данным психолого-педагогического обследования*
1. Постановка задачи исследования (например: решение
вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспита-тельное учреждение, определение причин и характера нарушений поведения и т.п.).
2. Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка.
При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее:
– может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее;
– планирует ли он свою деятельность;
– контролирует ли он ее;
– правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты;
– способен ли ребенок осуществить перенос умений с
– ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
|
|
– может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении;
– насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах;
– какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.
При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования.
Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.
В заключении должны быть отражены следующие моменты:
– каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичныенарушения возникли вследствие первичного дефекта;
– какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь ‒ мышления и речи;
– соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам;
– каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования;
– какова степень обучаемости ребенка;
– как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности.
4. Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.