Основные типы и уровни конфликтов

Для эффективного разрешения конфликта необходимо знать не только причины его возникновения, но типы и возможные последствия конфликта.

С точки зрения причин конфликтной ситуации выделяются три типа конфликтов.

Первый – это конфликт целей. Ситуация характеризуется тем, что участвующие в ней стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем.

Второй – это расхождение во взглядах, идеях и мыслях по решаемой проблеме. Разрешение таких конфликтов требует больше времени, чем разрешение конфликтов, связанных с противоречием целей.

Третий – это чувственный конфликт, позволяющий в ситуации, когда у участников различны чувства и эмоции, лежащие в основе их отношений друг с другом как личностей. Люди просто вызывают друг у друга раздражение стилем поведения, ведения дел, взаимодействия. Такие конфликты труднее всего поддаются разрешению, так как в их основе лежат причины, связанные с психикой личности.

2.2. По составу участников конфликты бывают:

- внутриличностные - отсутствие согласия человека с самим собой, низкая удовлетворенность работой, рассогласование личных потребностей и требований производства, неуверенность в себе и организации, перегруженность работой или ее отсутствие;

- межличностные – люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Проявляется борьба за ограниченные ресурсы, время использования оборудования, столкновение методов достижения целей;

- между личностью и группой – личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, и хотя не исключено, что человек, мнение которого отличается от мнения группы, принимает близко к сердцу интересы организации;

- межгрупповые – между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом и пр. Глубокое убеждение в важности и значимости своего подразделения, отнесение своей группы к превосходящей своих соперников в результативности, оценка себя и своей работы как важнейшей составляющей выживания всей организации;

- конфликты между сотрудниками и руководством. Нередко происходят по вине руководителей, которые очень часто:

· уверены, что занимаемое положение в организации позволяет им не считаться с подчиненными;

· не учитывают, что большинство людей весьма болезненно реагируют на грубость начальства, при этом производительность их труда резко снижается, от чего страдают интересы организации;

· не учитывают, что, выполняя свои должностные обязанности, сотрудники не застрахованы от ошибок;

· безропотно отдают своих подчиненных «на растерзание» вышестоящему начальству;

· недооценивают профессионализма своих коллег и проч.

В итоге, руководитель может «затянуть» в конфликт весь коллектив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: