Часть 3 (С)

Основное содержание ответов

С1

Важнейшая цель экономической политики – поддержание занятости. Эта цель является важнейшей, потому что она обусловливает развитие экономики в целом, демонстрируя насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы и прежде всего рабочая сила.

С2

На скорость и направления технологических изменений в экономике влияют ставки заработной платы. Технологические изменения приводят к высвобождению трудовых резервов в одной области, что позволяет использовать их в других областях.

С3

Экономисты, как отмечает автор, считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, поскольку фрикционная безработица позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату, что является естественным процессом для общества, а постоянно происходящие структурные сдвиги (изменения в структуре спроса на труд по отраслям, регионам) обусловливают необходимость определенного времени для смены работы, что делает структурную безработицу устойчивой. В качестве примеров фрикционной безработицы могут быть приведены: добровольное изменение места работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства, стремлением занять лучшие должности в иных фирмах; поиск работы вследствие увольнения по несоответствию или банкротства фирмы; временная потеря сезонной работы и др.

С4

В качестве примеров экономических и социальных издержек чрезмерной безработицы могут быть указаны: невыпущенная продукция, снижение жизненного уровня, потеря самоуважения, упадок моральных устоев, распад семьи, общественные и политические беспорядки и др.

С5

1. Международное разделение труда – это такая организация производства, при которой каждая страна специализируется на выпуске определенных товаров, получая в обмен на них то, в чем она нуждается.

Примеры предложений: Международное разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма. В конце XIX века особенностью международного разделения труда была монокультурная специализация целой группы стран, т. е. закрепление их в качестве главных поставщиков одного или нескольких товаров. На основе международного разделения труда между странами возникают разнообразные экономические связи и др.

2. В качестве субъектов экономической системы, которые выигрывают от неожиданной инфляции, могут быть названы: Заемщики. Правительство. Лица, держащие накопления в виде недвижимости, драгоценностей, произведений искусства.

3. В качестве факторов, которые влияют на увеличение предложения товаров, могут быть указаны: Уменьшение стоимости факторов производства. Изменение технологии (использование новых технологий часто приводит к снижению стоимости производства, тем самым обеспечивая увеличение предложения). Изменение возможностей получения прибыли от производства другой продукции (если возможности получения прибыли от производства другой продукции сокращаются, большее количество продавцов будет производить данный продукт, увеличивая его предложение). Изменение ожиданий производителей в отношении цен (если продавцы ожидают, что цена их товара в будущем снизится, они могут попытаться продать большее количество товара сейчас, до того как цена упадет). Увеличение количества продавцов на рынке.

С6

1. В качестве примеров государственного регулирования рыночной экономики могут быть приведены: Снижение Центральным банком размера ставки процента за кредит – регулирование денежных отношений. Повышение косвенных налогов на ряд товаров – регулирование налогообложения. Принятие закона о повышении минимального размера оплаты труда – правовое регулирование трудовых отношений и др.

2. В качестве факторов, влияющих на изменение спроса, могут быть названы: Изменение цены товара-заменителя. Например, если (из-за снижения предложения) цена «Кока-колы» повысится, спрос на «Пепси-колу» увеличится. Изменение цены дополняющего товара. Если (из-за снижения предложения) цена дополняющего товара повышается, это приводит к снижению спроса на рассматриваемый товар. Например, если (из-за снижения предложения) цена на фотопленку резко увеличится, спрос на фотоаппараты снизится. Изменение ожиданий потребителей в отношении цен. Например, если потребители ожидают, что цена на компьютеры вырастет, они будут пытаться купить их сейчас, т. е. до того, как повысится цена.

3. Значение налоговой системы в жизни общества может быть раскрыто на следующих примерах: Накануне окончания срока подачи налоговых деклараций в инспекции выстраиваются огромные очереди. Это оказывает дисциплинирующее, воспитывающее воздействие на граждан и администрацию фирм (во-первых, в срок оформить документы, во-вторых, подать декларацию раньше, чтобы избежать напрасной потери времени в очередях в налоговую инспекцию). Фирмы отчисляют налоги в пенсионные фонды, т. е. за счет налоговых поступлений осуществляется социальная политика государства. В период кризиса были уменьшены налоги с крупных корпораций, которые вложили освободившиеся средства в поддержание производства, сохранение рабочих мест, т. е. посредством налоговой системы реализуется социально-экономическая политика государства и др.

С7

1. Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запада очень высока, американская компания по производству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например, Китай и страны Восточной Европы). Подобный перенос производства свидетельствует об углублении тенденции к глобализации экономики современного мира.

2. На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: Стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается. Уровень квалификации работников. Условия труда. Спрос и предложение на рынке труда. Региональные различия

3. Тип экономической системы, о которой говорит В. Леонтьев, – рыночная экономика. Экономические проблемы, которые эта система способна решать самостоятельно:

– создание условий для эффективного распределения ресурсов в экономике (в соответствии с объемом и структурой потребностей);

– обеспечение свободы выбора для потребителя и производителя;

– ограничение возможностей возникновения монополий;

– создание стимулов к труду. Экономические проблемы, которые эта система не может решать самостоятельно:

– обеспечение производства общественных благ (блага, которые не могут быть даны отдельному человеку, чтобы при этом не быть предоставленными всем остальным членам общества);

– обеспечение всех людей достаточным для их жизни доходом;

– регулирование внешних (побочных) эффектов.

Государство может исправлять ситуацию, связанную с недо– или перепроизводством/потреблением продуктов в результате воздействия внешних (побочных) эффектов, используя для этого налоговые инструменты, субсидии и регулирующие меры.

C8

Мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:

– соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);

– содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);

– включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);

– содержать термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен (на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании; характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:

Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».

Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.

Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.

Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:

Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.

В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.

Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:

– наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);

– включение имен его предшественников, последователей или научных противников;

– описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;

– наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;

– присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.

Литература

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений. М.: Вита-Пресс, 2004.

Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание. 10–11 классы. Школьный словарь-справочник. М.: Астрель: Транзит-книга, 2004.

Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10–11 классы: справ. материалы. М.: Астрель: АСТ: Ермак, 2005.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. 10 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: АСТ: Астрель, 2003.

Баранов П. А., Воронцов А. В. Обществознание. 11 класс. Контрольные и проверочные работы. М.: АСТ: Астрель, 2002.

Бахмутова Л. С. Методика преподавания обществознания: учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. В 2 ч. М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 2.

Бомол У. Дж., Блайндер А. Экономикс. Принципы и политика. 9-е изд. В 2 т. М.: Юнити, 2004.

Брандт М. Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 1. С. 26–38.

Горман Т. Экономика шаг за шагом. М.: АСТ, 2005.

Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А, Амосова В. В. Экономическая теория. 6-е изд. СПб.: Питер, 2008.

Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. Обществознание /А. Ю. Лазебнико-ва, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Мин-во образования РФ. М.: Просвещение, 2002.

Единый государственный экзамен. Обществознание. Контрольные измерительные материалы. 2008 / Авт-сост. П. А. Баранов, А. В. Воронцов. М.: Просвещение; СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Задания и тесты по обществознанию. 11 класс /Ю. И. Аверьянов, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая и др.; Науч. ред. Л. Н. Боголюбов; Ред-сост. Е. И. Жильцова. М.: Школа-Пресс, 2000.

Клименко А. В., Румынина В. В. Экзамен по обществознанию: конспекты ответов. М.: Научно-технический центр «Университетский»: Рольф,2001.

Краюшкина С. В. Обществознание. Краткий курс для поступающих в вузы: учеб. пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию. 10 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Краюшкина С. В. Тесты по обществознанию. 11 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.

Лазебникова А. Ю. Методические вопросы изучения курса «Человек и общество» // Преподавание истории в школе. 1991. № 6. С. 30–32.

Лазебникова А. Ю., Боголюбов Л. Н. и др. Единый государственный экзамен. Обществознание. Задания для подготовки. М.: Просвещение, 2006.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. ЕГЭ: метод. пособие для подготовки. М.: Экзамен, 2006.

Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: метод. пособие по курсу «Человек и общество». М.: Дрофа, 1998.

Лазебникова А. Ю., Калачева Е. Н., Демидов Б. В. Поурочные методические разработки по обществознанию. 10–11 классы: к учеб. А. Ю. Лазебниковой и др. «Обществознание. 10–11 классы» /Под ред. А. Ю. Лазебниковой. М.: Издательство «Экзамен», 2005.

Лазебникова А. Ю., Рутковская Е. Л. и др. ЕГЭ – 2007. Репетитор. М.: Просвещение: ЭКСМО, 2007.

Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. 16-е изд. В 2 т. М.: Инфра-М, 2007.

Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных учреждений по обществознанию. 11 класс / Сост. Л. Ф. Иванова. М.: Дрофа, 2001.

Морозова С. А. Обществознание: учеб. – метод. пособие. СПб.: Паритет, 2001.

Никитин А. Ф. Обществознание. Подготовка к экзамену. 11 класс. Задания и рекомендации. М.: АСТ: Астрель, 2003.

Обществознание. Базовый уровень. 10 класс / Под ред. Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание. Базовый уровень. 11 класс/Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М.: Просвещение, 2007.

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / В. В. Барабанов, А. А, Дорская, В. Г. Зарубин и др.; Под ред.

В. В. Барабанова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001.

Обществознание: учеб. пособие для абитуриентов / Под ред. Ю. Ю. Петрунина. М.: КДУ, 2008.

Обществознание: учеб. – справ. пособие для учащихся 11 классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов (Серия «Готовимся к ЕГЭ. Поступаем в вузы») / Авт. – сост.: П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; Под ред. П. А. Баранова. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2008.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию / Сост. Л. Н. Боголюбов; Под ред. А. Ф. Киселева. М.: Дрофа, 2000.

Певцова Е. А. Обществознание. 10–11 классы. Книга для учителя: метод. пособие к учеб. А. И. Кравченко «Обществознание. 10–11 классы». М.: ТИД «Русское слово – РС», 2000.

Самое полное издание реальных заданий ЕГЭ. 2008. Обществознание / Авт. – сост. О. А. Котова, Т.Е. Лискова. М.: АСТ: Астрель, 2008.

Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. 18-е изд. М.: «Вильямс», 2006.

Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень // Преподавание истории и обществознания в школе. 2004. № 8. С. 11–14.

Тестовые измерители знаний и умений учащихся по обществознанию / Под ред. В. В. Барабанова. СПб.: СМИО Пресс, 2001.

Человек и общество. Обществознание. 10–11 классы: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Л. Ф. Иванова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой. М.: Просвещение, 2004–2007.

Экономика: учеб. для 10–11 классов общеобразоват. учреждений гуманитарного профиля/А. Я. Линьков, С. И. Иванов, М. А. Скляр и др.; Под ред. А. Я. Линькова. М.: Вита-Пресс, 2005.

Экономика в вопросах и ответах: учеб. пособие / Под ред. И. П. Николаевой. М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.

Экономика. Словарь терминов. Экзаменационные ответы. М.: «Ответ», 2007.

Примечания

К заданиям части 3 (С) дается основное содержание ответов, поскольку данный тип заданий предполагает открытый, неформализованный ответ, в котором проявляется субъективное, личное отношение экзаменуемого, что является особенностью социально-гуманитарного знания как такового.

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: