Речь идет о проблеме выбора показателей, пропорционально которым распределение затрат разного уровня является экономически наиболее обоснованным. Мы уже рассматривали эту проблему применительно к распределению затрат между различными видами продукции. По существу здесь возникают те же самые проблемы, но они носят, по-видимому, более острый характер. Дело в том, что ошибка при распределении косвенных затрат по продуктам в силу указанных выше причин не затрагивает существенно чьи-либо материальные интересы. Ошибка при распределении косвенных затрат по структурным подразделениям очевидным образом затрагивает интересы подразделения и его руководителя.
Предположим, в здании размещены 3 подразделения предприятия. Их затраты (без расходов на содержание здания) составляют, соответственно, 150, 320 и 430 тыс. рублей. Затраты на содержание здания при этом равны 360 тыс. рублей. Как распределить эти 360 тыс. рублей между подразделениями?
Можно, конечно, исходя из имеющихся данных, выполнить следующий расчет
|
|
· определим общие затраты (без расходов на содержание здания) всех подразделений:
150 + 320 + 430 = 900 тыс. рублей.
· определим, сколько расходов на содержание здания приходится на 1 рубль затрат подразделений:
360: 900 = 0,4
· распределим расходы на эксплуатацию зданий между подразделениями:
1) 150 × 0,4 = 60 тыс. руб.
2) 320 × 0,4 = 128 тыс. руб.
3) 430 × 0,4 = 172 тыс. руб.
Легко убедиться, что все затраты распределены. Однако, насколько экономически обоснованно проведено это распределение?
Предположим, что указанные подразделения занимают в этом здании, соответственно, 1100, 200 и 500 квадратных метров. Первое подразделение имеет большие площади, но использует их неэффективно. Второе же "выжимает" из своих площадей все, что возможно. В результате же наших расчетов оказалось, что мы "заставили" второе подразделение платить в 2 с лишним раз больше, за в 5,5 раз меньшие площади.
Очевидно, мы неправильно выбрали критерий распределения: затраты на эксплуатацию здания целесообразно распределять между подразделениями пропорционально занимаемой площади.
Приведенный пример иллюстрирует, что критерии должны достаточно хорошо отражать специфику данного вида затрат, иначе их использование только запутает действительную картину.
Обычно в качестве критериев распределения затрат используются:
· в ремонтных подразделениях - прямые затраты материалов и заработной платы;
· в автотранспортных подразделениях - 1 т. перевезенного груза или один выполненный тонно-километр;
· в снабженческих службах - единица сырья, если оно однородное (например, сахарная свекла) либо 1 руб. закупок;
|
|
· в сбытовых подразделениях и в аппарате управления - себестоимость реализованной продукции.
После того, как критерии определены, рассчитываются коэффициенты распределения затрат, которые затем используются при калькулировании себестоимости.
Технику этих расчетов проиллюстрируем на приводимом ниже условном примере.
Упражнение. Пусть на некотором предприятии производятся 3 изделия: А. В и С. А произведено 8500 шт., В - 12000 шт., С -5300 шт. Прямые затраты на производство этих изделий представлены в таблице З. Другой продукции предприятие не производит.
Таблица 3
Прямые затраты на производство продукции
Вид изделий | |||
А | В | С | |
Механический цех | |||
Основные материалы, млн.руб. | |||
Основная заработная плата, млн. руб. | |||
Сборочный пех | |||
Основные материалы, млн.руб. | |||
Основная заработная плата, млн. руб. |
В таблице 4 показаны затраты структурных подразделений предприятия.
В таблице 5 представлен объем услуг, оказанных автопарком предприятия другим подразделениям, а в таблице 6 - объем ремонтных работ, выполненных ремонтным участком для других подразделений предприятия. Определить себестоимость каждого изделия.
Решение этой задачи приводится в конце лекции.
Таблица 4
Затраты подразделений на производство продукции (руб.)
Подразделения | Расход материала | Заработная плата с начислениями | Амортизация | Прочие расхо ды на содержание подразделения | Затраты | ||||
основного | вспо-мога-тель-ного | основная | вспо- мога-тель-ная | всего | в т.ч. подлежа щие распределению | ||||
Автопарк | |||||||||
Ремонтный участок | |||||||||
Служба снабжения | |||||||||
Механический цех | |||||||||
Сборочный цех | |||||||||
Служба маркетинга | |||||||||
Управление | |||||||||
ИТОГО | |||||||||
Таблица 5
Объем перевозок, выполненных автопарком (тонн)
Всего | в том числе для подразделений | |||||
ремонтный цех | снабжение | механический цех | сборочный цех | службамаркетинга | управление | |
Таблица 6
Объем ремонтных работ, выполненных ремонтным участком (руб. прямых затрат)
Всего | в том числе для подразделений | ||||
снабжение | механический цех | сборочный цех | служба маркетинга | управление | |