С детским колективом

Существуют несколько апробированных методик, направленных на оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Одна из них - психолого-педагогическая диагностика, являющаяся оценочной практикой, которая помогает изучать индивидуально-психологические особенности отдельно взятого ученика и составлять социально-психологическую характеристику детского коллектива в целом.

Чтобы воспитать гармоничную личность и создать сплоченный детский коллектив педагогу необходимо знать каждого ребенка со всех сторон, во всех его проявлениях [10,127]. Все существующие сегодня методики воспитания работают, если учитывать несколько обязательных факторов: возрастные особенности, степень сформированности детского коллектива и особенности взаимоотношений внутри него, уровень доверия между детьми и взрослыми.

Начиная работу с диагностическими методиками, педагог должен выбирать те, которые предполагают на выходе конкретный результат. Любая диагностика - это исследовательская деятельность. Все результаты проведенных исследований не должны стать достоянием лиц, не имеющих отношения к делам данного класса. Результаты диагностики должны стать основой для внесения в план воспитательной работы соответствующих изменений. И последнее, педагог при проведении диагностических мероприятий должен объяснять учащимся для чего он это делает.

Для изучения детского коллектива прекрасно подойдут проверенные временем методики: наблюдение, опросники, проективные тесты, анкетирование, сочинения, графические и рисуночные темы.

Наблюдение всегда помогает составить мнение о каждом ученике и его участии в жизни коллектива без вмешательства со стороны взрослых. Наблюдение также позволит понять суть конфликтных ситуаций и сформи­ровать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках. Опросники - прекрасный инструмент для изучения мотивации действий, имеющихся интересов группы детей или всего. Опросник поможет определить уровень тревожности учащихся, определить отношение учащих­ся к конкретным проблемам и явлениям.

Чтобы понять, как дети относятся к миру вообще и самому себе в частности используют проективные тесты. С их помощью также можно определить профессиональные предпочтения подростков и ощущение ими своей социальной роли. Используя анкеты, педагог может получить картину, демонстрирующую позицию отдельного ребенка в коллективе и степень его значимости в этой общности.

Если нужно составить представление об уровне интеллектуального развития личности ребенка, его личностных качествах, отношении к окружающему миру, используют такой вид диагностики, как сочинение. Графические и рисуночные темы дают изучить отношение ученика к коллективу, к педагогам и родителям.

Первоначальное представление о классе всегда можно получить, изучив школьную документацию: классный журнал, медицинские карты и личные дела учащихся. Классный журнал - показатель школьной успешности уча­щихся, медицинские карточки - здоровья. Личное дело расскажет об особенностях семейного развития ребенка степени его обучаемости на протяжении нескольких школьных лет.

Один из первых шагов по работе с классом - беседа со школьным психологом и социальным педагогом, располагающими большим объемом сведений о личности учеников их взаимодействии с одноклассниками, родителями, учителями. Специалисты могут предупредить классного руководителя о наличии проблем в детском коллективе и порекомендовать пути их устранения.

Классный руководитель в своей работе обычно использует два вида диагностических методик: методики изучения классного коллектива и методики изучения личности учащегося. В качестве иллюстрации приведем несколько примеров.

Чтобы педагог мог получить объективную картину взаимоотношений детей друг с другом и взрослыми, он может применить диагностическую методику «Фотография». Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Все дети получают лист бумаги, на котором нужно разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

«Социометрия»

Целью социометрического исследования является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение лидеров в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания.

Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трём одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.

Задание 2. Прошло десять лет после окончания школы. У тебя появилась возможность встретиться только с тремя бывшими одноклассниками. С кем бы ты хотел встретиться? Запиши их фамилии.

Задание 3. у тебя есть возможность сформировать команду для весёлых стартов из одноклассников. Их должно быть не более трёх. Кого ты предпочтёшь?

«Продолжи»

Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:

1. Самый близкий мне человек в классе, это...

2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это...

3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это...

4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это...

5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это...

6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это...

7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это…

8. Ребята, которые мне неприятны, это...

«Урок физкультуры». Предложите ученикам построить класс на урок физкультуры. Главное требование - не ставить всех по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

«Дом, в котором я живу». Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к товарищам.

Наблюдение. Наблюдение дает возможность изучить участие каждого учащегося в деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение используют тогда, когда существует конфликтная ситуация или необходимо сформировать мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

Отбирая диагностические методики, нужно учитывать следующие:

- особенности возраста учащихся класса;

- степень сформированности детского коллектива;

- особенности взаимоотношений классного руководителя и учащихся;

- степень доверия друг другу детей и взрослых.

Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.

2.. Диагностика должна носить содержательный характер и создавать широкое поле исследовательской деятельности.

3. Результаты диагностического исследования не должны обсуждаться людьми, не имеющим отношения к делам класса.

4. Результаты (любые) должны служить не во вред, а во благо учащихся класса.

5. По результатам диагностического исследования должны вноситься коррективы и планирование воспитательной работы в классе.

6. Необходимость педагогической диагностики должна учащимся разъясняться.

Диагностические методики очень эффективны в процессе исследования не только нового классного коллектива, но и при изучении состояния уже знакомого класса на разных этапах его развития. Данный подход довольно информативен и не требует много времени от учеников. Классный руководитель с его помощью получает фактический материал, помогающий увидеть даже не слишком явные процессы и события, имеющие место в жизни детского коллектива.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: