиваясь от дня сегодняшнего, можно заметить, что ожидание, затянувшееся на несколько тысячелетий, начина­ет оправдываться сторицей. Волны любви к герметической философии, бороздившие просторы исторического времени, охватывали не только мужей античности, не мысливших себе без путешествия на Восток вхождения в обитель праматери всех наук, но и философов начала средневековья. Они, ин­терпретируя по-своему доставшиеся им древнейшие памят­ники интеллектуального миропостижения, положили начало так называемому "ученому герметизму". А тот огромный ин­терес к герметической философии, который испытывали мыс­лители эпохи Возрождения, и то внимание, с которым тянет­ся наш современник к герметической философии как к чаше животворной воды, говорит о новом и небывалом увлечении. Это по-своему подтверждает бытующую в народе мудрость: "Новое есть хорошо забытое старое". А в данном случае речь идет о подлинной старине. Ибо первые сведения о боге Тоте, а именно с его образом связывают древнегреческого Герме­са Трисмегиста и римского бога Меркурия, могут быть отне­сены к 4 тыс. до н. э. Гермес, чье имя дало наименование гер­метизму — всесторонней нравственно направленной сфере миропостижения, — есть олицетворение стройной системы ме­тафизических знаний, астральных умений и науки физического плана, процветавших в египетских святилищах древности.


Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6 — 4 тысяче­летиями до н.э., представлена интереснейшей и во многом необычной, на взгляд рационалиста, концепцией освоения мира. Утверждается, что Египет — это греческое название страны Кем, что в переводе означает "тайна, загадка". Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать "детством человечества". Напротив, мощь и инаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о масштабах и логике преемственности в культурном разви­тии человечества. Ведь греки, обязанные своим "древнегре­ческим чудом" (как именовалась греческая цивилизация) знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве. Из­вестно, что даже сама знаменитая теорема Пифагора — тео­рема, существовавшая задолго (порядка 2 — 3 тысяч лет) до математических изысканий эллинов, геометрическая конст­рукция древнеегипетских мудрецов.

Итак, чем же выделяется, кроме своего бесспорно древней­шего возраста, древнеегипетская культура? Ответ найти не­просто из-за отсутствия полных и систематических источни­ков. Его можно лишь реконструировать, опираясь на остав­шиеся памятники мудрости древних: "Книгу мертвых", "Тек­сты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книгу коровы", "Кни­гу часов бдений", "Книг о том, что в загробном мире", "Кни­гу дыхания", "Адмуат", а также труды античных авторов: Ге­родота, посетившего Египет в 5-7 в. до н.э., и Плутарха (1-2 в. н.э.),оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе". Однако оценка, согласно которой из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, которые оказали силь­ное влияние на философию всех рас и народов, потому что именно из тайного учения заимствовали свои знания и Ин­дия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим, вполне оправдана. Так как почти одновремен­но возникшие в цивилизации Древнего Египта многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология,


музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство име­ют самый древний возраст из всех ныне известных и суще­ствующих систем.

IV тысячелетие до н.э. было периодом активного разви­тия Древнего Египта. Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. При-родно-климатические условия страны, и в частности проис­ходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусло­вили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян. Разливы Нила "оплодотворяли землю и определяли жизнь". От них зависел стабильный ритм жизнедеятельно­сти страны.

Развитие земледелия повлекло за собой развитие геомет­рии как землемерия (reo-метрии). Возникли и географичес­кие (описывающие землю) карты. Особое значение имело изобретение паруса. Парус стал первым шагом в использо­вании энергии ветра.

Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое "пи" равно...), про­изводили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными.

Формой правления в древнеегипетской цивилизации была фараонская деспотия. Была выработана практика захороне­ния фараонов. Как "сын" Солнца, фараон не мог уйти на тот свет незамеченным. Поэтому строились гигантские пи­рамиды — места захоронения фараонов, а сама процедура погребения обставлялась захватывающими и символически значимыми ритуалами. Восемьдесят пирамид, искусно сло­женных из огромных, нередко многотонных каменных глыб, осталось в наследство от Древнего Египта. Возле пирамиды Хеопса возведено прекрасно-загадочное изваяние — знаме­нитый сфинкс с львинным телом и человеческой головой.

Достигшее необычайных высот строительное искусст-во(глинобитные строения, а также из сырцового кирпича)


сопровождалось развитием металлургии меди, совершенство­ванием деревообделочного, каменнообделочного и гончарно­го мастерства. Как отмечает английский физик и социолог науки Дж. Бернал (1901 — 1971), наши стулья, столы не изме­нились с тех пор, как их создали первые египетские мастера. Кресла с плетеными сидениями и гнутыми ножками были из­вестны 4500 лет назад. На особом месте находилась обработ­ка папируса, кож и выделка льняных тканей.

Египетские медики поражали своим знанием анатомии человека и точным описанием течения многих болезней. Они уже имели представление о кровообращении. На вы­соте были и химические знания, сплавы и красители ак­тивно использовались в практической деятельности древ­них египтян. Широко описываемые в древнеегипетской мифологии весы стали выдающимся достижением хозяй­ственной практики. Изобретение календаря и элементов астрономии трудно переоценить. Все эти завоевания древ­неегипетской цивилизации образовали особый этап раз­вития культуры.

Мифология Древнего Египта, развиваясь на базе доста­точно высокой цивилизации, сопровождалась изобретением письменности. Однако дешифровать египетские иероглифы крайне трудно. Некоторые из папирусных свитков, храня­щихся в европейских музеях, и по сей день не разгаданы. Можно понять, что в них речь идет о магических операци­ях, магических текстах, заговорах, заклятиях, но что этим достигается — остается неясным. К наиболее понятным па­пирусам относится "магический папирус Гарриса". Его ос­новное содержание составляли заклинания, служащие для защиты живых.

Трудности в изучении египетской магии объясняются еще и тем, что она была тайной, хранимой жрецами, ко­торые строго следили, чтобы тайные знания не проникли в народ. Об этом свидетельствуют фрагменты из "Книги мертвых", в которой строго запрещается совершать при

3-Т.Лешкевич 33


свидетелях описываемые там церемонии, при них не мо­
гут присутствовать даже отец и сын покойника. Строго на­
казывалась каждая попытка завладеть магическими свя­
щенными книгами, а тем более употреблять их для каких-
либо целей. Этим объясняется и ставшее известным изре­
чение древнеегипетских жрецов: "Все для народа, но че­
рез народ ничто".

Понимание герметизма и герметичности как чего-то тай­ного, "закрытого настолько, что никто и ничто не может про­никнуть", сохранилось и в современной языковой практи­ке. В герметизме соблюдался принцип держать в тайне от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но передавать их ученикам, посвященным.

Уникальная черта древнеегипетской мифологии, которую можно назвать зооморфизмом, была связана с обожествле­нием животных и приданием своим богам облика животно­го. Божество воплощалось в то или иное животное. Интере­сующий нас бог Тот связывался с образом ибиса и изобра­жался человеком с головой и клювом птицы. Зооморфные признаки божества сочетались с антропоморфными, в отли­чие от древнегреческой мифологии, где зооморфизм был вытеснен полностью.

Космогонические мифы Древнего Египта, повествующие о происхождении всего из водного хаоса, также сохраняют в себе следы зооморфизма. Небесный свод обычно представ­лялся в виде коровы с телом, покрытым звездами. Иногда его отождествляли с образом женщины богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается зем­ли. По этому поводу в "Текстах пирамид" можно прочитать следующее: "Могуче сердце твое... о великая ставшая небом... Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся ле­жит перед тобою, ты охватила ее, окружила ты и землю и все вещи своими руками".

Существует знаменитая эннеада — девятка богов, почи­тавшаяся во всем Египте. Бог Атум, отождествленный с


богом Ра и появившимся из хаоса Нуном (создавшим сам себя, сам себя оплодотворивший, проглотив собственное семя, и родивший, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу (бога воздуха) и Тефнут (богиню влаги). Те произвели вто­рую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут. У них роди­лись Исида и Нефтида, Осирис и Сет.

Вопрос о монистичности или же плюралистичности ре­лигии Древнего Египта решается весьма своеобразно, так как "египтяне не видели никакого противоречия в упоми­нании богов рядом с Богом" как верховным Существом и Творцом мира. В качестве последнего выступал бог Ра, ему поклонялись еще в доисторические времена. Причем захо­дящее Солнце называлось Атму, восходящее — Хепера, а полуденное — Ра. Это были три образа бога Солнца.

Однако практически в каждом местечке, деревушке или городке имелись свои собственные излюбленные боги. Слу­чалось, что от них отрекались, и менее известные боги в ка­кой-либо знаменательный день могли стать верховными. Иногда атрибуты одного бога перемешивались с атрибута­ми другого. Пантеон местных богов был изменчив. Помимо местных, семейных, национальных богов в него входили боги природных стихий: рек, гор, земли, неба. В попытках объяснить такое многообразие богов исследователи допус­кают предположение о существовании в Древнем Египте не­скольких крупных теологических центров, жрецы которых стремились к возвеличиванию и признанию превосходства именно собственных богов.

Есть несколько версий сотворения мира. Египетские тексты сообщают о временах, когда "не существовало ни неба, ни земли, ничего кроме безграничных изначальных вод, окутанных густой тьмой. В этом состоянии изначаль­ные воды пребывали очень долго, хотя в них и были со­крыты семена всего, что появилось потом в этом мире, и сам мир. Наконец дух изначальных вод почувствовал же­лание творить, и когда он произнес слово, мир сразу же


воплотился в образе... Следующим этапом творения было создание семени или яйца, из которого появился Ра, бог Солнца, в чьем сияющем образе была воплощена всемо­гущая сила божественного духа"2.

Заметим, что бог Тот в знаменитую девятку не входит, пото­му что он, как бог мудрости, письменности и счета, воплощает собой не природные, а духовные качества. Его называли "пис­цом богов" и "Мастером Мастеров".

Впервые мы встречаемся с богом Тотом на процедуре загробного суда в древнеегипетской мифологии. Описанию этого действа посвящена 125 глава "Книги мертвых". При­мечательно, что вера в посмертный суд была мощным мо­тивом поступков и деятельности при жизни и коренилась столь же глубоко, сколь и надежды на бессмертие. В самых древних источниках указывается, что египтяне ожидали страшного суда после смерти, причем тело их должно было быть мумифицировано и положено в гробницу. Загробный суд вершил Осирис. Самым главным моментом суда явля­лась психостасия — взвешивание сердца умершего на ве­сах, уравновешенных истиной (или справедливостью) — символом богини Маат со страусиным пером на голове. Если две чаши весов приходили в равновесие, то умерший оправдывался. Тот — бог мудрости отмечал результат взве­шивания. Оправдание на суде производилось согласно так называемой "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125 главе "Книги мертвых". В ней находился перечень гре­хов, которых не совершал покойный: тот, кто был покор­ным и терпеливым в земной жизни, тот, кто не крал, не пося­гал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла про­тив царя, а также "чистый-сердцем" ("я чист,чист, чист — ут­верждал на суде умерший).

В "Отрицательной исповеди" (или "Исповеди отрица­ния") — своеобразном кодексе египетской морали — содер­жатся 42 положения, которые должен произнести умерший перед взвешиванием его сердца и вынесением приговора.


Многие из этих положений весьма поучительны и для со­временного человека.

1. Я не чинил несправедливости.

2. Я не разбойничал.

3. Я не причинил насилия ни одному человеку.

4. Я не совершал воровства.

5. Я не убивал ни мужчину, ни женщину.

6. Я не сжигал бушуля.

7. Я не поступал предательски.

8. Я не брал того, что принадлежит Богу.

9. Я не произносил лжи.

10. Я не отбирал ничего силою.

11. Я не произносил низких или дурных слов.

12. Я не отбирал пищу силою.

13. Я не прибегал к обману.

14. Я не ел своего сердца (т.е. не выходил из себя и не впадал в гаев).

15. Я не захватывал (ничьей земли).

16. Я не убивал животных, посвященных Богу.

17. Я не опустошал вспаханных земель.

18. Я избегал всего, что способно причинить зло.

19. Я не открывал уст против какого-либо из людей.

20. Я не давал воли гневу без надлежащей причины.

21. Я не совершал прелюбодеяний и не предавался содомии.

22. Я не осквернял себя.

23. Я не возлежал с женой другого.

24. Я не внушал страха никому из людей.

25. Я не давал своей речи пылать гневом.

26. Я не позволял себе быть глухим к словам правды и спра­ведливости.

27. Я не был причиной слез другого.

28. Я не изрекал богохульств.

29. Я не совершал насилия.

30.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: