Требования к специалистам в области человеческих ресурсов

Новые производственные отношения требуют руководителя нового типа, имеющего не только высокий профессионализм, эрудицию и организаторские способности, но и умеющего проявить эти качества в организации труда подчиненных. Не каждый из профессионалов может руководить современным сложным производством. В немалой степени это зависит от психологических и нравственных качеств человека. По мнению американских психологов, руководитель должен обладать сильной волей, профессиональным восприятием, обостренным вниманием, объемной и точной памятью, выдержкой. Эти психологические качества должны сочетаться с этическими – честностью, умением правильно реагировать на критику, справедливостью, вежливостью, тактичностью, чуткостью к подчиненным.

Линейные менеджеры могут быть специалистами широкого профиля. Приступая к работе в отделе человеческих ресурсов, они вносят свои знания, потребности и требования первоначальной сферы деятельности. В результате отдел управления человеческими ресурсами сможет более четко выполнять обслуживающую роль. Другой источник информации – это работники, не имеющие отношения к управлению. Как и линейные менеджеры, эти люди, приступая к работе в отделе человеческих ресурсов, приносят информацию о нуждах и установках работников.

В некоторых компаниях практикуется назначение линейных менеджеров в отделы человеческих ресурсов на два или три года как часть развития их карьеры. Исследование, проведенное «IBM» и «Tower Perrin» (1991г.), показало, что опыт работы с человеческими ресурсами является решающим для карьеры линейного менеджера.

Следующий этап – это должность менеджера по человеческим ресурсам одного из филиалов фирмы, которая позволит приобрести более широкий опыт в области человеческих ресурсов. Менеджеры широкого профиля в области человеческих ресурсов обладают многими качествами специалистов узкого профиля, но их уровень делового опыта может быть не таким уж большим.

Специалисты, работающие в области человеческих ресурсов, должны обладать квалификацией в рамках своей специальности, владеть информацией о связи своей специальности с другими видами деятельности в области человеческих ресурсов, хорошо знать свою организацию. Работники, впервые поступающие на работу, должны также иметь представление о политике организации.

Для управления человеческими ресурсами необходимо иметь знания по комплексному управлению качеством, по новым технологиям обслуживания, по поведенческим системам улучшения результатов работы, а также по организационным изменениям и организации труда.

С ростом требований по использованию человеческих ресурсов и делового опыта многие организации начинают отдавать предпочтение специалистам узкого профиля. Тем не менее, стараясь лучше обслужить клиентов, некоторые фирмы возвращаются к опыту использования специалистов широкого профиля. Фактически же большинство организаций имеют и тех, и других специалистов.

Независимо от того, работает ли руководитель, отвечающий за человеческие ресурсы, в корпоративном центре или в подразделении предприятия, для того чтобы эффективно выполнять перечисленные обязанности, он должен обладать следующими знаниями, квалификацией и способностями (компетенцией):

· умением решать проблемы;

· знанием бизнеса организации;

· знанием методов подкрепления бизнес-планов человеческими ресурсами;

· способностями к стратегическому мышлению;

· знаниями в области планирования карьеры;

· устойчивыми связями и способностями лидера;

· способностью анализировать данные и составлять на их основе планы;

· компьютерной грамотностью;

· компетенцией в функциональных областях управления человеческими ресурсами;

· осведомленностью в вопросах влияния финансов на функцию управления человеческими ресурсами, а также на организацию в целом, особенно в области пенсионных расходов, охраны здоровья и компенсации труда.

Хотя этот перечень довольно широк, но в условиях высокой конкуренции для руководителя, отвечающего за человеческие ресурсы, это все необходимо. Некоторые компании уже сейчас применяют те или иные процедуры для систематического определения качеств, необходимых их персоналу по управлению человеческими ресурсами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: