Маржинальный анализ

Цель маржинального анализа – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если изменится объем производства.

Прежде всего, необходимо провести анализ критической точки или анализ безубыточности. Критической называется точка равновесия, при которой выручка равна издержкам, а прибыль равна нулю. На графике это точка безубыточности. Методы вычисления критической точки:

1) Метод уравнения использует формулы прибыли, выручки и затрат:

TC=FC+AVC×Q TR=P×Q П=TR─TC, (2.20–2.22)

где Р – цена единицы продукции; TR – выручка (общий доход); П – прибыль.

П = P × Q(FC + AVC×Q), так как при критическом объеме П = 0, то

P × Q = FC + AVC×Q P × QAVC×Q = FC

Q (PAVC) = FC, отсюда критический объем:

Qкр = FC / (P ─ AVC), (2.23)

то есть такое количество проданной продукции, которое соответствует безубыточности и критической точке.

2) метод маржинальной прибыли основывается на том, что прибыль на единицу продукции различна при различных объемах. Можно преобразовать формулу Qкр = FC / (P ─ AVC) в Qкр = FC / МПед,

где МПед – маржинальная прибыль на единицу продукции

МПед = P ─ AVC. (2.24)

Маржинальная прибыль в критической точке позволяет покрыть постоянные затраты и добиться безубыточности. Величину прибыли можно определить по формуле:

П = МПед × Q ─ FC (2.25)

МП = TR ─ VC, МП = П + FC. (2.26–2.27)

3) Графический метод (см. рис. 2.4)

Рис. 2.4. График анализа поведения затрат, прибыли и объема продаж

(график маржинального дохода)

Более удобным способом определения влияния изменений объема производства на прибыль является график прибыли и объема производства (см. рис.2.5).

Рис.2.5. График прибыли и объема производства

Маржинальный запас рентабельности (маржа безопасности) – это коэффициент (или процент), показывающий превышение объема производства в настоящее время над объемом производства, определенным для критической точки (нулевой прибыли): МЗ = (Q – Qкр)/Qкр (2.28)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: