double arrow

Билет №2. Вопрос 1. Нормы и способы воздействия государства на культуру с Х по XVIII века в России

Создается русское государство, 1-й этап К политики, продолжался до Петра. Религиозная К: все вопроса быта, ритуалы и т.д.

Этот период включает в себя 4 подпериода:

1) IX – первая половина XIII в.

2) Вторая половина XIII – XV в.

3) XV – XVI в.

4) XVII в.

1) Древнерусская культура IX – первая половина XIII в.

Государство Киевская Русь существовало с IX по начало XII вв. Сложилось оно в результате объединения земель полян, ильменских славян, родимичей, кривичей и других со столицей в городе Киеве. В X-XI вв. (при князе Игоре, Ольге, Святославе, Владимире, Ярославе Мудром) начался процесс формирования феодального способа производства, развития городских и сельских ремесел, земледелия, скотоводства, промыслов. В эту пору устанавливались связи с южными и западными славянами, Византией, Западной Европой, другими народами, велась успешная борьба с хазарами, печенегами и др.

Формирование культуры Киевской Руси (основы):

- богатое культурное наследие восточных славян;

- государство сложилось на многоэтнической основе;

- происходили глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни – вызревание феодальных отношений, возникновение государства и формирование древнерусской народности.

- углубление различий между народной культурой и культурой княжеско-дружинной среды.

- важное географическое положение.

- взаимодействие с цивилизациями других стран и народов:

* византийское влияние (в основном с конца Хв. До середины XIIв.): регигия, каноническое право, культовое изобразительное искусство, архитектура.

* страны Центральной и Западной Европы (культурные контакты носили двусторонний и равноправный характер, особенно укрепились во второй половине XII – начале XIIIв.): развитие торговли, обмен изделиями ремесла и прикладного искусства, техническими навыками, архитектура, фольклор.

- с начала XIIв. – период политической раздробленности Руси. Появление новых культурных центров, расцвет культуры.

Князь Владимир Святославович: расцвет Киевского феодального государства

- Введение Христианства (988г.) оказало огромное воздействие на культуру: содействовало созданию уникальных памятников письменности, искусства, архитектуры;

- культурное влияние Византии (религия, архитектура, распространение знаний и грамотности, организация школ, введение летописания, чеканка золотых монет);

- Реформы Владимира, направленные на изменение культурных основ Киевской Руси;

- Создается особая форма принятия княжеской власти – обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду;

- стираются племенные различия, формируется единая экономика славян, денежная система;

- идет интенсивный процесс градостроительства.

- Упразднение рабства, работорговли.

- Сопротивление язычников Христианизации.

Церковь была основным институтом феодальной культуры Древней Руси: сыграла позитивную роль в развитии русской государственности, обогатила опытом публичное право, повлияла на него силой церковного суда, закрепила моногамный брак.

Князь Ярослав Мудрый – продолжил преобразования отца.

- продолжает интенсивную строительную деятельность (Софийский собор, Золотые ворота в Киеве);

- развивает торговлю, начали чеканиться и серебряные монеты;

- главной заботой было создание собственной интеллигенции: нужна была грамотность, собственные ученые, писатели, философы.

- возникновение монашества и монастырей. Единственным местом, где можно было заниматься наукой, были монастыри.

- создает свод законов государства – «Русскую правду», а также ряд других письменных уставов (устав о церковных судах);

Особый тип русской духовности.

- остатки язычества

- ощущение себя частицей в большом мире

- духовный личностный образец – идеал святости

- противоречивое отношение к светским увеселениям

Религия. Принятие Христианства

Фольклор - Богатство и разнообразие

- календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, свадебные песни и т.д.. мифологические сказания (язычество);

- формы фольклора, не связанные с языческим культом: пословицы, поговорки, сказки и т.д.

- предания, легенды;

- «устная летопись»: прозаические предания, эпические сказания о прошлом родной земли;

- новый эпический жанр – героический былинный эпос: былины;

- устная поэзия в княжеско-дружинной среде.

Письменность. Просвещение. Книжное дело

- В дохристианский период у восточных славян существовала письменность.

- Появление письменности, создание славянской азбуки - кириллицы (византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий);

- Принятие Христианства способствовало быстрому развитию письменности и письменной культуры;

- Вместе с богослужебными книгами и богословской литературой из Болгарии проник старославянский язык. На местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык.

- Появилось школьное образование (Владимир);

- Высокообразованные люди встречались только в среде духовенства, светских аристократических кругах. Образованность ценилась очень высоко.

- Большинство памятников письменности домонгольского периода погибло, сохранилась незначительная часть: «Остромилово Евангелие», два «Изборника».

- Перепиской книг занимались главным образом в монастырях, потом – в крупных городах тоже.

- Распространение Христианства требовало большого количества богослужебных книг. Появление основных книг Священного Писания.

- Значительное место – переводная литература религиозного и светского содержания.

- Книга пришла на Русь из Византии и из Болгарского царства (до Хв. – главный очаг проникновения славянской письменности и литературы для других стран). В результате – общность письменности и всей литературы: богослужебной, проповеднической, памятников литературы (прологи, торжественники, шестоднев, хроники, палеи, космографии, физиологи).

- - Первая библиотека на Руси при Храме св. Софии (Ярослав).

Литература. Общественная мысль.

- Источник древнерусской литературы – фольклор. Характерная особенность литературы – острая публицистичность.

- Летописание. Первая летопись: монах Нестор «Повесть временных лет» (1113г.)

- Наибольших успехов христианское просвещение достигло благодаря монастырям и епископским кафедрам, особенно в Киеве. Священник (позднее Митрополит) Иларион «Слово о законе и благодати».

- Оригинальная житийная литература. Например, княжеские жития.

- Важные социальные, политические и нравственные проблемы: «Поучение» Владимира Мономаха, Сборник первых законов на Руси – «Русская правда», «Слово о полку Игореве».

- Математические и другие знания, особенно по ремеслам, развивались помимо книг.

С самого начала крещения Руси, основным проводником книжной мудрости, заказчиком и ценителем выступают князья, опирающиеся на монастыри и монахов. Создавая собственную книжность, Русь вписывается в общую культурную жизнь славянских государств.

Архитектура. Живопись.

- до конца Хв. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства.

- после принятия Христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства заимствованы из Византии. Получил распространение крестово-купольный тип храма.

Первая каменная постройка – Десятинная церковь (Киев, конец Хв., греки),

Спасо-Преображенский собор (Чернигов)

Софийский собор (Киев), Софийские соборы (Новгород, Полоцк)

- новый этап (с XIIв.) – отличается меньшей масштабностью зданий, поисками простых, но выразительных форм. Наиболее типичный – кубический храм с позакомарным покрытием и массивной главой.

- со второй половины XIIв. ослабевает византийское влияние, появление храмов башнеобразной формы:

Соборы Спасо-Ефросиниева монастыря в Полоцке и Михаила Архангела в Смоленске.

Церковь Параскевы пятницы в Чернигове.

- более выраженным становится влияние романского стиля:

Смоленское, Галицко-Волынское княжество, затем Владимиро-Суздальская Русь.

- установление в Новгороде республиканского строя привело к демократизации культуры. Сокращалось княжеское строительство, заказывают строительство церквей бояре, купцы, прихожане.

Владимиро-Суздальская земля: Суздаль, Владимир.

Живопись

- с принятием Христианства из Византии пришли новые виды монументальной живописи: мозаика, фреска, станковая живопись (иконопись).

Самые ранние произведений древнерусской живописи созданы в Киеве: мозаики Софийского собора.

- в XII – XIIIвв. в живописи отдельных культурных центров заметнее становятся местные особенности:

Новгородский стиль монументальной живописи

Владимиро-Суздальская школа живописи

- распространение письменности, появление книг привели к возникновению вида живописи – книжной миниатюры:

2) Вторая половина XIII – XV в.

- в середине XIIIв. Русь подверглась монголо-татарскому нашествию, это имело катастрофические последствия для экономики и культуры:

Истребление и увод в плен значительной части населения,

Уничтожение материальных ценностей,

Разрушение городов и селений,

Частые набеги, выплаты дани.

Резкое ослабление городов, от развития которых зависел прогресс.

Падение уровня ремесленного производства.

Урон русскому зодчеству (многие памятники разрушены, на полвека прекратилось каменное строительство).

- политические события XIII-XIVвв. Разделили древнерусскую народность на несколько частей, оторванных друг от друга. Это привело к формированию на основе древнерусской трех народностей: русской (великорусской), украинской и белорусской.

- два основных, тесно связанных обстоятельства определили содержание культуры и направления ее развития:

* борьба с золотоордынским игом,

* борьба за создание единого государства.

- два этапа историко-культурного процесса:

* до середины XIV – упадок в различных сферах культуры,

* со второй половины XIV – подъем русской культуры.

- в конце XIV устанавливаются прочные связи с болгарской и сербской культурами (обмен рукописями через монастыри Афона и Константинополя), на Русь переселялись выходцы из Балканских стран.

Фольклор

- главная тема устного народного творчества – борьба против ига, идея независимости Руси.

- жанры:

* поэтические произведения (сказания)

* героический былинный эпос

* новгородские былины о Василии Буслаеве и Садко

* историческая песня, песни о татарском полоне

Просвещение. Книжное дело.

Вторжения отразились на сохранности книжных богатств, на уровне грамотности, но традиции письменности и книжности сохранились, получили развитие.

- распространение грамотности в основном сосредоточено в руках церкви, но образование и среди духовенства, торгово-ремесленное население городов;

- училища для детей, учителя-«книжники» - как правило, при церквях, в городах и на селе;

- развитие книжного дела. При монастырях – книгописные мастерские и библиотеки (Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастырь). В городах, при княжеских дворах.

- Развитие письменности и книжного дела обусловливало изменения в технике письма. Пергамент – бумага, изменилась графика письма: уставное письмо - полуустав.

- Широкое распространение – богослужебные книги, «четьи» книги.

Литература. Общественная мысль.

- острая публицистичность литературы,

- в первые десятилетия после монголо-татарского нашествия летописание переживало упадок, но возобновлялось то в одних, то в других центрах. Локальные особенности, внимание к местным событиям и тенденциозность. Тема единства Русской земли и борьбы против завоевателей. Возрождение общерусского летописания.

- центральная тема литературы – борьба русского народа против захватчиков. Распространенный жанр – воинская повесть: «Повесть о разорении Рязани Батыем», об Александре Невском, о Куликовской битве, «Сказание о Мамаевом побоище».

- житийная литература.

Архитектура. Живопись.

Новгород

- каменное строительство возобновилось с конца XIIIв. Наиболее крупны центр развития искусства в XIII-XVвв. – Новгород. Новый архитектурный стиль: нарядное внешнее убранство храмов. Этот стиль в дальнейшем почти не изменялся.

в XVв. – тенденция к воспроизведению архитектурных форм XIIв.

- В Новгороде велось и крупное гражданское строительство.

Псков

- Его зодчество отличалось своеобразием. Большие успехи в крепостном строительстве (Псковский кремль).

- внесено много нового в традиционного в схему крестово-купольного храма, придав верхней части сооружения динамичную устремленность ввысь. Каменные звонницы из нескольких пролетов.

Тверь – первый город, где возобновилось каменное строительство.

Москва

- Начало каменного строительства: в Московском Кремле строятся 4 каменных храма: Успенский Собор, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору, Архангельский собор. Каменный Кремль.

- разработка и создание новой, направленной вверх композиции всего храмового здания.

Звенигород, Владимир

Живопись

Вторая половина XIV – начало XVв. – золотой век стенной живописи Древней Руси.

- успешно развивается новгородская монументальная живопись. Феофан Грек, Федор Стратилат.

- расцвет живописи в Москве в конце XIV – начале XVв. В этот период окончательно складывается русская национальная школа живописи: Андрей Рублев, Феофан Грек (Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (икона «Троица»), собор Андроникова монастыря). В его творчестве – обособление русской живописи от византийской.

3) XV – XVI в.

Рубеж XV – XVI вв. – переломный период в развитии русских земель. 3 характерных явления:

* образование единого Российского государства,

* освобождение страны от монголо-татарского ига,

* завершение формирования русской (великорусской) народности.

Преодоление политической раздробленности, укрепление государственной власти создали благоприятные условия для хозяйственного и культурного развития. Но с середины XVIв. – усиление феодально-крепостнических отношений, темпы развития культуры замедлились.

- в XVIв. образовалось единое Российское государство, центр – Москва. Объединение местных культур, формирование общерусской культуры.

- успешно развиваются контакты с Италией (приезжают зодчие и другие мастера).

- Российское государство сформировалось как государство феодально-крепостническое, закрепощение крестьян (законодательство конца XVIв.).

- усиление противоречий между церковью и государственной властью. Укрепление позиций церкви в духовной жизни России.

Фольклор

- ведущая тема устного народного творчества – героическая борьба народа с внешними врагами.

- Жанры:

* переработка былин киевского цикла: борьба с Казанским и Крымским ханствами.

* исторические песни: песня о взятии Казани, песня о гневе Ивана Грозного на сына. Социальная проблематика: цикл песен о Ермаке.

Просвещение. Начало книгопечатания.

Возросла потребность в грамотных людях.

- при монастырях и приходских церквях действовали училища. Учителя – лица духовного звания, светские лица. В основном элементарная грамота, но были школы, где изучали грамматику, арифметику и другие предметы.

- более широкое распространение получила рукописная книга. Основные центры хранения книг – монастырские библиотеки. Изготовление книг – в монастырских мастерских-скрипториях, в городах и селах. Ускорился процесс письма.

- возникновение книгопечатания. Первая попытка – 1553г. В 1563г. на средства царской казны типография в Москве. Книгопечатание становится государственной монополией. «Апостол» (1564г.) - первая русская датированная печатная книга. «Часослов», «Букварь». Всего в XVI издано около 20 книг религиозного содержания. Книгопечатание – огромное значение для развития культуры.

Общественная мысль. Литература.

Острая идейная борьба. Важные вопросы о форме политического строя государства, характере и прерогативах складывающейся самодержавной власти:

* о формах управления и месте в нем различных социальных групп;

* о роли церкви в едином государстве;

* о правах и обязанностях различных сословий.

Изменившееся международное положение России требовало идеологического обоснования. Все это стимулировало развитие общественно-политической мысли.

- в первой четверти XVIв. формируется политическая теория Российского государства. Значительная веха – «Сказание о князьях Владимирских», в его основу положены две легенды (1-московские государи ведут происхождение от римского императора Августа, 2-византийский император Константин Мономах передал киевскому князю Владимиру Всеволодовичу царские регалии, которыми он венчался на царство). Т.е. преемники Владимира Мономаха имели законное право на царский титул.

- тогда же оформилась идея о Москве как о третьем Риме.

- вопрос о месте церкви в государстве стал одних из самых актуальных. Еретическое движение, возникшее в Новгороде.

- в ходе борьбы с еретиками внутри церкви возникли два течения – иосифляне, Иосиф Волоцкий, и нестяжатели, Нил Сорский.

- в середине XVIв. все заметнее процесс секуляризации общественно-политической мысли.

* Федор Карпов – светский писатель-публицист.

* И.С. Пересветов – центральное место в светской публицистике.

* Ермолай-Еразм – крестьянский вопрос.

- вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными – полемика Ивана Грозного с князем Андреем Курбским.

Курбский: сословно-представительная монархия,

Грозный: неограниченный характер самодержавной власти.

- исторические сочинения, прежде всего летописи. Цель: идеологическое обоснование самодержавия. Усилился официальный характер летописания. Особенно большое внимание составлению исторических сочинений уделялось во время правления Ивана IV. Великие Четьи-Минеи, под руководством митрополита Макария.

Архитектура

С конца XVв. – новый этап в развитии русского зодчества. Среди всех видов искусства архитектура получила наибольшее развитие, сделала огромный шаг вперед. Материальные предпосылки расширения масштабов каменного строительства:

  • Совершенствование городского ремесла,
  • Увеличение финансовых средств государства.

Новшество – использование кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытеснила белокаменную.

- объединение русских земель разрушало замкнутость местных архитектурных школ, формированию общерусского стиля (простота конструкции, усиление внешней декоративности).

- Москва – общерусский художественный центр. Итальянские мастера. Полностью перестроен Кремль. Светские постройки (новый великокняжеский дворец).

- другие города: соборы в Волоколамске, Дмитрове, Угличе, Ростове.

- другое направление в культовом зодчестве (помимо монументального): небольшие посадские и вотчинные храмы.

- стремление придать зданию динамичную устремленность ввысь (столпообразные церкви). В дальнейшем – шатровый стиль (храм Вознесения в Коломенском).

- в XVIв. – огромный размах крепостного строительства (кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове и др.).

- 1580-е гг. – создан Приказ каменных дел.

Живопись

Характерны:

  • широкая тематика,
  • интерес к сюжетам всемирной и особенно русской истории,
  • все большее влияние оказывала официальная идеология: прославление царской власти и церкви,
  • развитие жанра исторического портрета,
  • Стоглавый собор в 1551г. ввел лицевых иконописных подлинников-трафаретов для изображения святых и композиций.

Крупнейший представитель московской школы живописи – Дионисий: иконы и фрески Успенского собора Московского Кремля, собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

4) XVII век

- завершает период средневековья, со второй половины начинается новый период. Во всех сферах жизни происходят заметные изменения. Окончательное оформление системы крепостного права Соборным уложением 1649г. Новые явления в социально-экономической жизни (привели к образованию ростков буржуазных общественных отношений):

* развитие общественного разделения труда,

* рост товарного производства,

* начавшийся процесс формирования всероссийского рынка.

- противоречивость общественного развития – высокий накал социальных противоречий, небывалый размах народной борьбы (бунташный век):

* 2 крестьянские войны,

* волна городских восстаний середины века,

* Медный бунт 1662г.,

* стрелецкие восстания конца века

Противоречия внутри господствующего класса, конфликт между церковью и светской властью, борьба внутри церкви, раскол, сословные притязания купечества.

- все это заставляло укреплять государственный аппарат, усиление централизации власти.

- новый этап этнического развития русского народа – формирование русской нации, укрепление общности культуры русского народа.

- основные направления развития культуры:

* приобретает более светский характер,

* воздействие народной культуры на культуру господствующего класса,

* использование достижений европейских стран, приток иностранцев в Россию, исчезает отчужденность русской культуры от западной.

Просвещение

- распространение грамотности и просвещения, факторы:

* развитие городской жизни.

* оживление торгово-промышленной деятельности.

* создание первых мануфактур,

* усложнение государственного аппарата,

* расширение связей с зарубежными странами.

Заметно грамотность распространилась в среде дворянства, встречались грамотные и среди крестьянства. Крепостные в массе – неграмотные. Особенно высок уровень грамотности среди посадского населения.

- распространение печатных и рукописных учебных пособий, большой спрос на них:

Азбука, Бурцев-Протопопов

Грамматика, Смотрицкий

Таблица умножения

Рукописные азбуковники, прописи

Пособия по арифметике

- возрос спрос на книги (книгопечатание находилось в ведении церкви):

Книги светского содержания

Богослужебные книги

Книги религиозного содержания для чтения

Иностранные книги

- создавались школы при монастырях и храмах.

- спор между «латинствующими» и «грекофилами».

- 1687г. – открыто первое в России высшее учебное заведение, Славяно-греко-латинское училище (Славяно-латинская академия).

Научные знания

- Факторы накопления научных знаний:

  • Развитие ремесла и торговли
  • Укрепление связей с западноевропейскими странами

- знания носили преимущественно прикладной характер. Источник в основном – западноевропейская научная литература. Письменные руководства: Геометрия, ее применение при измерении земельных площаде; По производству: пушки, химия

- медицинские знания, анатомия (Аптекарский приказ)

- календарные исчисления, астрономия

- географические знания. XVII – век великих географических открытий (Сибирь, карты).

- исторические знания (вместо летописей – другие виды ист сочинений, Синопсис – учебник по рус истории).

Общественная мысль Бурные события начала XVIIв.:

  • Призвали народные массы к активному участию в политической борьбе,
  • Привели к сдвигам в общественном сознании
  • Поколебали сложившиеся политические и социальные устои.

- характерная черта публицистики: постоянное обращение к событиям начала XVIIв. для выдвижения определенных политических идей и их подтверждения. Конкретные теории.

- признание необходимости сильной власти в стране.

- проблемы сословных и общенациональных отношений, тема патриотизма и национально-освободительной борьбы.

- идея «общего блага», «всеобщей справедливости».

- Полоцкий: основы учения о просвещенном абсолютизме.

- ряд проблем, связанных с экономической жизнью страны: Морозов. Ртищев, Ордин-Нащекин, Матвеев, Голицын, Крижанич.

Литература

Начало нового этапа в литературе.

- социальное расширение литературы

- формировалось и развивалось светское направление

- сокращался разрыв между фольклором и письменной литературой.

*Первые записи произведений устного народного творчества – исторических песен, пословиц, заговоров.

* сближение литературного языка с живым народным языком,

* появление новых жанров: демократической сатиры,

* обогащение арсенала художественных средств.

- переход от исторических героев к вымышленным, создание обобщенных образов, герои – представители разных слоев, открытие ценности человеческой личности.

- новые формы: биографическая, автобиографическая повесть, сатира, бытовая повесть, силлабическое стихосложение (Симеон Полоцкий).

- популярность переводной художественной литературы, изменение ее характера: рыцарский роман, новелла, авантюрно-приключенческая повесть, юмористические рассказы и анекдоты.

Архитектура

- Тенденция к усилению светских мотивов, отказу от строгих церковных канонов.

- Отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней нарядности, живописности, усиление декоративного начала.

- продолжают развиваться традиции шатровой архитектуры

- культовая архитектура утрачивает обособленность от гражданского строительства. Светское начало.

- Патриарх Никон запретил возводить шатровые храмы и вернуться к традиционному пятиглавию

- стремление к украшению, нарядности – и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей

- купцы и дворяне начинают строить себе каменные жилые дома

- возникновение в конце столетия нарышкинского стиля («московского барокко»):

* четкость и симметричность композиции

* устремленность ввысь

* многоярусность

*тщательная разработка деталей, приемы многоцветной декоративной обработки здания.

Живопись

Новые явления – к середине столетия, светские, реалистические тенденции.

- художественный центр реалистических тенденций – Оружейная палата, С. Ушаков, Спас Нерукотворный, Троица. Против канонической регламентации искусства.

- 1668г. – грамота трех Патриархов с рекомендацией установить контроль над иконописью. 1669г. – указ.

- новые жанры: бытовой, портретная живопись (парсуна). По западному образцу – масляной краской на холсте.

Заключение по средневековой культуре

- сформировались особенности отечественной культуры

- характерные черты духовной жизни: традиционализм, локальность, приоритет религиозного мировоззрения.

- основы: наследие восточных славян, достижения культуры других стран

- самое важное событие периода – принятие Христианства

- образование централизованного Российского государства предопределило историко-культурный процесс: большие достижения в различных сферах культуры, формирование великорусской народности, светские элементы в культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: