Расчет цилиндрических передач на прочность

Приведенная в этом параграфе методика расчета эвольвентных зуб­чатых передач в основном соответствует стандарту, но содержит некото­рые упрощения, которые не оказывают существенного влияния на результаты расчетов, и необходимы с точки зрения учебного процесса.

Расчет зубьев на контактную усталость. Контакт двух зубьев ци­линдрических зубчатых колес рассматривается как контакт по образую­щим двух цилиндров и, следовательно, является линейным контактом. Наибольшие контактные напряжения (рис. 7.24) возникают при сопри­косновении зубьев в полюсе (в зоне однопарного зацепления прямозубых передач).

Максимальные контактные напряжения при линейном контакте оп­ределяются по известной нам из гл. 5 формуле Герца, которая для стальных колес с коэффициентом Пуассона υ = 0,3 будет иметь вид

σн = 0,418 ,

где q — нормальная нагрузка на единицу длины контактных линий (для прямозубых передач длина контактной линии равна рабочей ширине венца); Е пр – приведенный модуль упругости материалов колес; — приведенный радиус кривизны зубьев.

ТАБЛИЦА 7.2

Степень точности Твердость поверхностей зубьев, НВ Коэффициент КНν при окружной скорости, м/с
           
  а ≤ 350 1,04/1,01 1,07/1,03 1,14/1,05 1,21/1,06 1,29/1,07 1,36/1,08
б > 350 1,03/1,00 1,05/1,01 1,09/1,02 1,14/1,03 1,19/1,03 1,24/1,04
  а ≤ 350 1,04/1,01 1,08/1,03 1,16/1,05 1,24/1,06 1,32/1,07 1,40/1,08
б > 350 1,03/1,01 1,06/1,01 1,10/1,02 1,16/1,03 1,22/1,04 1,26/1,05
  а ≤ 350 1,05/1,01 1,10/1,03 1,20/1,05 1,30/1,07 1,40/1,09 1,50/1,12
б > 350 1,04/1,01 1,07/1,01 1,13/1,02 1,20/1,03 1,26/1,04 1,32/1,05

ТАБЛИЦА 7.3

Степень точности Твердость поверхностей зубьев, НВ Коэффициент КFν при окружной скорости, м/с
           
  а ≤ 350 1,08/1,03 1,16/1,06 1,33/1,11 1,50/1,16 1,62/1,22 1,80/1,27
б > 350 1,03/1,01 1,05/1,02 1,09/1,03 1,13/1,05 1,17/1,07 1,22/1,08
  а ≤ 350 1,10/1,03 1,20/1,06 1,38/1,11 1,58/1,17 1,78/1,23 1,96/1,29
б > 350 1,04/1,01 1,06/1,02 1,12/1,03 1,16/1,05 1,21/1,07 1,26/1,08
  а ≤ 350 1,13/1,04 1,28/1,07 1,50/1,14 1,72/1,21 1,98/1,28 1,25/1,35
б > 350 1,04/1,01 1,07/1,02 1,14/1,04 1,21/1,06 1,27/1,08 1,34/1,09

Рис 7.24

Из свойств эвольвенты мы знаем, что центры ее кривизны лежат на основной окружности (см. рис. 7.3 и 7.4), следова­тельно, для пары зубьев (рис. 7.24) радиусы кривизны зубьев в точке касания будут

р1 = 0,5d1 sinα,

р2 = 0,5d2 sinα.

Если колеса косозубые, то радиусы кривизны зубьев оп­ределяются по размерам экви­валентных колес, следовательно,

р1 = 0,5d1 sinα / cos2 β,

р2 = 0,5d2 sinα / cos2 β.

Тогда, учитывая, что d2 = d1 u, где и — передаточное число, получим

1/pпр = 1/р1 + 1/р2 = 2cos2β/(d1sinα) + 2cos2β/(d1 и sinα) =

2(и + 1)cos2β / (d1 и sinα).

Нормальная нагрузка q на единицу длины контактных линий для косозубых колес с учетом неравномерности и динамичности нагрузки равна q = FnKK /lΣ = wHt / (εα cosα) (так как сила нормального давления Fn = Ft / (cos α cos β), суммарная длина контактных линий lΣ = εαb / cosβ), а

wHt = FtKK / b.

Подставляя полученные выражения 1/рпр и q в формулу Герца и за­меняя произведение sinα cosα на 0,5 sin2α, получим

σH = 0,418 g w:val="EN-US"/></w:rPr><m:t>sinО±</m:t></m:r></m:den></m:f></m:e></m:rad></m:oMath></m:oMathPara></w:p><w:sectPr wsp:rsidR="00000000"><w:pgSz w:w="12240" w:h="15840"/><w:pgMar w:top="1134" w:right="850" w:bottom="1134" w:left="1701" w:header="720" w:footer="720" w:gutter="0"/><w:cols w:space="720"/></w:sectPr></w:body></w:wordDocument>"> .

Введем обозначение Z = 0,418 —коэффициент, учитывающий геометрию передачи, свойства материала и коэффициент торцового перекрытия. В результате по условию нагрузочной способности σН получаем формулу

σН = Z ,

где — допускаемое контактное напряжение; Z ≈ 462·103 Па1/2 для прямозубых передач;

Z ≈ 376 103 Па1/2 для косозубых и шевронных пере, дач.

Так wHt = FtKK / b = 2T1KK /(bd1), то окончательно имеем

σН = Z .

При выводе формулы для проектного расчета необходимо умень­шить количество неизвестных величин, что достигается введением коэф­фициента ширины венца относительно диамеψbd = b2/dl. Тогда

σН = Z .

Приравняв контактное напряжение σндопускаемому [σH], учитывая, что T1 = Т2/и, получим формулу для проектного расчета:

d1 = Kd ,

где

Kd = .

При проектном расчете можно определять межосевое расстояние а, для чего вводится коэффициент ширины колеса по межосевому расстоя­нию ψba = b/а и учитывается, что

d1 = 2а/(и + 1). После преобразования получим формулу

a = Ka (u+1) ,

где

K a = .

Для предварительных расчетов прямозубых передач принимают

K ≈ 1,3, Кd = 7700 Па1/3, Ка = 4950 Па 1/3.

Значения ψbd выбираются по табл. 7.4, после чего ψbа определяется по формуле

ψba = 2ψbd / (u+1).

Большие значения — для постоянных нагрузок и жестких конструкций опор и валов.

После определения межосевого расстояния а из эмпирических соот­ношений определяют модуль и округляют его значение до стандартного.

При твердости рабочих поверхностей зубьев шестерни и колеса H1 и H2 ≤ 350 НВ принимают m = (0,01...0,02)а, при твердости зубьев шестерни H1 > 45 HRC, и колеса H2 ≤ 350 НВ принимают m = (0,0125...0,025)a, при твердости зубьев шестерни и колеса H1 и H2 > 45 HRCэ принимают m = (0,016...0,0315)a.

Таблица 7.4

Расположение колеса относительно опор Твердость рабочих поверхностей зубьев
H2 ≤ 350 НВ или H1 и H2 ≤ 350 НВ H1 и H2 > 350 НВ
Ψbd
Симметричное Несимметричное Консольное 0,8...1,4 0,6... 1,2 0,3... 0,4 0,4...1,0 0,3…0,5 0,2...0,25
       


Для обеспечения равной контактной и изгибной прочности зубьев ориентировочное значение модуля при заданном межосевом расстоянии можно вычислить по формуле

mn = Kma ,

где Kma — вспомогательный коэффициент (для прямозубых передач Kma = 1,4; Для косозубых при εβ ≤ 1 Кта =1,1; для косозубых при εβ > 1 и шевронных передач Кma = 0,85); YF1 — коэффициент формы зуба шестерни, опреде­ляемый по табл. 7.7; [σF1] — допускаемое напряжение изгиба для шестерни.

Основные параметры (межосевые расстояния а, номинальные передаточные числа u, коэффициенты ширины колес ψЬа) цилиндрических передач для редукторов регламентированы ГОСТом (см. табл. 7.5 и 7.6).

ТАБЛИЦА 7.5

Передаточные числа
1-й ряд 2-й ряд 1,0 ---- --- 1,12 1,25 --- --- 1,4 1,6 --- --- 1,8 2,0 --- --- 2,24 2,5 --- --- 2,8  
1-й ряд 2-й ряд 3,15 --- --- 3,55 4,0 --- --- 4,5 5,0 --- --- 5,6 6,3 --- --- 7,1 8,0 --- --- 9,0   И т.д. до 12,5

ТАБЛИЦА 7.6

Межосевое расстояние а, мм
1-й ряд 2-й ряд --- --- --- --- --- --- --- --- --- ---
1-й ряд 2-йряд --- --- --- --- --- --- --- --- --- --- И т.д. до 2500

Примечание. В табл. 7.5 и 7.6 1-й рад следует предпочитать 2-му.

Стандартные значения ψba: 0,1; 0,125; 0,16; 0,2; 0,25; 0,315; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8; 1,0; 1,25.

Учитывая возможное осевое смещение зубчатых колес при сборке передачи, ширину венца шестерни принимают на несколько миллиметров большей, чем ширину венца колеса.

Расчет зубьев на усталость при изгибе. С точки зрения прочности зубьев на изгиб наиболее опасен момент, когда зуб входит в зацепление или выходит из него, а сила нормального давления приложена к верши­не зуба (рис. 7.25). При расчетах на изгиб зуб рассматривается как консольная балка, жестко защемленная одним концом, для которой справедлива гипотеза плоских се­чений. Кроме того, полагаем, что вся на­грузка Fn воспринимается только одним зубом, и пренебрегаем силами трения, что дает возможность считать силу Fn направ­ленной по общей нормали к профилям со­прикасающихся зубьев. Так как зуб своей вершиной входит в зацепление не на межо­севой линии, то угол, который составляет линия давления с перпендикуляром к оси симметрии зуба, будет немного больше угла зацепления, но этой разницей пренебрегаем и полагаем, что α' = α.

Перенесем силу Fn на ось симметрии зуба и разложим ее на две взаимно перпендикулярные составляющие Ft и Fr, одна из которых будет изгибать зуб, а вторая — сжимать. На рис. 7.25 показаны эпюры напря­жений изгиба и сжатия.

Из практики известно, что усталостные трещины (рис. 7.20, а) возни­кают у основания зуба в зоне растянутых волокон. Это происходит потому; что основание зуба является местом, где возникают наибольшие на­пряжения изгиба и концентрация напряжений; последнее будем учиты­вать, вводя в расчеты теоретический коэффициент концентрации напря­жений Кt.

Напряжениями сжатия (сравнительно небольшими) будем пренебре­гать, так как на растянутой стороне зуба (где возникают усталостные трещины) суммарные напряжения равны разности напряжений изгиба и сжатия, следовательно, расчет только по напряжениям изгиба даст неко­торое увеличение запаса прочности.

Напряжения изгиба σ f в опасном сечении 1—1 зуба прямозубого ко­леса вычисляются по формуле

σF = M и / W = 6Ft' l / (bs2).

Заменим силу Ft окружной силой Ft =2T/d (такая замена даст в расчетах отклонение в сторону увеличения запаса прочности, так как Ft >Ft) и введем в расчет теоретический коэффициент концентрации напряжений КТ, коэффициент неравномерности нагрузки K, и коэффи­циент динамичности нагрузки KFv, тогда условие прочности прямого зуба на изгиб будет иметь вид

σF = Ft K K ,

где F] — допускаемое напряжение на изгиб.

Размеры l и s выразим через модуль зуба, от которого они зависят: l = μm, s = λm, тогда l/s2 = μ/(λ2m). Подставив это выражение в пре­дыдущую формулу и заменив YF = 6KT μ/λ2,

wFt = Ft K K / b, получим формулу для проверочного расчета прямозубых колес

σF = YFwFt /m ≤ [σF],

где YF — коэффициент формы зуба, зависящий только от числа зубьев и вбираемый по табл. 7.7; параметр wFt = 2T1 KK/ (d1b).

z, zu               И более
YF 4,26 4,09 3,90 3,80 3,70 3,66 3,62 3,60

У косозубых колес длина зуба больше, чем у прямозубых, поэтому в расчетную формулу вводится коэффициент Yβ, учитывающий наклон линии зуба, причем

Yβ = 1-βo / 140,

либо более точно (по новому ГОСТу),

Yβ = 1- εβ ≥ 0,7;

где β— угол наклона; εβ — коэффициент осевого перекрытия.

Формула для проверочного расчета косозубых колес имеет вид

σF = YFYβ wFt /mn ≤ [σF],

причем коэффициент формы зуба YF подбирается по табл. 7.7 по эквива­лентному числу зубьев zν; тn — нормальный модуль.

Основным видом проектного расчета закрытых передач с низкой и средней твердостью зубьев является расчет на контактную усталость активных поверхностей зубьев, а расчет на усталость зубьев при изгибе применяется как проверочный.

Параметры открытых передач, а также закрытых с высокой твер­достью активных поверхностей зубьев (H > 50 HRCэ, их нагрузочная способность лимитируется изгибной прочностью) определяют из расчета зубьев на изгиб, причем основным расчетным параметром является нор­мальный модуль. Формула для проектного расчета на изгиб имеет вид

mn = Km ,

где Кт = 1,4 для прямозубых; Кт = 1,12 для косозубых (при εβ > 1) и шеврон­ных передач; для косозубых при εβ < 1 Кт = 1,25 (расчет ведется для шестерни).

Для обеспечения одинаковой долговечности ведущего и ведомого колес шестерню делают из более прочного материала, но прочность зуба также зависит от его формы. Поэтому сравнительную оценку прочности зубьев при изгибе можно провести по отношению [σf] / YF для ведущего я ведомого колес, а проверочные расчеты ведут по колесу, для которого это отношение меньше.

При проектном расчете на изгиб задаются числом зубьев шестерни z1 (для открытых передач z1 = 17...22).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: