Тестовые и практические задания

Разъяснения к тестам. Специфика решения данных заданий заключается в том, что они составлены в четырех формах.

1. Задания с выбором одного (или нескольких) правильных ответов. Пример: Назовите автора данного определения политики: «Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами; внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает»:

- Аристотель

- М. Вебер

- Г.Гроций

- Н.Бердяев

2. Задания на установление правильной последовательности.

Пример:

Восстановите хронологический порядок этапов институционализации политологии как науки:

– проведение и публикация специальных научных исследований;

– подготовка кадров, создание научных и учебных заведений;

– формирование научного сообщества на уровне национальных и международных организаций;

– создание специализированных периодических изданий;

– накопление теоретического и эмпирического материала в рамках родственных наук.

3. Задания на установления соответствия.

Пример: Используя материалы, приведенные ниже, заполните таблицу.

Автор Названия произведений
1. 2. 3. 4..  

Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ж-Ж Руссо, Дж. Локк

«Левиафан», «Государь», «Два трактата о правительстве», «О причинах неравенства».

4. Задания с «открытыми» вопросами, где студенту предлагается сформулировать самостоятельное суждение по существу вопроса.

5. Деловые игры и дискуссии, где в соответствии с игровой ролью участники дают развернутую аргументацию своих позиций.

1) Тесты:

1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу:

а) корпоративизм; б) правящая элита; в) лоббизм; г) неокорпоративизм; д) группы интересов; е) политическое лидерство; ж) рекрутация элиты; з) циркуляция элиты; и) бюрократический корпоративизм; к) артикуляция интересов; л) агрегирование интересов; м) кооптация. 1) объединения индивидов на основе общих интересов, стремящиеся оказать влияние (давление) на государственные политические институты в целях обеспечения принятия наиболее благоприятных для себя решений; 2) неоднородная социальная группа (или совокупность групп), занимающая привилегии, обладающая властью и возможностью влияния на общество; 3) перемещение части элиты в неэлитные группы и присоединение к элите наиболее способных и талантливых членов неэлитных групп; 4) ограниченное число принудительных, иерархически ранжированных и функционально дифференцированных групп интересов; 5) постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или значительную социальную группу; механизм формирования элиты; целенаправленное воздействие групп интересов на органы власти с целью реализации специфических интересов; 8) демократическая система согласования интересов, выражаемых крупными фирмами, организациями, ассоциациями; 9) функционирование корпораций под жестким контролем государства и в строго государственных рамках; 10) преобразование социальных чувств, эмоций и ожиданий в политические требования; 11) согласование потребностей, их иерархизация и выработка общегрупповых целей; 12)административный отбор в элиту новых членов.

2. Кто из названных ниже ученых является одним из создателей концепции политической элиты?

а) Т. Гоббс;

в) А. де Токвиль;

б) Г. Моска;

г) М. Бакунин.

3. Дайте определение понятия «правящая элита»:

а) засилье государства во всех сфеpax жизни общества;

в) правовая норма, определяющая положение человека в государстве;

б) высшие, привилегированные группы, слои, осуществляющие функции управления;

г) руководство политической партии.

4. Итальянский социолог В. Парето подразделял элиты на «львов» и «лис». Охарактеризуйте предложенные им типы элит. Какие критерии положены в основу указанной типологизации? Какая из элит способна наиболее длительный срок удерживать власть? Почему? Какой тип элит, согласно классификации Парето, осуществляет власть в современной России?

5. Кто открыл «железный» закон олигархических тенденций?

а) Парето;

б) Михельс;

в) Вебер;

г) Моска

6. Сравните основные положения теории элит В. Парето, Г. Моски, Р. Миллса.

Положения концепции В. Парето Г. Моска Р. Миллс
Признаки определения элиты      
Роль элиты в обществе      
Типы элит      
Методы господства      

7. Определите качественный состав элиты на основе меритократического, структурного и функционального подходов.

8. Назовите основные типы элит и определите их характерные признаки и качественный состав.

Критерии элит Типы элит Качественный состав и признаки
Функциональный    
Место в политической системе    
Интенсивность циркуляции и способы рекрутирования    
Структура    
Степень представительности    

9. Совмещая критерии социальной представительности и групповой интеграции, дайте характеристику советской, а затем и современной российской элите. Произошла ли смена элит?

10. Сравните систему отбора в «открытую» и «закрытую» элиты.

Критерии отбора «Открытая» элита «Закрытая» элита
1. Требования, предъявляемые для вхождения в элиту    
2. Механизмы отбора    
3. Возможности продвижения в элиту для представителей неэлитных групп    

11. Проанализируйте, как изменялись критерии отбора в правящий класс России в различные исторические периоды.

12. Согласны ли вы с французским политологом Дж.П. Ледон-ном, утверждающим, что специфической чертой российского правящего класса на протяжении всей истории было и остается «эгоистическое удовлетворение своих потребностей и максими-лизация военной власти»?

13. Попытайтесь дать краткое описание российской истории с точки зрения смены элит.

14. Дайте сравнительную характеристику советской и российской элитам по таким критериям, как характер внутриэлитных отношений открытость к неэлитным группам, принципы формирования (рекрутации), механизмы легитимации, отношение к власти и собственности.

15. Согласно каким теориям политическими лидерами становятся лица:

а) с определенным набором черт характера;

б) с ярко выраженным стремлением к власти;

16. Согласно каким теориям политическое лидерство:

а) производное определенной социальной группы или ситуации;

б) способ компенсации низкой самооценки;

в) основывается на ожидании последователей реализации их интересов и определенных действий со стороны лидера.

17. Что оказывает наибольшее влияние на характер политического лидерства?

а) социально-экономическая ситуация в стране;

б) факторы международного положения;

в) психологические черты лидера;

г) национальные традиции и обычаи;

д) характер политической культуры общества;

е) характер социальных отношений в обществе;

ж) уровень институционализации

власти;

з) требования, предъявляемые лидеру его окружением.

18. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный лидер?

19. Как вы относитесь к точке зрения, согласно которой время великих политических лидеров прошло? Обоснуйте свое мнение.

20. С помощью таблицы «Мотивация власти и тип личности» попытайтесь охарактеризовать доминирующие мотивы в поведении известных вам российских политических лидеров.

Мотивация власти и тип личности

Преобладающая потребность Отношение к власти Условное обозначение типа личности
Потребность в свободе Власть как стремление к независимости и самостоятельности Нонкорформист
Гедонистические потребности Власть как источник материального благополучия и других личных выгод Конформист
Потребность в самоутверждении Власть как преобладание, господство над другими, источник престижа, высокого статуса, славы Диктатор
Потребность в самовыражении Власть как игра Авантюрист
Потребность быть личностью Власть как служение людям, обществу Демократ

21.Дискуссия. «Альтернативы развития современной российской элиты и их последствия».

В политологической литературе предлагается несколько сценариев развития правящей элиты в современной России. Исходным при их разработке является выделение следующих внутриэлитных групп:

а) госбуржуазия — высший управленческий персонал министерств и крупных госпредприятий;

б) бюрократическая буржуазия — часть чиновничества, занимающаяся предпринимательством либо входящая в состав правления частных компаний;

в) частнопредпринимательская буржуазия — наиболее крупные собственники и предприниматели;

г) госадминистрация — высшее чиновничество, нарождающаяся группа бюрократии;

д) региональные элиты — высшее руководство регионов и субъектов Федерации.

Характер возможных коалиций между этими группами способен оказать существенное влияние на политический процесс и формирующийся политический режим в России. Гипотетически возможны пять вариантов развития событий.

Коалиция госадминистраторов и госбуржуазии начинает играть доминирующую роль внутри элиты, ее влияние на политическое развитие усиливается. Если социальная база этой коалиции остается ограниченной или сузится, а роль госбуржуазии усилится, не исключено формирование авторитарного режима.

К коалиции госадминистраторов и госбуржуазии присоединяется часть частнопредпринимательской буржуазии. В этом случае возможно формирование гибридного режима, сочетающего в себе черты авторитаризма и демократии.

Коалиция госадминистрации и госбуржуазии дополняется союзом с частнопредпринимательской буржуазией и опирается на зарождающийся средний класс. При таком раскладе политических сил вероятным итогом становится демократия.

При коалиции госадминистраторов и бюрократической буржуазии, при решающей роли последней, может возникнуть олигархический авторитаризм, при котором государство становится личной собственностью и источником обогащения мафиозно-корпоративных структур.

Коалиция региональных элит и госадминистраторов, при определяющей роли ее первого компонента, может стать источником образования региональных олигархий, стремящихся к созданию конфедеративного государственного устройства (см.: Чешков М. «Вечно живая» номенклатура? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 6.).

Какие из перечисленных вариантов кажутся вам наиболее вероятными в современной России? Определите интересы наиболее реальной, на ваш взгляд, коалиции внутри правящей элиты. Соотнесите ее интересы с интересами:

а) нарождающегося среднего класса;

б) низкоквалифицированных слоев;

в) маргинальных слоев;

г) вашими личными.

Тест «Лидер».

Проверьте себя. Вам будет предложено 50 вопросов, к каждому из которых дано два варианта ответов. Выберите, пожалуйста, один из вариантов и пометьте его на бланке ключа.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?

а) да

б) нет

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

а) да

б) нет

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже
когда это необходимо?

а) да

б) нет

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам руководить играми ваших
маленьких друзей?

а) да

б) нет

5. Испытываете ли вы большое удовольствие, когда вам удается убедить кого-либо, кто вам до этого возражал?

а) да

б) нет

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

а) да

б) нет

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть
творение небольшого числа выдающихся личностей»?

а ) да

б) нет

8. Испытываете ли вы настоятельную потребность в советчике, который бы мог направить вашу профессиональную активность?

а) да

б) нет

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в беседе с людьми?

а) да

б) нет

10. Вам нравится, когда окружающие побаиваются вас?

а) да

б) нет

11. Во всех обстоятельствах (рабочее собрание, дружеская компания)
стараетесь ли вы занять за столом место, позволяющее вам легко кон
тролировать ситуацию и привлекать к себе некоторое внимание?

а) да

б) нет

12. Вы уверены, что всегда производите впечатление импозантного человека?

а) да

б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?

а) да

б) нет

14. Вы теряетесь, если люди не соглашаются с вашим мнением?

а) да

б) нет

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией
рабочих (спортивных, развлекательных и т.д.) групп?

а) да

б) нет

16. Как вы поступите в случае, когда мероприятие, организацией которого вы занимались, не удается:

а) радуюсь, если ответственность возложат на кого-то другого

б) беру всю ответственность за решение, которое было принято, на себя

17. Какое из двух мнений приближается к вашему собственному?

а) настоящий руководитель должен сам делать дело, даже в мелочах

б) настоящий руководитель должен уметь управлять

18. С кем вы предпочитаете работать?

а) с людьми покорными

б) с людьми строптивыми

19. Стараетесь ли вы избегать горячих дискуссий?

а ) да

б) нет

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

а) да

б) нет

21. Умеете ли вы в профессиональной дискуссии привлечь на свою сторону тех, кто раньше с вами был несогласен?

а) да

б) нет

22. Представьте такую сцену: во время прогулки с друзьями в лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер. Нужно принять решение:

а) вопрос должен решить человек, наиболее компетентный в группе

б) вы просто полагаетесь на решение других

23. «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе». Что бы предпочли вы:

а) быть первым в деревне

б) быть вторым в городе

24. Считаете ли вы себя человеком, способным влиять на других людей?

а) да

б) нет

25. Может ли неудачный прошлый опыт заставить вас никогда больше не проявлять значительной личной инициативы?

а) да

б) нет

26. Кто, с вашей точки зрения, является истинным лидером группы:

а) самый компетентный

б) тот, у кого самый сильный характер

27. Всегда ли Вы стараетесь понять (оценить) людей?

а) да

б) нет

28. Умеете ли вы уважать дисциплину вокруг вас?

а) да

б) нет

29. Какой из двух типов руководителей кажется вам более предпочти тельным:

а) тот, который все решает сам

б) тот, который постоянно советуется

30. Какой из двух типов руководства, по вашему мнению, является наиболее эффективным для хорошей работы предприятия?

а) коллегиальный тип

б) авторитарный тип

31. Часто ди у вас бывает впечатление, что другие вами злоупотребляют?

а) да

б) нет

32. Какой из двух следующих портретов больше приближается к вашему образу?

а) громкий голос, экспрессивные жесты, за словом в карман не полезу

б) негромкий голос, неторопливые ответы, сдержанные жесты, задумчивый взгляд

33. Если на рабочем совещании ваше мнение не совпадает с мнением
других, но вы уверены в своей правоте, как вы поведете себя?

а) буду молчать

б) буду отстаивать свою точку зрения

34. Считают ли вас человеком, который подчиняет и свои, и чужие интересы только интересам дела?

а) да

б) нет

35. Если на вас возложена очень большая ответственность за какое-то
дело, то испытываете ли вы при этом чувство тревоги?

а) да

б) нет

36. Что для вас предпочтительнее?

а) работать под руководством хорошего руководителя

б) работать независимо

37. «Чтобы семейная жизнь была удачной, нужно, чтобы важные решения принимались одним из супругов». Что вы думаете на этот счет?

а) это верно;

б) это неверно.

38. Случалось ли вам покупать что-то, в чем вы не испытывали необходимости, под влиянием мнения других лиц?

а) да

б) нет

39. Как вы оцениваете свои организаторские способности?

а) выше средних

б) ниже средних

40. Как вы обычно ведете себя, встретившись с трудностями?

а) теряюсь

б) действую активнее

41. Часто ли вы делаете резкие упреки сотрудникам, когда они их заслуживают?

а) да

б) нет

42. Справляется ли ваша нервная система с напряженным ритмом жизни?

а) да

б) нет

43. Как вы будете действовать, если окажетесь перед необходимостью реорганизации?

а) без промедления, решительно

б) не спеша, тщательно продумав

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника?

а) да

б) нет

45. Согласны ли вы с тем, что для того, «чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

а) да

б) нет

46. Считаете ли вы, что каждый из людей, благодаря своим человеческим способностям, должен сделать нечто выдающееся?

а) да

б) нет

47. Кем вам хотелось стать в молодости?

а) известным художником, композитором, поэтом и т.д.

б) руководителем коллектива

48. Какую музыку вы предпочитаете слушать?

а) торжественную, могучую

б) тихую, лирическую

49. Испытываете ли вы некоторое волнение при встрече с важными персонами?

а) да

б) нет

50. Часто ли вы встречаете людей с более сильной волей, чем у вас?

а) да

б) нет

Ключ к тесту

Вопрос Ваш ответ Вопрос Ваш ответ ответ
  а б   а б
  а б   б а
  б а   а б
  а б   б а
  а б   б а
  б а   а б
  а б   а б
  а б   а б
  Б а   а б
  А б   б а
  А б   б а
  А б   а б
  Б а   б а
  Б а   а б
  А б   б а
  Б а   а б
  Б а   а б
  Б а   а б
  Б а   а б
  А б   б а
  А б   а б
  А б   б а
  А б   а б
  А б   б а
  Б а   б а

Результат:

Подсчитайте количество набранных баллов.

При ответе на вопрос вы получаете балл только за вариант «а»

в колонке.

Степень выраженности лидерства:

0—25 баллов: лидерство выражено слабо;

26—35 баллов: средняя выраженность лидерства;

36—40 баллов: лидерство выражено в сильной степени;

свыше 40 баллов: склонность к диктату.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: