ГЛАВА II
Место научных исследований в деятельности музея. Музей как исследовательский центр - история. Два направления научно-исследовательской работы музея. Научно-исследовательский компонент в отдельных направлениях музейной деятельности. Организация научно-исследовательской работы в музее.
Научно-исследовательская работа является основой функционирования, одним из ведущих направлений деятельности любого музея - федерального, муниципального или ведомственного подчинения, расположенного в центре или отдаленном районе, имеющего в штате сотрудников несколько сот человек или всего двух. Конечно, объем, организация, специфика этой работы в разных музеях будет разная, так же, как и квалификация работающих в них специалистов.
Каждое новое поколение вносит свои нюансы в понимание сущности музея, а, следовательно, и его деятельности, которая определяется особенностями конкретной эпохи. Но в разные периоды истории, несмотря на присущие музеям и эпохе особенности, музеи являются исследовательскими с одной стороны, а с другой - культурно-образовательными центрами.
|
|
Историческое развитие музеев позволяет проследить их постоянную связь с наукой. В определенные периоды музейные собрания становились базовой основой для фундаментальных и прикладных исследований целого ряда областей науки, в музеях работали крупные ученые, в их стенах делались важные для науки открытия, создавались фундаментальные труды.
К середине 20-х годов XX в. определились два разных подхода к роли исследовательской деятельности музеев. С одной стороны, укреплялся взгляд на музей как научно-исследовательское учреждение; с другой - постоянно пробивалась и к концу 1920-х годов усиливалась тенденция ограничить деятельность музеев ролью "политпросветкомбинатов". Так, острая полемика по этому вопросу развернулась в комиссии по реорганизации Государственного Исторического музея и в процессе выработки "Положения" о ГИМе, при подготовке декрета о национализации Третьяковской галереи и др.
Однако уже в 1918 году музеи республики были переданы в ведение научного отдела Народного комиссариата просвещения, а с 1922 г. в системе Наркомпроса было создано "Главное управление научными, научно-художественными, музейными и по охране природы учреждениями" - Главнаука. В этот период подчеркивалась важность превращения музеев из хранилищ научных материалов в научно-исследовательские центры, активизации научных исследований в музеях.
Борьба сторонников двух вышеназванных взглядов на музей приняла особую остроту к концу 1920-х гг. Дискуссии продолжались на I Всероссийском музейном съезде и проходивших после него конференциях и совещаниях музейных работников, на страницах журнала "Советский музей". С одной стороны, в музейной практике некоторых музеев к концу 1930-х годов активизировались научные исследования, а типовое положение 1936 г. определяло музеи местного края как "научно-исследовательские и политико-просветительские учреждения". С другой стороны, в это же время по отношению к основной массе музеев возобладала тенденция ограничения их роли как научных учреждений, сворачивания исследовательской работы.
|
|
Внимание к научным исследованиям музеев усиливается в послевоенный период. С конца 1950-х гг. предпринимаются попытки серьезного обобщения и анализа опыта научно-исследовательской деятельности музеев в мировом масштабе. На Генеральной конференции ИКОМ 1968 г. в ФРГ обсуждалась основная тема "Музеи и исследовательская работа". Многие музеи на Западе в это время рассматривались как преимущественно научные учреждения, в них работала ведущая профессура.
Научное исследование - особая форма деятельности, связанная с выработкой и распространением знаний, которыми общество прежде не располагало.
Музеи как исследовательские центры занимаются комплектованием, учетом, изучением своих собраний, разработкой рубрикаторов музейных каталогов, методик, необходимых для обеспечения условий их сохранности, научным проектированием экспозиций и выставок и др. Все эти направления представлены в диссертационных исследованиях, защищенных в последнее десятилетие (Э.А. Шулеповой, О.Н. Труевцевой, Т.П. Полякова, Т.П. Калугиной, М.Е. Каулен, Е.Б. Медведевой, Н.И. Рубана и др.).
Исследовательская работа в музеях развивается в двух направлениях:
Первое направление - изучение музейного собрания и памятников (включая недвижимые памятники, среду, нематериальные объекты наследия). Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. Это направление исследовательской работы связано с теми науками, источниковый материал которых представлен в музее: история, этнография, археология, биология, искусствоведение и т.д. В процессе исследовательской деятельности открываются новые источники, определяются способы их использования и введения в научный оборот, расширяется и углубляется научная проблематика. Как и в других научных учреждениях, научно-исследовательская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки.
Музейные исследования по научным дисциплинам, как правило, ориентированы на возможность их дальнейшего использования в музейной работе.
Наиболее очевидна связь с наукой музеев научно-исследовательских институтов и вузов, таких, как музеи Московского государственного университета, Академии наук, Казанского, Томского, Новосибирского и других государственных университетов. Такие крупнейшие музеи, как Политехнический музей, Исторический музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др. всегда были крупными центрами исследований по своим отраслям научного знания. В системе Академии наук был создан ряд литературно-мемориальных музеев, которым делегировалась функция центров по соответствующим разделам литературоведения (музеи А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, A.M. Горького). Ряд музеев имеют официальный статус научно-исследовательских учреждений. К ним относятся такие крупные исследовательские музеи, как Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Государственный Исторический музей, Политехнический музей, Государственный музей-заповедник "Московский Кремль" (Москва), Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург). В последние годы статус научно-исследовательских институтов стали получать музеи российской провинции, например, Хабаровский краевой краеведческий музей. Получение такого статуса определяется эффективностью исследовательской работы, регулярными изданиями научных трудов, высоким научным потенциалом специалистов музея. Можно констатировать, что в музеях, как это было и в дореволюционные годы, трудятся ученые, имеющие научные степени и звания. Многие музеи сложились и по сей день остаются основными научно-исследовательскими центрами для своей территории (например, Каргопольский музей-заповедник Архангельской области). Некоторые мемориальные музеи являются единственными или ведущими учреждениями, в которых в полном объеме ведутся исследования жизни и деятельности выдающейся личности или события, к их числу следует отнести Музей-заповедник Л.Н. Толстого "Ясная Поляна", Мемориальный музей А.Н. Скрябина. Но и в небольших музеях достаточно возможностей для постановки важной и творческой исследовательской работы в разных областях знаний.
|
|
Исследовательская работа музеев находит преломление в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музеев. Многие музеи активно взаимодействуют как с региональными, так и федеральными российскими научными центрами по конкретным направлениям своих научных изысканий. В числе таких музеев - Калужский, Пензенский, Саратовский и др. областные краеведческие музеи.
Второе направление - музееведческие исследования - является общим для всех музеев, выполняющих определенные социальные функции, и развивается непосредственно на базе музееведения и смежных с ним дисциплин (социология, педагогика, психология). К группе музееведческих исследований относятся:
- разработка концепций музеев и отдельных направлений музейной деятельности;
- научное проектирование экспозиций и выставок;
|
|
- социологическое изучение музейной аудитории;
- разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
- разработка проблем обеспечения физической сохранности
музейных коллекций;
- исследование истории развития музейного дела, музеев разных видов и групп, территорий, отдельных музеев;
- общетеоретические музееведческие исследования.
В осуществлении музееведческих исследований музеи активно сотрудничают с музееведческими и памятниковедческими центрами, такими как Российский институт культурологии, Институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, Лаборатория музееведения Государственного центрального музея современной истории России, Методический центр Государственного Исторического музея (Москва), Научно-практический центр по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), кафедра музейного дела Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва).
Большое значение для успешного осуществления исследовательской работы второго направления имеет музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики (см. главу 10 "Подготовка музейных кадров). На растущий интерес музейных специалистов к музееведческим исследованиям указывает появление в последнее время диссертационных работ, защищенных по специальности "музееведение...", авторами которых являются практикующие музейные работники (Т.П. Калугина, Н.А. Мазный и др.)
В рамках одного музея научно-исследовательская работа первого и второго направлений находится во взаимодействии. С одной стороны, учитывается все то новое, что происходит в профильных науках, источниковый материал которых хранится в музее. С другой стороны, музей - единый организм, поэтому все достижения и открытия в исследовательской работе первого направления находят преломление в музееведческих исследованиях. Например, изучение этнографических собраний краеведческого музея может быть положено в основу концепции этнографической экспозиции, выставки, разработки сценария фольклорного праздника, тематики работы кружка, интерактивной детской экскурсии и др. При разработке перспективного плана выставок потребуется углубленное изучение фондов, музейных каталогов, разработка программ комплектования фондовых материалов, включающих систему выявления и сбора материалов в государственных учреждениях (архивах, других музеях) и у частных лиц, что, в свою очередь, предполагает исследования в области профильной науки.
Таким образом, специфика музейных учреждений приводит к органичному сочетанию в рамках одного музея первого и второго направлений исследовательской деятельности. Продуманное соединение этих двух направлений обеспечивает динамику развития музея, открытого к восприятию новых идей, тенденций, перспективных изменений.
Музеям разных групп присущи определенные виды исследовательских работ. Понимание этой специфики помогает четко планировать научные исследования с учетом координации не только внутренних структур музея, но и совместной деятельности с внешними организациями, с которыми музей постоянно взаимодействует: исследовательскими, образовательными, культурными, производственными и др.
При этом необходимо учитывать, что у нас в стране имеется значительное количество краеведческих музеев, собрания которых содержат материалы разных научных дисциплин - истории, этнографии, истории искусства, зоологии, геологии, ботаники и др. Кроме того, выше уже отмечалась современная тенденция расширения круга музеев, не вписывающихся в жесткую классификационную схему профилей, связанную с классификацией наук (см. главу 3). Понятие "профильная проблематика" становится все более условным.
Научные исследования подразделяются на следующие группы.
Фундаментальные (базовые) исследования направлены на изучение и понимание законов развития природы и общества без ориентации на практические задачи.
Прикладные исследования - это исследования отдельных проблем, осуществляющиеся в рамках уже известных теорий и всегда ставящие конкретные практические цели.
Под научными разработками понимается использование фундаментальных и прикладных исследований в целях внедрения новых материалов, устройств, систем, технологий и т.д.
В соответствии с функциональными особенностями музеев выделяются следующие направления музейной деятельности, в каждом из которых присутствуют исследовательские компоненты:
комплектование;
научно-фондовая работа;
экспозиционно-выставочная работа;
культурно-образовательная деятельность.
Каждое из этих направлений подробно рассматривается в соответствующих главах настоящей книги. Дадим краткую характеристику исследовательской составляющей каждого из них.