Сборник тестовых заданий составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта повышенного уровня среднего профессионального образования и действующей в настоящее время учебной программой обучения специальности 0406 «Сестринское дело» - повышенный уровень среднего профессионального образования.
Предлагаемый сборник рекомендован как учебно-методическое пособие для подготовки к квалификационному экзамену на сертификат специалиста слушателей отделения дополнительного профессионального образования.
Если при выполнении заданий возникают трудности, рекомендуем Вам повторить материал согласно списка литературы и вернуться к заданию повторно. Тесты представлены с выбором одного или нескольких правильных ответов.
Критерии оценок тестового контроля:
Более 90% правильных ответов – оценка «отлично»
Более 80% правильных ответов – оценка «хорошо»
Более 70% правильных ответов – оценка «удовлетворительно»
Менее 70% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно»
В соответствии с требованиями специальности в области анестезиологии и реаниматологии специалист должен знать и уметь:
1. Общие знания
ü профессиональное назначение, функциональные обязанности и права специалиста;
ü основы законодательства и права в здравоохранении;
ü основы медицинского страхования;
ü организацию работы медицинского учреждения в новых экономических условиях;
ü теоретические основы сестринского дела;
ü медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения;
ü возрастные анатомо-физиологические особенности;
ü патофизиологию различных видов умирания и клинической смерти, восстановительного периода после оживления;
ü основы клинического и фармакологического обоснования используемых средств, применяемых при проведении анестезии и интенсивной терапии;
ü вопросы проницаемости медикаментов через плацентарный барьер;
ü методы предоперационного обследования, подготовку к операции (анестезия, премедикация);
ü современные методы общей, местной и регионарной анестезии;
ü современные методы интенсивной терапии и реанимации при различных заболеваниях и критических состояниях;
ü организацию сестринского ухода за пациентами на основе этапов сестринского процесса;
ü виды, формы и методы реабилитации, организацию и проведение мероприятий по реабилитации пациентов;
ü методы и средства гигиенического воспитания; роль сестринского персонала в программах охраны здоровья населения;
ü основы диспансеризации, ее социальную значимость;
ü систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинского учреждения; асептику и антисептику; систему взаимодействия лечебно-профилактического учреждения с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля;
ü организацию делопроизводства и учетно-отчетной деятельности структурного подразделения; основные виды медицинской документации;
ü охрану труда и технику безопасности в медицинском учреждении;
ü функциональные обязанности, права и ответственность младшего персонала;
ü основы медицины катастроф.
2. Общие умения
ü анализировать сложившуюся ситуацию и принимать решения в пределах своей профессиональной компетенции и полномочий;
ü владеть коммуникативными навыками общения;
ü выполнять диагностические, лечебные, реанимационные, реабилитационные, профилактические, лечебно-оздоровительные, санитарно-гигиенические, санитарно-просветительные мероприятия в соответствии со своей профессиональной компетенцией, полномочиями и врачебными назначениями;
ü осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами;
ü владеть техникой сестринских манипуляций;
ü оценить состояние и выделить ведущие синдромы и симптомы у больных и пострадавших, находящихся в тяжелом и терминальном состояниях; оказать экстренную доврачебную помощь при неотложных состояниях;
ü осуществлять и документировать основные этапы сестринского процесса при паллиативной сестринской помощи инкурабельным больным;
ü подготовить пациента к лабораторным, функциональным, инструментальным исследованиям;
ü проводить занятия по лечебной гимнастике, владеть приемами массажа, использовать элементы психотерапии, оценивать эффективность проводимых мероприятий;
ü соблюдать фармацевтический порядок получения, хранения и использования лекарственных средств;
ü выполнять требования инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала;
ü проводить мероприятия по защите населения, больных, пострадавших и персонала службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны; оказывать доврачебную помощь в чрезвычайных ситуациях;
ü повышать профессиональный уровень знаний, умений и навыков.
3. Специальные знания
ü наркозно-дыхательную и контрольно-диагностическую аппаратуру; инструментарий, используемый в анестезиологии и реаниматологии;
ü фармакологическое действие основных препаратов, используемых при проведении анестезиологических пособий, правила их хранения, возможные осложнения, связанные с их применением;
ü особенности анестезиологического обеспечения экстренных хирургических операций у взрослых и детей;
ü инфузионно-трансфузионную терапию, парентеральное питание;
ü терминальные состояния, общие принципы реанимации, и интенсивной терапии;
ü особенности интенсивного наблюдения и лечения больных в послеоперационном периоде;
ü основные принципы интенсивной терапии и реанимации при шоке, коматозных состояниях;
ü особенности интенсивного наблюдения и лечения больных с острым инфарктом миокарда;
ü общие принципы интенсивной терапии и реанимации при отравлениях;
ü общие принципы интенсивной терапии и реанимации при почечной и печеночной недостаточности;
ü особенности интенсивной терапии и реанимации в педиатрии, акушерстве и гинекологии;
ü реанимационные мероприятия при механической асфиксии, утоплении, электротравме.
4. Специальные умения
ü подготовить наркозную аппаратуру к работе, работать с аппаратурой;
ü подготовить набор для интубации (ларингоскоп, интубационные трубки и пр.), подбор масок, носовых катетеров;
ü подготовить набор для пункции центральных вен; набор для внутривенного наркоза, для перидуральной анестезии;
ü оценить эффективность премедикации;
ü оценить восстановление мышечного тонуса по клиническим признакам;
ü оценить адекватность самостоятельного дыхания больного;
ü проводить прием Селлика;
ü подготовить кардиомонитор к работе; подготовить дефибриллятор к работе (техника дефибрилляции);
ü проводит измерение почасового диуреза;
ü осуществлять венепункцию и катетеризацию периферических вен; уход за катетером, введенном в вену;
ü проводить аспирацию содержимого из трахеобронхиального дерева, лаваж трахеобронхиального дерева, уход за трахеостомой (техника), постуральный дренаж;
ü подготовить растворы и системы для инфузионно-трансфузионной терапии;
ü маркировать баллоны с медицинскими газами, определять количество кислорода, закиси азота в баллоне;
ü ведение наркозной карты и карты наблюдения;
ü проводить дезинфекцию и стерилизацию наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического инструментария.
5. Манипуляции
ü техника прямой ларингоскопии;
ü определение дыхательного объема по вентилометру;
ü техника экстубации;
ü подсчет пульса и частоты сердечных сокращений, определение дефицита пульса, техника измерения артериального давления, определение пульсового давления;
ü техника измерения центрального венозного давления - техника проведения пробы на индивидуальную совместимость и резус-совместимость, метод биологической пробы при переливании крови, скорость инфузии, кристаллоидов, коллоидов, белковых препаратов крови и ее компонентов;
ü венепункция;
ü метод восстановления проходимости дыхательных путей (искусственная вентиляция легких), туалет дыхательных путей с помощью отсосов, введение воздуховода, вентиляция методом «Рот в воздуховод», вентиляция с помощью маски (АДР, наркозного аппарата);
ü техника наружного массажа сердца, сочетание наружного массажа с вентиляцией легких, оценка эффективности реанимации;
ü определение пульса на сонной и бедренной артериях;
ü оксигенотерапия, техника подачи кислорода через спирт;
ü техника вибрационного массажа;
ü техника трахеальной инстилляции; зондовое питание;
ü техника введения назогастрального зонда;
ü забор крови для определения группы крови, резус-фактора, для коагулограммы, для биохимического исследования.