II. 6 Примерная схема психологического заключения по

данным психолого-педагогического обследования*

1. Постановка задачи исследования (например: решение

вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспита-тельное учреждение, определение причин и характера нарушений поведения и т.п.).

2. Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка.

При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее:

– может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;

– планирует ли он свою деятельность;

– контролирует ли он ее;

– правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;

– способен ли ребенок осуществить перенос умений с

– ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;

– может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;

– насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;

– какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.

При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования.

Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.

В заключении должны быть отражены следующие моменты:

– каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичныенарушения возникли вследствие первичного дефекта;

– какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь ‒ мышления и речи;

– соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;

– каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования;

– какова степень обучаемости ребенка;

– как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности.

4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: