Рациональный потребитель, теория рациональных ожиданий

потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления.

Предполагается, что потребитель ведет себя рационально, если он опирается в своих действиях на следующие аксиомы рационального потребления.

o рациональный потребитель в состоянии ранжировать (сравнивать) наборы товаров по степени их предпочтительности. При наличии двух наборов товаров, состоящих из разного количества продовольствии и одежды, рациональный потребитель всегда может определить, какой из них предпочтительнее другого либо что полезность их обоих для него одинакова;

o рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждого из входящих в набор товаров. Набор, состоящий из продовольствия и одежды, оценивается потребителем с точки зрения полезности для него и продовольствия, и одежды;

o предпочтения рационального потребителя характеризуются свойством транзитивности. Пусть потребитель выбирает их трех разных наборов, в каждом из которых разные количества продовольствия и одежды. Тогда, если первый набор кажется ему предпочтительнее второго, а второй предпочтительнее третьего, то первый набор будет точно предпочтительнее третьего;

o рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше. Пусть в первом наборе 3 кг продовольствия и 2 ед. одежды, а во втором — тоже 3 кг продовольствия, но 3 ед. одежды. Тогда потребитель выберет второй набор. Из наборов товаров рациональный потребитель всегда выберет тот, в котором хотя бы на один товар больше;

o рациональный потребитель обычно легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше. Пусть в наборе 10 кг продовольствия и 1 ед. одежды. Потребитель, возможно, готов пожертвовать целыми 3 кг продовольствия, чтобы получить еще хотя бы одну единицу одежды. Соответственно, чем меньше какого-то товара в наборе, тем ниже склонность потребителя заменить его другим товаром.

o

ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ

o Ожидания – это представления экономических агентов (участников хозяйственной деятельности) о том, что произойдет или как сложится хозяйственная конъюнктура в будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при выработке экономической политики. Это теория действенности экономической политики, ее результативности, реального воздействия на состояние экономики.

o Ожидания – это прежде всего ожидания цен, темпов инфляции. Обычно они строятся на том, какие изменения и тенденции были в прошлом. Потребители и предприниматели экстраполируют динамику цен в прошлом на то, что произойдет завтра. Другими словами, картину данного года переносят на ожидаемые процессы в будущем году.

o Проблема ожиданий весьма многогранна и достаточно противоречива. Экономические агенты не только следят за информацией, не только ее получают, но и оценивают и перерабатывают эту информацию, обучаются на ее основе. Занимая определенное социальное положение, обладая опытом, навыками, люди неоднозначно реагируют на происходящие внешние события и ожидаемые перемены.

o Гипотеза рациональных ожиданий приводит к выводу, что возможности правительства воздействовать на экономику существенно сузились. Краткосрочная политика управления спросом все чаще оказывается малоэффективной. В долгосрочном плане уровень занятости, показатели производства определяются структурными сдвигами.

o Реакция на решения и повороты экономической политики зависит не только от предполагаемых рациональных ожиданий. Она обусловливается степенью воздействия на доходы, тем, в какой мере принимаемые решения затрагивают интересы людей.

o Не следует думать, будто все участники событий – фирмы и частные лица – обладают достаточной информацией и проводят строгую оценку предстоящих экономических событий. Важная информация утаивается. Информация стоит денег, это дорогой товар, она не всем доступна. Тем не менее гипотеза рациональных ожиданий в целом справедливо отмечает изменения, происходящие в формировании механизма ожиданий.

o При крупных переменах участники событий нередко действуют весьма согласованно. Когда произошел резкий скачок цен на нефть (1973 г.), то ее импортеры действовали по сценарию рациональных ожиданий. В поведении потребителей нефти произошел «неадаптивный» процесс постепенного приспособления к новой ситуации. Покупатели среагировали немедленно; они действовали по модели рационального поведения, без поправок на исторические данные о ценах на нефть.

o По гипотезе рациональных ожиданий все участники событий дают себе отчет, какова будет модель будущего развития. И когда государство, к примеру, увеличивает денежную массу, предприниматели, профсоюзы, население немедленно стараются компенсировать последствия подобного шага. В основе ожиданий лежит не прошлая, а истинная модель.

o Один из рецептов теоретиков рациональных ожиданий – использование неожиданных, непредвиденных решений (например, политика «инфляционного шока»). Но и в случае принятия «шоковых» мер должны просчитываться возможные последствия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: