Исходя из подхода, определяют музееведы саму суть музея. Определений существует множество. Приведем два из них, которые можно определить как "прагматическое" и "философское".
Согласно определению ИКОМ, музей - постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, исследованием, хранением, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования и удовлетворения духовных потребностей.
С философских позиций музей определяется как исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая передаче из поколения в поколение.
Как видим, эти определения не противоречат друг другу, их различия обусловлены различными целями, которые эти определения преследуют.
Важной задачей общей теории музееведения является также определение социальных (в последнее время их нередко называют социокультурными) функций музея.
К решению этой задачи исследователи также подходят с разных точек зрения - с позиций философии, культурологии, социологии и др., отсюда множественность взглядов на основные функции музеев. A.M. Разгон выделил четыре основные функции - документирования, охранную, исследовательскую и образовательно-воспитательную.
Функция документирования реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов - музейных предметов. Эта функция связана с обязательных сбережением музейных источников, т.е. с охранной функцией, и с их изучением, т.е. с исследовательской функцией. Образовательно-воспитательная функция реализуется через использование информационных и экспрессивных свойств музейных предметов для удовлетворения познавательных, культурных и других потребностей общества.
Многие исследователи дополняют эти функции рядом других, расширяя понимание социокультурных функций музея. Так, выделяют аксиологическую функцию (ценностную, то есть нацеленную на формирование в обществе ценностных критериев и установок), информационную функцию, эстетическую функцию, коммуникационную функцию (функцию удовлетворения духовных потребностей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами), функцию социализации личности и др. В связи с определившейся в 1980-е годы ориентацией музеев на организацию досуга населения Д.А. Равикович предложила выделить рекреационную функцию. Однако другие исследователи считают, что весь этот многообразный спектр является, по сути, производным от двух основных функций - документирования и образовательно-воспитательной: так, документирование предполагает хранение и исследования источников, а формирование ценностных установок и проведение досуга является частью воспитания личности и т.д.
Музейный предмет, фонд, собрание - основные музееведческие понятия и одновременно - основные единицы классификации, учета и хранения музейных ценностей.
Музейный предмет - центральное звено всей музейной деятельности, без которого последняя теряет свою музейную специфику. Потенциальный музейный предмет, объект музейного комплектования, еще не изъятый из среды бытования, принято называть предметом музейного значения. Согласно определению, данному в 1988 г. в учебнике "Музееведение", музейный предмет - это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Определяя музейный предмет, большинство авторов делают акцент на его подлинности, называют его "аутентичным источником знаний и эмоций"; в ряде определений подчеркивается, что это "движимый объект реальной действительности". Однако в последнее время в музееведении наметилась тенденция пересмотра определения музейного предмета, связанная с активным включением в сферу музейной деятельности недвижимых историко-культурных объектов, нематериальных объектов, а также с практикой не изымать или не полностью изымать предмет из среды бытования.
Для понимания сущностных характеристик музейного предмета необходимо обратиться к рассмотрению его свойств и ценности.
Музеологи выделяют ряд свойств музейного предмета. Практически единогласно называют три свойства:
информативность — способность музейного предмета являться источником информации;
экспрессивность - способность музейного предмета вызывать эмоции;
аттрактивность - способность музейного предмета привлекать внимание (как правило, связана с внешним видом предмета).
Ряд исследователей ограничивается этими тремя, действительно, определяющими свойствами. Однако делаются попытки выделить и другие свойства. Среди них наиболее часто называют:
репрезентативность - способность музейного предмета служить образцом, наилучшим образом представляющим целый ряд сходных с ним предметов, наиболее полно отображать явления внешнего мира;
ассоциативность - способность вызывать ассоциации. Это свойство особенно важно и охотно используется музейными работниками при экспонировании. Поясним высказанную мысль следующим примером. В старой книге обнаружен засушенный цветок. Этот предмет не обладает сколько-нибудь значительным информационным потенциалом - вернее, его потенциал не поддается раскрытию. Как правило, невозможно даже установить приблизительное время, когда цветок попал в книгу. Но если такая находка сделана, любой музейный работник при экспонировании книги постарается показать также и цветок именно потому, что у посетителя он вызовет целую череду ассоциаций - от раздумий об обстоятельствах, при которых попал в книгу, до пушкинских строк "Цветок засохший, безуханный...".
Таким образом, три из названных свойств - экспрессивность, аттрактивность и ассоциативность - характеризуют способность предмета вызывать эмоции, а два - информативность и репрезентативность - служить источником информации, характеризовать ту или иную эпоху, то или иное явление действительности. В совокупности эти свойства и дают предмету то трудноопределимое качество, которое принято называть "музейностью" или "музеальностыо".
Степень выраженности указанных свойств определяет важную категорию, характеризующую музейный предмет - ценность. Степень музеальности предмета непосредственно связана с его ценностью. В музееведении и памятниковедении принято выделять научную, историческую, мемориальную и художественную, или эстетическую ценность.
Научная ценность музейного предмета определяется его способностью служить источником информации по той или иной профильной научной дисциплине и связана со свойством информативности.
Историческая ценность определяется связями предмета с историческими событиями и процессами. Однако ученые дискутируют - следует ли рассматривать историческую ценность отдельно или это только частный случай научной ценности для науки истории? Представляется, что историческая ценность связана с категорией времени и в первую очередь определяется свойством репрезентативности.
Мемориальная ценность определяется выявленной связью предмета с выдающимся человеком или значительным историческим событием; в отличие от исторической ценности она определяется не атрибутивными свойствами предмета, а подтвержденной историей его происхождения и бытования. Мемориальные предметы в высокой степени обладают свойством экспрессивности.
Эстетическая и художественная ценность предмета определяется его способностью вызывать эстетические переживания и связана со свойствами аттрактивности и экспрессивности. Термин "эстетическая ценность" представляется более широким, так как эстетические переживания может вызывать не только созданный человеком, но и природный объект, который на этом основании может быть признан обладающим музейной ценностью и включен в музейное собрание (например, часто исходят из эстетической ценности, производя отбор в музейные собрания образцов минералов).
Таким образом, свойства музейного предмета и виды его ценности оказываются тесно взаимосвязаны. Если совокупность свойств составляет музеальность предмета, то общей ценностной характеристикой является музейная ценность предмета - его значимость для музейного использования, основной критерий для отбора предмета в музейное собрание.
Исходя из вышесказанного, предлагаем следующее определение музейного предмета:
Музейный предмет - включенный в музейное собрание историко-культурный или природный объект, являющийся первоисточником знаний и эмоционального воздействия и обладающий музейной ценностью.
В зависимости от ценностных характеристик среди музейных предметов выделяются уникальные предметы (уникумы) - единственные в своем роде, обладающие своеобразием и неповторимостью, и редкие (раритеты). Понятию уникальности противопоставляется понятие типичности. Типичный музейный предмет обладает в высокой степени признаками, характерными для определенной среды бытования, поэтому ему всегда присуще прежде всего свойство репрезентативности. Типовой предмет - это стандартное изделие серийного производства.
Выступающий в качестве музейного предмета природный объект, пройдя необходимые стадии технологической обработки, превращается в естественно-научный препарат. Естественно-научные препараты подразделяются на три группы. В виде сухих препаратов хранятся многие геологические и палеонтологические образцы, гербарии, чучела, прошедшие таксидермическую обработку, и др. Влажные естественнонаучные препараты подлежат хранению в консервирующих жидкостях в герметически закрытых сосудах. Проблема, стоящая при подготовке влажного препарата - потеря цвета в консервирующих жидкостях. В течение многих десятилетий и даже столетий непревзойденным представлялось мастерство Ф. Рюйша, изготовившего в начале XVIII в. влажные препараты мутантов для Петербургской Кунсткамеры, сохранявшие цвет глаз, губ и т.п. В настоящее время профессору А.Е. Микулину удалось разработать технологии подготовки влажных препаратов, позволяющие в значительной степени сохранять их цвет (наиболее значительные коллекции таких препаратов обитателей моря хранятся сегодня в Музее мирового океана (Калининград) и Объединенных музеях Свято-Алексеевской пустыни (Ярославская обл.). Микроскопические препараты используются в основном в научных и учебных целях, могут экспонироваться только с применением специальной техники. Сегодня нередко используются также в интерактивных экспозициях типа "Комнаты открытий" в Биологическом музее им. К.А. Тимирязева (Москва).
Музейные предметы принято классифицировать по типам источников в зависимости от способа фиксации информации (подробнее об этом см. далее в этой же главе "Музейное источниковедение"). Следующей единицей классификации музейных предметов выступает вид, который определяется на основании общих существенных признаков (материал, техника, функциональное назначение и др.). Так, предметы, относящиеся к типу вещественных источников, будут подразделяться по материалу на дерево, металл, стекло, керамику, ткань, кожу и т.д., по функциональному назначению - на культовые предметы, оружие, орудия труда, одежду и т.д.
В рамках одного вида выделяют разновидности, например, вид "керамика" подразделяется на грубую керамику, фаянс, фарфор. Более мелкими классификационными единицами являются группы (например: вид - металл, подвид - цветной металл, группа - медь).
Основной, сущностный признак музейного предмета - его подлинность. Если обратиться к универсальным энциклопедиям и словарям, само понятие "подлинник", "оригинал" определяется через противопоставление его "копии", "подделке". Воспроизведение предмета является подделкой, если было выполнено с целью выдать его за подлинник. Признаваемая музееведами и музейными работниками всего мира проблема - засоренность музейных фондов подделками, многие из которых выполнены на столь высоком уровне, что отличить их от оригиналов крайне сложно даже знатокам. Воспроизведения музейных предметов, выполненные с целью демонстрации в экспозиции в случае невозможности или нежелательности экспонирования подлинника, подразделяются на копии, репродукции, макеты, модели, муляжи, слепки, голограммы. Как правило, все они включаются в фонд научно-вспомогательных материалов. Однако в отдельных случаях точное воспроизведение недоступного или утраченного музейного предмета приобретает статус так называемого "вторичного оригинала" и может быть включено в основной фонд музея.
Коллекция культурных ценностей трактуется в принятом в 1993 г. Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" как "совокупность однородных или подобранных по определенному признаку разнородных предметов, которые, независимо от культурной ценности каждого из них, собранные вместе имеют историческое, художественное, научное или иное культурное значение". Согласно методическому пособию "Научно-фондовая работа в музее", музейная коллекция это - "научно организованная, систематизированная целостная совокупность музейных предметов, которая может представлять научную, историческую, художественную или иную культурную ценность только как единое целое собрание данных источников". С нашей точки зрения, ошибочно связывать ценность коллекции только с ее целостностью. Представляется, что корректнее говорить о том, что ценность коллекции как единого целого всегда превосходит сумму ценностей входящих в нее предметов, хотя каждый из них может быть весьма ценным сам по себе. Однако современная тенденция подчеркивать значение целостности коллекции и соотносить ценность последней с сохранением этой целостности представляется весьма важной с точки зрения недопущения дробления и распыления коллекций. При комплектовании фондов многие музеи сегодня ориентируются на закупку целых коллекций, ведут кропотливую разъяснительную работу с их владельцами с целью сохранения целостности сложившихся ценных собраний. Примером успешного завершения такой многолетней работы с коллекционером и его наследниками стало приобретение в 1996 г. Ярославским художественным музеем собрания Ашика, насчитывавшего несколько тысяч предметов музейного значения.
Еще недавно понятие "частная коллекция" противопоставлялось понятию "музейная коллекция"; частная коллекция, поступившая в музей, приобретала статус "личной коллекции". Однако сегодня в связи с возрождением и увеличением числа частных музеев стало возможным совмещение этих понятий и складывание "частных музейных коллекций" в составе фондов частных музеев.
Основными типами музейных коллекций являются:
Систематическая (типологическая) коллекция, состоящая из однотипных предметов, сгруппированных по определенному признаку классификации;
Тематическая коллекция, сформированная из разнотипных предметов, объединенных отношением к определенной теме;
Персональная коллекция, сформированная по принципу принадлежности предметов определенному лицу или из предметов, содержащих информацию об определенном лице. Коллекция, состоящая из предметов, связанных с жизнью и деятельностью исторического лица или события, определяется как мемориальная.
В учебных музеях и музеях высших учебных заведений нередко формируются учебные коллекции из музейных предметов и научно-вспомогательных материалов, используемых в учебном процессе. К ним приближаются по характеру коллекции, создаваемые в настоящее время для детских музеев, детских экспозиций, для интерактивной работы детской аудитории. Они состоят из однотипных или разнотипных музейных предметов и значительного числа научно-вспомогательных материалов (главным образом - копий, муляжей или малоценных поздних предметов), позволяющих проводить в музее или вне его занятия с детьми по определенной теме (например, "Школа XIX века", "Русская изба", "Народная глиняная игрушка" и т.п.). Специального термина для таких коллекций пока что не существует.
Музейное источниковедение разрабатывает теорию, методологию и методику выявления, изучения и использования музейных предметов и музейных коллекций.
При таком подходе представляется логичным включить в определение также изучение процессов и закономерностей формирования и функционирования музейных собраний как целостных саморазвивающихся систем, состоящих из музейных предметов и музейных коллекций, определенным образом организованных и соотнесенных друг с другом с целью оптимального выполнения музеем его социо-культурных функций.
Один и тот же предмет может выступать и в качестве музейного предмета, и в качестве исторического источника и быть объектом теории музейного предмета, исторического и музейного источниковедения. В качестве исторического источника он выступает в первую очередь как средство научного познания, в качестве музейного предмета - в равной мере как средство научного познания, эмоционального освоения мира и коммуникации.
Основными задачами музейного источниковедения специалисты называли выявление содержащейся в музейном предмете, музейной коллекции, музейном собрании семантической (смысловой) информации, а также изучение специфических свойств музейного предмета - экспрессивности, аттрактивности, репрезентативности, коммуникативности.
По мнению специалистов - сторонников создания музейного источниковедения - источниковедческое изучение музейного предмета, музейной коллекции, музейного собрания предполагает осуществление их атрибуции, классификации, систематизации и интерпретации и, в результате, выявление специфики различных типов музейных предметов. Обращаем ваше внимание на тот факт, что в данном случае термины "источник" и "музейный предмет" употребляются чуть ли не как синонимы. В этой связи представляется целесообразным сравнить объекты, выступающие как в качестве исторического источника, так и в качестве музейного предмета.
Объекты природы в музейные собрания отбираются прежде всего как типовые экземпляры, эталонные образцы, голотипы, являющиеся документальным подтверждением факта научного открытия. В источниковедческом плане это наименее изученный тип музейных предметов.
Статические источники в соответствии с традицией, сложившейся в историческом источниковедении и практической музейной деятельности, подразделяются на вещественные, изобразительные и письменные.
Вещественные источники, в которых овеществлена (опредмечена) деятельность людей, содержат информацию о культуре в самом широком смысле: о социальной и экономической организации общества, быте, эстетических, религиозных и иных представлениях, эмоционально-психическом складе и внутреннем мире человека.
Эта информация основательно закодирована, ее извлечение требует разработки специальных, часто изощренных методов: перевода с "языка вещей" на любой из естественных языков, то есть описания; сопоставления с письменными, изобразительными и другими источниками с целью определения тех процессов и явлений, которые нашли отражение в описании вещи; создания на этой основе ее образа, выявления утилитарного назначения, знаковых (семиотических) и эстетических функций, ее значения (смысла, семантики) для социальной памяти. Во многих случаях вещественные источники обладают более выраженными аттрактивными и экспрессивными свойствами, чем, например, письменные.
Вещественные (вещевые) источники составляют основу музейных собраний большинства музеев, где распределяются по коллекциям: археологическим, нумизматическим, орденов и медалей, знамен, оружия, тканей, керамики, фарфора и стекла и т.п. В музейной экспозиции они могут быть основными или дополняющими экспонатами в зависимости от контекста.
В письменных источниках информация об объективной реальности выражена творцом источника (субъектом) в словесной форме (вербализована) и зафиксирована на материальных носителях с помощью знаков письма (клинописи, иероглифов, букв и др.). Детальная классификация, методология и методика извлечения информации письменных источников разработаны историческим источниковедением и специальными и вспомогательными историческими дисциплинами, объектом изучения которых они являются.
В задачи музейного источниковедения специалисты включали разработку методов не только извлечения и использования в музейной деятельности информации, содержащейся в письменных источниках, но и повышения их аттрактивности и экспрессивности, выявления оптимального для музейной экспозиции соотношения их с источниками других типов (вещественных, изобразительных и т.д.). В соответствии с принятой в музеях организацией музейных собраний письменные источники классифицируют по формальным признакам (книга, листовка, газета, бланк и т.п.) и хранят в составе коллекций документов, а также рукописных и старопечатных книг.
К изобразительным относятся источники, в которых информация закодирована посредством зрительных образов, независимо от характера орудий, материала и способа создания изображений: карты, схемы, диаграммы; фото- и кинодокументы; иконы, фрески, картины, графика, изображения на предметах прикладного искусства, скульптура. Они являются объектом изучения искусствознания, исторического источниковедения. Первое изучает их как носителей эстетической информации (произведения искусства), второе выявляет и истолковывает содержащуюся в изобразительных источниках социальную информацию (мировоззренческую, этическую, эстетическую, историко-бытовую, событийную и пр.).
Музейное источниковедение предлагает рассматривать их как музейные предметы, в той или иной форме вовлеченные в процесс музейной коммуникации и долженствующие быть представленными в музейной экспозиции в определенном смысловом ряду. В музейных собраниях они распределяются по коллекциям: фото- и киноматериалов; графики; живописи; скульптуры; прикладного искусства. Изобразительные источники составляют основу собраний художественных музеев, в том числе музеев народного и декоративно-прикладного искусства.
К динамическим источникам принадлежат звукозаписи (фонические источники), а также кино- и видеофильмы. В первом случае на специально созданных носителях (пленки, пластинки и др.) с помощью специальных технических устройств фиксируются и воспроизводятся звуки (человеческая речь, шумы, музыка и др.), во втором - объекты реальности либо их изображения в движении.
Музейное источниковедение могло бы заниматься разработкой методов извлечения, расшифровки и использования в музейной деятельности информации, заключенной в данных источниках. Этот молодой и динамично развивающийся тип музейных предметов наименее изучен и источниковедческом плане. Ценность его для музейной деятельности определяется документальностью, объективизированной в движущемся изображении и звуке. В силу присущей им специфики динамические источники до сих пор менее других используются в музейной экспозиции.
Вопрос о собственных методах музейного источниковедения можно считать открытым. Исследователи говорят о том, что музейное источниковедение использует методы естественных и общественных наук, которые корректируются в соответствии со спецификой объекта и предмета исследования. Наиболее используемыми называют методы семиотики, изучающей природу, происхождение, виды и функции знаков, и сравнительно-источниковедческие методы, позволяющие исследовать природу источников различных типов и сопоставить их информативные и коммуникативные возможности.
Познакомив читателя со взглядами сторонников создания музейного источниковедения как специальной научной дисциплины в системе музееведческих дисциплин, мы считаем нужным поставить вопрос о целесообразности его создания и о взаимных отношениях теории музейного предмета, исторического источниковедения и музейного источниковедения.
Термин "музейное источниковедение" был введен в научный оборот в 1970-х гг., однако и до сих пор теоретические основы данной научной дисциплины разработаны слабо и о ней в лучшем случае можно говорить как о находящейся в стадии становления. На наш взгляд, выделение музейного источниковедения из исторического не имеет достаточных оснований - ведь вряд ли мы можем говорить о каком-то особом "музейном источнике".
В самом термине "музейное источниковедение" (положено противоречие: источниковедение должно "ведать" (изучать) источники, а музееведение и вспомогательные по отношению к нему дисциплины занимаются изучением музейного предмета-коллекции-собрания и тех отношений, в которые они вступают друг с другом и с посетителем в музее. Как уже говорилось выше, один и тот же предмет может выступать в роли и исторического источника, и музейного предмета, однако это разные роли. Тот и другой имеют свою специфику, более того - обладают каждый особым качеством, изучение и выявление которого требует особых методов.
Более логичным представляется выделение в кругу музееведческих дисциплин, во-первых, теории и методологии музейного предмета-коллекции-собрания и, во-вторых, методики и техники изучения музейного предмета-коллекции-собрания как прикладной дисциплины.
Если же говорить о первоочередных задачах источникового обеспечения музееведческих исследований, то это, на наш взгляд, выявление корпуса источников, позволяющих полно, объективно, достоверно воссоздать историю конкретных музеев и музейного дела в России, выявление структуры и информативного потенциала источников, степени сохранности и изученности их генеральной совокупности.
Классификация музеев - один из важных вопросов музееведения, практически первый вопрос, с которого началась научная рефлексия по поводу феномена музея.
В классификации музеев находит отражение тот факт, что определенные классы (разряды) музеев обладают специфическими особенностями, чертами и свойствами. Функция документирования для каждого класса музеев модифицируется, так как у каждого класса есть свой объект документирования. Эта модификация сказывается на составе музейного собрания, на формах предъявления его обществу в целом и конкретным категориям пользователей, на характере музейной деятельности. Классификация музеев и возможна, и необходима. Такое упорядочивание помогает музееведам в оптимальной организации научно-исследовательского процесса, музейным работникам - в ориентировке в многообразном музейном мире, управленцам - в регулировании процессов, протекающих в музейном деле.
Естественно, существование различающихся по определенным признакам (чертам и свойствам) объектов всегда предшествует осмыслению этого факта. В действительности классы музеев существовали задолго до того, как этот факт был осмыслен, а они были определены как классы. Этот факт нашел отражение в различном именовании первичных музейных форм, которое можно определить как зачатки классификации: кунсткамера, древлехранилище, пинакотека, глиптотека, галерея, мюнцкабинет, натуральный кабинет и т.д. С развитием знания о музее как особом феномене начала формироваться научная классификация музеев, то есть система группировки по признакам, существенным для организации и развития музейной сети и для деятельности музеев.
Просуществовавшее до середины 1990-х гг. распределение музеев по профильным группам и типам утвердилось и в практике музейного дела, и в отечественном музееведении в 1920-х гг., когда на общегосударственном уровне Отделом по делам музеев и охраны памятников Главнауки НКП РСФСР формировалась государственная музейная сеть.
Тем не менее, всеобъемлющей классификации музеев до сих пор не существует. Интерес к данному вопросу периодически пробуждается и угасает в связи с определенными процессами в развитии музейного дела и музееведения. Музееведы, оперируя понятиями «классификация музеев», «типология музеев», «профиль музея», разделяли музеи по профильным группам и типам, однако при этом обязательно какое-то количество "классов" выпадало либо оказывалось несоотнесенным с другими. Различия в группировке нередко вызывались тем, что она производилась по разным основаниям. Для ряда музееведов и музейных работников характерно убеждение, что всеобъемлющая классификация музеев не имеет практического значения и даже невозможна в силу их разнообразия и постоянно меняющихся условий их деятельности.
Предлагаемая классификация музеев, на наш взгляд, учитывает практически все имеющиеся на сегодняшний день подходы и восполняет лакуны, поэтому в ней практически отсутствуют слова "и др."
На сегодняшний день музеи классифицируются по следующим признакам: по связи с определенной отраслью знания, то есть по профилю; по связи с определенными категориями собственников (по принадлежности); по связи с территорией определенного уровня (по масштабу); по статусной позиции (по месту в организационной структуре или иерархии музеев); по связи с одним из двух основных типов памятников и по типу систематизации музейного собрания (коллекция, ансамбль); по роду (основному направлению) деятельности и ориентации на определенную категорию посетителей, по категориям.
1. Классификация по профилю, т.е. по связи с конкретной отраслью знания (науки, техники, производства, культуры, искусства). Эта связь обусловила специализацию музеев и распределение их по профильным группам и предопределила состав музейных собраний, принципы комплектования музейных фондов, тематику экспозиционной работы, научно-исследовательской деятельности и научно-просветительной работы.
Профильный состав музеев (музейной сети) со временем изменялся. Действующие в сфере науки, культуры, искусства, производства две разнонаправленные тенденции - к специализации и интеграции - находят свое отражение и в структуре профильных групп музеев. С одной стороны, специализация доходит до создания музеев одного класса объектов (нефти, газа, золота, бабочек, скульптуры, рисунка, часов, утюгов). С другой стороны, следствием интегративных процессов является бурное развитие музеев, по отношению к которым вполне допустимо обозначение "комплексные", то есть музеев естественной истории (особенность России - их отсутствие), общеисторических музеев, общебиологических музеев, художественных музеев, документирующих развитие искусства в целом. Апофеозом этого движения стало создание национальных парков, экомузеев, музеев человека, а также разного рода центров, выполняющих функции музея, выставочного комплекса, библиотеки, архива и т.д. одновременно.
Классификация музеев по профилю имеет сложную структуру. Делению знания на гуманитарное и естественнонаучное соответствует разделение музеев на естественнонаучные и гуманитарные. Для естественнонаучных музеев характерна связь с конкретными естественнонаучными дисциплинами либо отраслями производства, для гуманитарных музеев - с обществоведческими научными дисциплинами, искусствознанием, культурой.
Естественнонаучные музеи, ведущие отсчет своей истории от кунсткамер и натуральных кабинетов, документируют процессы развития живой и неживой природы, в том числе происходящие при взаимодействии с нею человека (антропогенный фактор), а также процессы развития естественных наук, техники и технологий природопользования; наиболее ценную часть музейных собраний музеев данной группы составляют коллекции эталонных образцов и типовых экземпляров. К естественнонаучным музеям относятся также учреждения, коллекционирующие и экспонирующие живые объекты: ботанические сады, зоопарки, музеи-аквариумы, террариумы и др.
На стыке музеев живой и неживой природы находятся палеонтологические музеи и музеи почвоведения, а на стыке музеев живой природы и научно-технических - сельскохозяйственные музеи, документирующие все стороны развития данной отрасли производства.
Научно-технические музеи осуществляют документирование процессов развития науки и техники, по предметным областям они подразделяются на музеи истории науки и техники (в целом), политехнические и отраслевые музеи - прикладных знаний, технологий, промышленные, строительства, транспорта и связи. И далее, в соответствии с более детальной специализацией - на музеи железнодорожного транспорта, авиации, космоса, автомобильного транспорта; отдельных отраслей промышленности, почт, телеграфа и телефона, радио.
Наиболее многочисленные профильные группы гуманитарных музеев на сегодняшний день составляют музеи искусства, литературные, педагогические, исторические музеи.
Музеи искусства подразделяются на архитектурные, художественные, музыкальные и театральные музеи. Различаясь по объектам документирования, они имеют общую задачу - удовлетворение эстетической потребности человека.
Архитектурные музеи документируют историю развития данной сферы знания и практической деятельности человека, своеобразие которой определяется ее положением на стыке искусства, науки и техники.
Художественные музеи осуществляют документирование процесса развития живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. По объекту документирования, определяющему состав музейного собрания, они подразделяются на музеи изобразительного искусства, современного (ХХ века) искусства, народного искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-промышленные музеи. В этой группе до настоящего времени сохранились и продолжают развиваться, модифицируясь, исторические типы музеев: галерея, пинакотека, глиптотека, мюнцкабинет, панорама, музеи слепков.
Документирование развития таких смежных отраслей знания, как искусство, архитектура и история осуществляют историко-архитектурные и историко-художественные дворцы-музеи, музеи-усадьбы, музеи-памятники.
Музыкальные музеи, документирующие процессы развития музыки и исполнительского искусства и процессы изучения этого развития, подразделяются на музеи музыкальных инструментов, музыкальной культуры, музыкальных театров и концертных залов. На протяжении XX в. осуществился переход музеев данной профильной группы от показа музыкальной культуры на локально-этнографическом уровне к показу ее на национальном и даже мировом уровне, стал реализовываться системный подход к экспозиционной работе, особое внимание стало уделяться трансляции музыкально-культурного опыта.
Театральные музеи, документирующие развитие театра и театрального искусства, а также историю их изучения, подразделяются на музеи театрального искусства и музеи конкретных театров.
Литературные музеи, документирующие процессы развития литературы в их соотнесенности с историко-культурным контекстом эпохи, подразделяются на музеи истории литературы и монографические, то есть посвященные жизни и творчеству одного писателя. Особое место данной профильной группы музеев в России определено тем, что в менталитете нашего народа сложилось убеждение в высоком предназначении литературы как Учителя жизни, путеводной звезды человека в его стремлении к духовному самосовершенствованию, в поиске нравственного эталона и почти культовое почитание писателей и поэтов, повлиявшее на создание многочисленных мемориальных музеев.
Близки к группе литературных музеев музеи книги, документирующие развитие книги и как явления духовной и материальной культуры, и как средства коммуникации. Они подразделяются на музеи истории книги, истории книгопечатания и полиграфической техники, книжной графики и репродукционной техники, музеи печати и далее на еще более специализированные музеи (переплета, шрифта, бумаги).
Педагогические музеи документируют развитие педагогики и как науки, и как особой сферы практической (образовательной) деятельности. Первым, ставшим уже историческим, типом педагогических музеев были музеи наглядных пособий, сыгравшие в свое время огромную просветительную роль.
Исторические музеи документируют историю развития общества (в целом и в отдельных ее аспектах). В соответствии с современным делением исторических наук музеи также подразделяются на собственно исторические, археологические и этнографические. В группе собственно исторических музеев выделяются подгруппы музеев военно-исторических, историко-бытовых, историко-революционных и музеев истории религии. Необходимо подчеркнуть, что мемориальные и краеведческие музеи не являются профильными группами, они выделены не по связи с определенной отраслью знания, а по иным основаниям.
Особое качество мемориальных музеев, документирующих жизнь и деятельность выдающихся представителей всех сфер человеческой деятельности (истории, науки, культуры, искусства, литературы и др.), определяется тем, что они создаются с целью увековечения памяти о них, а также о выдающихся событиях в истории человечества. Такие музеи - это своего рода "узелок на память". На сегодняшний день они составляют многочисленные группы музеев, представленные практически во всех профильных группах.
Вопрос о природе мемориальных музеев, о ключевом для данной группы качестве мемориальности широко дискутировался в отечественной музееведческой литературе. По-разному понимая мемориальность, исследователи относили к мемориальным музеям: все музеи, посвященные выдающимся деятелям и событиям, даже если они создавались в местах, никак не связанных с ними и не имели мемориальных предметов (самый яркий пример - многочисленные музеи В.И. Ленина); музеи, непосредственно связанные с местами событий или жизнью выдающихся деятелей, имеющие коллекцию мемориальных, то есть принадлежавших данному лицу предметов, представленных в мемориально-бытовой экспозиции; музеи, в которых экспозиционными средствами создается образ меморируемого лица при весьма ограниченном (недостаточном для создания мемориально-бытовой экспозиции) количестве подлинных мемориальных предметов. В соответствии со второй из названных точек зрения была разработана типология мемориальных музеев: музей-квартира, дом-музей, музей-усадьба, музей-мастерская, музей-кабинет, музей-типография и т.д. Их профиль определяется по роду деятельности меморируемого лица или по характеру события: историко-мемориальные, литературно-мемориальные и т.д.
Краеведческие музеи документируют процессы развития природы и общества определенного края (региона, местности) в их целостности и многообразии, это музеи определенной территории. Предметом документирования музеев данной группы являются процессы, протекающие на ней, а объектом собирания, хранения и экспонирования - то, что характеризует типичное, особенное и уникальное в природе, истории и культуре края в широком смысле, включая хозяйство. Значительную часть в структуре данной группы составляют комплексные краеведческие музеи, имеющие, как правило, отделы природы и истории; достаточно многочисленны также музеи природы края, историко-краеведческие и литературно-краеведческие музеи.
2. Классификация по признаку принадлежности тем или иным категориям собственников (по связи с собственником). По данному признаку Закон о музеях разделяет музеи на государственные и негосударственные, порядок учреждения, функционирования и ликвидации которых различается. В музееведческих трудах дается более детальная группировка: государственные, ведомственные, муниципальные, общественные, частные, церковные музеи. Разные категории собственников ставят перед музеями разные задачи, в соответствии с чем корректируются социальные функции музеев каждой из групп.
Государство, будучи собственником государственных музеев, передает им в оперативное пользование музейные предметы и коллекции, финансирует их деятельность из госбюджета, осуществляет контроль за ней. Управление музеями данной группы возложено на специальные органы исполнительной власти (в настоящее время - это министерства культуры Российской Федерации и субъектов Федерации).
С распадом СССР и изменением государственного устройства России структура этой группы музеев также изменилась. Появились музеи федерального подчинения и музеи, чьим собственником являются субъекты Российской Федерации. Воспроизводя по форме отчасти предыдущую структуру, новая отличается от нее содержательно, так как коренным образом изменились взаимоотношения федерального центра и субъектов Федерации, реальное соотношение сил и правовой статус.
В Законе о музеях вопрос о собственниках разрешен в самом общем виде, в нем не получили отражения те сюжеты, которые сегодня имеют практическое значение: взаимоотношения музеев федерального подчинения с органами власти субъектов Федерации, на территории которых они находятся, взаимоотношения музеев субъектов Федерации с федеральными органами власти, доля участия центра в финансировании музеев субъектов Федерации, конкретные формы включения музейных предметов и коллекций музеев "субъектного" подчинения в Музейный фонд.
Ведомственные музеи составляют значительную группу российских музеев. К сожалению, вопрос о природе и о составе данного разряда музеев отечественным музееведением не только не был решен, он даже не был поставлен. Этот факт нашел косвенное отражение в Законе о музеях. Ведомственные музеи в нем даже не упомянуты, вопрос о том, кто является их собственником - государство в лице "ведомства" либо непосредственно те организации, структурными подразделениями которых музеи состоят, - нормативно не урегулирован.
Для предшествующих периодов справедливо было определение ведомственных музеев как подгруппы в группе государственных музеев. Их собственником являлось государство в лице организации-учредителя (ведомства, государственной организации или учреждения), в структуру которого они входили на правах особого подразделения. Государство давало разрешение на учреждение таких музеев по ходатайству организации-учредителя, финансировало их деятельность путем выделения отдельной строки в бюджете организации-учредителя. В данную подгруппу могут быть отнесены музеи министерств и ведомств, научно-исследовательских и иных организаций и учреждений, учебных заведений, предприятий. В настоящее время ситуация усложнилась: с появлением негосударственных учреждений и предприятий появились негосударственные ведомственные музеи.
Ведомственные музеи имеют ряд особых черт и свойств, вытекающих из наличия тесной взаимосвязи с организацией-учредителем. Именно она, а не музей, осуществляет оперативное управление музейными предметами и коллекциями; она определяет, какими предметами и какими путями будет пополняться собрание, как оно будет использоваться, какие средства будут выделены на эти цели. Для ведомственных музеев характерна непосредственная связь с социальными группами, формирующимися по профессиональному признаку, и опосредованность связи с другими социальными группами населения и обществом в целом, а также особое значение функции представительства (репрезентации) достижений учредителя перед определенными профессиональными сообществами, властными структурами, обществом в целом.
Зависимость ведомственных музеев от учредителей, ориентированность на решение задач, которые ставит руководство этих учреждений, приводит к тому, что общекультурная значимость музеев часто отодвигается на второй план, их воздействие на культурную жизнь общества оказывается меньше потенциальных возможностей, а их коллекции на практике далеко не всегда рассматриваются как составная часть историко-культурного наследия. Большинство сотрудников музеев данной группы являются, как правило, специалистами в конкретных областях знания и, за редким исключением, не имеют музееведческой подготовки.
Муниципальные музеи, т.е. музеи, принадлежащие органам местного самоуправления, начали создаваться в начале 1990-х гг. У этой группы свои проблемы, связанные, в первую очередь, с подчинением местной власти, от которой они сильно зависят. Эта зависимость может быть позитивной, если местные власти и общественность понимают значение музея и гордятся им, но может принести серьезные беды вплоть до ликвидации музея.
Частные музеи, принадлежащие частным лицам (в правовом отношении - физическим лицам), имели широкое распространение в дореволюционной России, после 1917 г. постепенно исчезли и вновь узаконены Законом о музеях, где они отнесены к негосударственным музеям. Изучение частных музеев можно назвать фактологическим: исследователей преимущественно интересовали история их создания, личность создателя, характер собрания и предъявления его обществу. Закон о музеях регулирует главным образом их взаимоотношения с государством.
Прообразом общественного музея (точнее - музея на общественных началах) можно считать Кутузовскую избу, которую сохраняли и показывали всем желающим местные крестьяне уже с 1812 г. В советское время наибольшее распространение получили музеи предприятий, комсомола, боевой и трудовой славы, школьные музеи.
Отличительные черты общественных музеев - возникновение по инициативе общественности, опора на "актив", финансирование деятельности за счет собственных средств учредителей, в советское время - работа под научно-методическим руководством государственных музеев. Эта сильно сократившаяся в 1990-с гг. группа музеев в последнее годы вновь начала возрождаться.
3. Классификация музеев по масштабу деятельности (по связи с определенной территорией). К данному классу музеев относятся музеи общегосударственного значения, за рубежом называемые "национальными", а в России, как правило, имеющие в своем титуле слово "государственный" (например: Государственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея), республиканские, краевые, областные музеи и местные (городские, районные, сельские) музеи.
4. Классификация музеев по статусной позиции (по принципу места в иерархии, определяющему набор прав и обязанностей), наиболее динамична, подвержена изменениям. В настоящее время к данному классу относятся музеи, имеющие статус особо ценных объектов; головных музеев и музейных объединений (координируют деятельность либо определенной профильной группы музеев, либо музеев определенной территории); музеев-заповедников; филиалов. Сюда же относятся музеи, имевшие почетное звание "народных".
5. Классификация музеев по типу собираемых и предъявляемых обществу памятников. По данному признаку выделяют две большие группы музеев: коллекционные и ансамблевые музеи. Объектом собирания и музейного показа первых являются движимые памятники, объединенные в коллекции. По конкретному составу собираемых, сохраняемых в фондах музеев и изучаемых предметов коллекционные музеи подразделяются на профильные группы.
Объектом музейного показа ансамблевых музеев являются ансамбли архитектурных сооружений, расположенных на определенной территории, как правило, не случайной, в единстве с исторически сложившимися в интерьерах ансамблями музейных предметов. Музеи ансамблевого типа осуществляют документирование природной и культурно-исторической среды определенного времени и определенного социума. Их появление и развитие - практическая реализация и наиболее яркое выражение средового подхода, отражение в музейном деле интегративных тенденций, возобладавших на современном этапе в процессе познания природы и общества. Среди ансамблевых музеев выделяют музеи под открытым небом, города-музеи, дворцы- и дома-музеи, музеи-усадьбы, -квартиры, -мастерские, -заводы. Подробнее об этом типе музеев и о его эволюции в сторону воссоздания культурной среды рассказывается в главе 6 "Музеефикация историко-культурных и природных объектов".
6. Классификация музеев по роду (основному направлению) деятельности. По данному признаку принято делить музеи на научно-исследовательские, научно-просветительные и учебные. В последнее время возобладало мнение, что такая классификация практически невозможна. Сторонники этой точки зрения указывают на то, что все музеи ведут и научно-исследовательскую, и научно-просветительную, и учебную работу.
На наш взгляд, они не учитывают одного обстоятельства: классификация по роду деятельности предполагает определение доминирующего направления, а это возможно и целесообразно. Дело в том, что в реальности имеет место не только прямая связь, то есть связь специализации музея с основным направлением его деятельности, но и обратная: основное направление деятельности оказывает наиболее заметное влияние на качество музея, на критерии отбора музейных предметов и комплектование музейных фондов, на построение экспозиции.
Классификация по роду деятельности учитывает также специфику музейного посетителя, что проявляется в ориентации музеев на определенные категории посетителей. Научно-исследовательские музеи (в большинстве своем имеющие ведомственную принадлежность, нацеленные на собирание и сохранение главным образом коллекций эталонных образцов) ориентированы по преимуществу на "обслуживание" науки и тех, кто ее делает - исследователей.
Одной из основных функций научно-просветительных музеев является образовательно-воспитательная функция, они ориентированы на широкого посетителя.
Учебные музеи являются важным средством оптимизации процесса познания мира учащимися и студентами высших учебных заведений, а их музейные собрания - своеобразная подборка наглядных пособий для учебного процесса. Напомним, что в свое время в России существовали специальные музеи наглядных пособий.
В классификацию по данному признаку следует, по нашему мнению, включить и детские музеи. Они ориентированы на детскую аудиторию, их цель - адаптация документируемого мира, процессов, протекающих в природе и обществе, к восприятию ребенка и, тем самым, облегчение ему процесса включения в реальные взаимосвязи и взаимодействия, обучение действующим "правилам игры". Детские музеи выполняют также функцию репрезентации (представительства) детского восприятия мира как детям, так и взрослому обществу (о детских музеях см. в Разделе II, главе 7).
7. Классификация по категориям (административная или управленческая). Ее появление было вызвано необходимостью для государства осуществлять управленческие функции по отношению к музеям: контролировать объемы работ, определять расходы на их деятельность, штат сотрудников, размер их заработной платы и т.п. Критериями для распределения музеев по категориям были избраны количество единиц хранения основного фонда и посещаемость. Данная классификация преследовала сугубо практические цели (нужды управления, отчетность музеев перед Министерством культуры).
Мы предложили классификацию, которая отражает существующие реалии. Однако жизнь не стоит на месте, музей, как особый феномен, продолжает развиваться. В ответ на вызовы современности появляются иные принципы организации фондов и экспозиций, новые формы музейной деятельности и методы работы с посетителем. А это значит, что в ныне существующей системе могут возникать и обязательно возникнут новые классы (группы, типы) музеев. Более подробно отдельные группы музеев будут рассмотрены в последующих главах.
Музееведение в системе наук. На современном этапе четко обозначилось стремление музееведения обустроиться в системе наук. Как правило, это связывают с выявившейся ориентацией общества на углубление социальной памяти, сохранение и обдуманное использование духовного и материального опыта прошлых поколений, оставленного ими культурного наследия. Думается, что в этом находит выражение и тревога, вызванная нарастанием дестабилизирующих тенденций в развитии общества, и стремление противопоставить хаосу - порядок, неопределенности - определенность.
На место музееведения в системе наук оказывает влияние и то, какая тенденция - к интеграции или дифференциации - доминирует. В современной науке присутствуют обе эти тенденции, что приводит, с одной стороны, к разделению наук и, с другой, к их взаимопроникновению и формированию смежных дисциплин. Эти процессы в той или иной мере затрагивают и музееведение.
В соответствии с дефиницией мы определяем место музееведения как общественной (гуманитарной) науки, находящейся в тесных взаимоотношениях с другими общественными, а также естественными и техническими науками. На данном этапе развития музееведение заимствует у них некоторые методы, элементы понятийного аппарата (языка), адаптируя их для решения своих собственных задач.
Связь музееведения с кругом исторических дисциплин (историей, археологией, этнографией и др.) несомненна. Важными направлениями музееведческих исследований являются исследования по истории музееведения и истории музейного дела. Конечно же, для установления закономерностей развития музея и музейного дела музееведение использует тот арсенал средств, которым располагает историческая наука. В свою очередь, результаты, полученные музееведением в этих областях, обогащают историю. Еще более тесной является связь музееевдения с историческими дисциплинами как профильными для определенных групп музеев.
Особого внимания заслуживает вопрос о взаимоотношениях музееведения с научными дисциплинами, изучающими закономерности документальной деятельности и документ как источник информации, то есть с документалистикой, архиво- и библиотековедением, источниковедением ряда научных дисциплин. Как и перед этими дисциплинами, перед музееведением стоит задача извлечения нужной информации из музейного предмета. Существует генетическая связь музея с такими социальными институтами, как архив и библиотека.
В последние годы наметилась тенденция к сближению музееведения и культурологии. Ряд исследователей на этом основании склонны относить музееведение к культурологическим дисциплинам.
Как с профильными научными дисциплинами музееведение связано с широким кругом общественных, естественных и технических наук. Эта связь основана на том, что один и тот же предмет может выступать объектом изучения и музееведения (в качестве музейного предмета), и соответствующей научной дисциплины. Изменения как системы наук, так и системы научного знания (в целом и по отдельным отраслям) оказывали заметное, а в ряде случаев определяющее воздействие на систему музеев, приводя к возникновению одних групп музеев и исчезновению других, структуру музейного собрания, принципы отбора предметов в музейные коллекции и т.д.
Литература:
1. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции зарубежных музееведов. // Музей в современной культуре. СПб, 1997.
2. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и музейный сценарий. //Музей и современность. М., 1986 (Сб. науч. тр. НИИ культуры).
3. Гнедовский М. Профиль музея // Советский музей. 1985. № 5.
4. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей - культура-общество. М., 1992. С. 7. (Сб. науч. тр. / ЦМР).
5. Дукельский В.Ю. Терминология музейного предмета. // Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986.
6. Каулен М.Е. Нематериальные объекты наследия в современном музее // От краеведения к культурологии. Российскому институту культурологии 70 лет. Сб. науч. статей. М., 2002.
7. Краткий словарь музейных терминов. М., 1974.
8. Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
9. Музееведение России в первой трети XX века. М., 1997.
10. Музеи мира. - М., 1991.
11. Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.
12. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989 (Сб. науч. тр. НИИ культуры).
13. Разгон A.M. Общетеоретические вопросы музееведения в научной литературе социалистических стран. М., 1984. (Сер. "Музейное дело и охрана памятников". Вып. 1. / ГБЛ. Информкультура).
14. Разгон A.M. Место музееведения в системе наук. // Музей и современность. М., 1986. (Сб. науч. тр. /ЦМР).
15. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987; Музееведение. Музеи исторического профиля. М., 1988.
16. Разгон A.M. Музейный предмет как исторический источник // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984. (Сб. науч. тр. НИИ культуры).
17. Современные тенденции развития музейной коммуникации в капиталистических странах: теория и практика. М., 1986. (Сер. "Музейное дело и охрана памятников". Обзорная информация. Вып. 1. / ГБЛ, Информкультура).
18. Терминологические проблемы музееведения. Сб. научных трудов Центрального музея революции СССР. М., 1986.
19. Томилов Н.А. Музееведение, его периодизация и основные понятия. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. №6. Омск, 1998.
20. Томилов Н.А. Музееведение (музеология): определение как научной дисциплины // Культурологические исследования в Сибири. №2 (6). Омск, 2001.
21. Федоров Н.Ф. Из философского наследия (Музей и культура). М., 1995.
22. Шмит Ф.И. Музейное дело. М., 1929.
23. Этический кодекс ИКОМ для музеев. ИКОМ России, 2002.
24. Dictionarium museologicum. Будапешт, 1979.