Схема формирования чистой прибыли

Прибыль – чистый доход предприятия; сумма превышения доходов над расходами, результат производственно-хозяйственной деятельности пред-приятия, источник развития предприятия.

1. Прибыль от выпуска продукции (в оптовых отпускных ценах без косвенных налогов) = (объем товарной продукции) – (коммерческая себестоимость);

2. Прибыль от реализации продукции и услуг = (прибыль от выпуска) + (прибыль в переходящих остатках нереализованной продукции);

3. Прибыль валовая (балансовая до налогообложения) = (прибыль от реализации) + (результаты от прочей реализации) + (внереализационные результаты);

4. Прибыль налогооблагаемая = (прибыль валовая) – (прибыль, необлагае-мая, или облагаемая особым порядком);

5. Прибыль балансовая = (прибыль валовая) – (налог на прибыль);

6. Прибыль чистая = (прибыль валовая) – (налог на прибыль) – (отчисления в централизованные фонды) – (резервный фонд).

Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется на потребление, накопление, развитие.

На формирование прибыли влияют следующие факторы:

1. изменение объема производства и реализации продукции,

2. изменение уровня себестоимости продукции,

3. применяемые и устанавливаемые цены на продукцию, изменение остатков нереализованной продукции (чем больше этих остатков, тем меньше прибыли получит предприятие) доля более рентабельной продукции (увеличение доли малорентабельной продукции повлечет сокращение прибыли).

Планирование прибыли проводится по всем видам деятельности предприятия, а также по видам продукции, реализации основных фондов и т.д.

При планировании прибыли используют 2 основных метода: метод прямого счета и аналитический. Метод прямого счета применяется на предприятиях с небольшим ассортиментом продукции. Сущность метода прямого счета состоит в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой и полной себестоимостью продукции за минусом НДС, акцизов по формуле

П= (В*Ц) -(В*С)

П – плановая прибыль

В – выпуск продукции в плановом периоде

Ц – цена за единицу товара (за вычетом налогов)

С – полная себестоимость единицы продукции

При аналитическом методе прибыль исчисляется на планируемый период исходя из базовых показателей, сложившихся за предыдущий год.

Предприятия имеют право использовать полученную чистую прибыль по своему усмотрению.

Распределение прибыли – это направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение прибыли на предприятии регламентируется внутренними документами предприятия, некоторые аспекты фиксируются в уставе предприятия.

Чистая прибыль является источником пополнения собственных оборотных средств, приобретения основных средств, кроме того направляется на выплаты дивидендов, социальные и потребительские нужды предприятия (материальная помощь, надбавки к пенсиям и др.).

РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ.

Важную роль в системе экономических показателей эффективности предпринимательской деятельности принадлежит показателю рентабельности.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства, (процентная ставка), так как отражает уровень прибыльности относительно определенной базы.

Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к стоимости производственных фондов, продолжает применяться в практике

предпринимательской деятельности для обобщенной оценки уровня прибыльности, доходности.

Этот показатель общей рентабельности (рентабельности производственных фондов) официально трансформировался в показатель рентабельности активов.

Кроме рентабельности активов в процессе анализа предпринимательской деятельности предприятий широко используется показатель рентабельности

продукции, исчисляемый как отношение прибыли от реализованной продукции к полной себестоимости этой продукции. Применение этого показателя рентабельности наиболее рационально при внутрихозяйственных,

аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов изделий, внедрения в производство новых видов продукции и снятия с производства неэффективных изделий.

Учитывая, что прибыль связана как с себестоимостью изделия, так и с ценой, по которой оно реализуется, рентабельность продукции может быть исчислена как отношение прибыли к стоимости реализованной продукции по

свободным или регулируемым ценам, т. е. к выручке от продаж. Отсюда такой показатель рентабельности стал называться рентабельностью продаж.

В процессе анализа финансового состояния предприятия могут исчисляться и другие показатели рентабельности, имеющие частное значение.

Например, рентабельность всего капитала предприятия, рентабельность внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность инвестиций и др.

Рост любого показателя рентабельности обусловлен позитивными экономическими явлениями и процессами.

Это – прежде всего совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах. Это – повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных

расчетов и системы расчетно-платежных отношений. Это – индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Важным фактором роста рентабельности является работа предприятий по

ресурсосбережению, что ведёт к снижению себестоимости, а, следовательно – росту прибыли. Так как развитие производства за счет экономии ресурсов на переходном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: