Внешнеэкономические связи

ЛЕКЦИЯ 17

Значение внешнеэкономических связей для развития Беларуси. Внешнеторговый оборот, структура экспорта и импорта товаров и услуг. География внешней торговли. Иностранные инвестиции. Направления совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Значение внешнеэкономических связей для социально-экономического развития страны трудно переоценить, так как в Беларуси исторически сложилась высокая степень открытости экономики. В 2000 г. экспортная квота республики (отношение объема экспорта товаров и услуг к ВВП) составляла 68 %, а импорта – 69 %, отношение внешнеторгового оборота к ВВП приближалось к 140 %. Для сравнения: в Германии этот показатель составлял 66 %, Польше – 61 %, России – 71 %. Высокая степень вовлеченности экономики Беларуси в мирохозяйственные связи определяет высокую зависимость социально-экономической ситуации в стране от эффективности внешней торговли, от состояния ее торгового баланса, сбалансированности экспорта и импорта товаров и услуг.

Отдельные вопросы темы, такие как динамика и сбалансированность внешнеторгового оборота, объемы иностранных инвестиций в 1990-2000 гг. уже рассматривались при оценке общей социально-экономической ситуации в Беларуси (см. лекцию 2, ч. 1, с. 34-40). Поэтому в настоящей лекции, завершающей рассмотрение межотраслевых комплексов, основное внимание уделяется характеристике участия всех секторов хозяйства во внешнеэкономических связях страны, т.е. структуре и географии экспорта и импорта товаров и услуг, а также направлениям дальнейшего совершенствования внешнеэкономической деятельности.

Тем не менее следует напомнить, что внешнеторговый оборот суверенной Беларуси начал увеличиваться с середины 1990-х гг. и в 2001 г. достиг 15,6 млрд долл. США, превысив уровень 1995 г. в 1,5 раза. Но при этом, начиная с 1993 г. и по настоящее время внешнеторговый баланс страны постоянно дефицитен. Отрицательное сальдо по годам в зависимости от ситуации в стране и конъюнктуры на мировом рынке колебалось от 556 млн долл. до 1,5 млрд долл. (в 2001 г. – 656 млн долл.), что составляло в среднем 7-10 % от внешнеторгового оборота.

Хронический пассив внешнеторгового обмена приводит к дефициту валютных ресурсов в государстве, вследствие чего ухудшаются условия модернизации всего хозяйственного комплекса, в том числе экспортных производств. Поэтому развитие внешнеторговых связей и повышение их эффективности являются приоритетными направлениями национальной экономической политики. Осуществляемые в настоящее время Национальная программа развития экспорта на 2000-2005 гг. и Программа импортозамещения ориентированы на всемерное укрепление и расширение экспортного потенциала страны, на модернизацию сложившихся и создание новых экспортоориентированных производств, на рационализацию импорта.

Структура белорусского экспорта и импорта товаров, как свидетельствует статистика, на протяжении последнего десятилетия остается относительно стабильной (см. табл. 15). Она обусловлена структурой и специализацией хозяйства страны, сложившимися за годы ее развития в составе СССР, и объективными трудностями переходного кризисного периода, не позволившими перестроить отраслевую структуру экономики в соответствии с изменившимися условиями.

Ведущая роль в экономике страны обрабатывающей промышленности, ее специализация на отраслях машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности (см. лекцию 7) находят четкое отражение в товарной структуре белорусского экспорта (табл. 15). На первом месте среди экспортируемых Беларусью товаров (всего Беларусь экспортирует продукцию более 1000 наименований) закономерно находится продукция машиностроительного комплекса. Машины, оборудование и транспортные средства составляют по стоимости 25-30 % всего экспорта страны. Второе место (около 20 %) принадлежит продукции химической промышленности, третье – нефтеперерабатывающей (минеральные продукты – это главным образом нефтепродукты). Затем по удельному весу в экспорте следуют: продукция пищевой промышленности и сельского хозяйства – продовольственные товары и сельхозсырье (7-8 % экспорта); продукция легкой промышленности – текстиль и текстильные изделия, кожевенное сырье и изделия из него (около 7 %). Между традиционными отраслями специализации Беларуси в международном разделении труда в последние годы оказалась и черная металлургия. Черные, цветные металлы и изделия из них стали весомой статьей белорусского экспорта (7-8 %) благодаря вывозу проката и металлокорда Белорусского металлургического завода, имеющего современную технику и технологию (см. лекцию 10).

Таблица 15

Товарная структура экспорта и импорта Беларуси, %

(в фактически действующих ценах)

       
Экспорт, всего      
в том числе: Машины, оборудование и транспортные средства 30,6 25,2 26,6
Минеральные продукты 12,5 20,2 18,1
Черные, цветные металлы и изделия из них 6,1 7,2 7,9
Продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити) 27,4 19,8 19,8
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,2 4,3 4,2
Текстиль и текстильные изделия 5,5 6,4 6,5
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 1,1 0,7 0,7
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 6,6 6,9 8,1
прочие 7,0 9,3 8,1
Импорт, всего      
в том числе: Машины, оборудование и транспортные средства 19.2 18,9 22,4
Минеральные продукты 35,7 30,6 28,0
Черные, цветные металлы и изделия из них 9,4 11,2 11,6
Продукция химической промышленности, каучук (включая химические волокна и нити) 16,2 15,1 14,9
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия 1,9 3,1 3,2
Текстиль и текстильные изделия 3,0 3,3 3,4
Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,5 0,7 0,9
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного) 11,5 12,9 12,1
прочие 2,6 4,2 3,5

Источник: Статистический ежегодник Республики Беларусь, 1999, с.493-494, Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2002, с.586-587.

В целом товарную структуру экспорта Беларуси можно назвать прогрессивной благодаря сравнительно высокому удельному весу продукции машиностроения. Следует отметить что он самый высокий среди стран СНГ (например, в Украине – 13,4 %, в России –10,3 %, Казахстане – 3,6 %), но все же значительно ниже, чем у большинства экономически развитых стран (в Японии –68 %, США – 52 %, Германии – 50 %). Важнейшими видами экспортной машиностроительной продукции Беларуси (2001) являются тракторы (вывозится 96 % от объема производства), грузовые автомобили (68 %), холодильники и морозильники (75 %), телевизоры (76 %), микросхемы, оптические приборы, велосипеды (более 80 %), сельскохозяйственные машины, подшипники, газовая аппаратура и др. Вместе с тем, среди экспортируемой продукции машиностроения невысок удельный вес наукоемкой продукции, многие виды продукции из-за высокой материалоемкости и энергоемкости, несоответствия стандартам качества являются неконкурентоспособными на рынках развитых стран. Поэтому основным рынком сбыта почти для всех перечисленных видов продукции является Россия, некоторая часть экспортируется в другие страны СНГ и в страны Балтии. В частности на страны СНГ (главным образом Россию) приходится около 80 % экспорта холодильников и морозильников, 95 % - сельхозмашин, 75 % - тракторов, более 95 % - велосипедов, более 70 % - подшипников, 93 % - грузовых автомобилей, около 100 % - телевизоров. Кроме стран СНГ, холодильники и морозильники поставляются в Германию, Францию, Словакию, Великобританию, сельхозмашины – в Латвию и Литву, тракторы – в Венгрию, Литву, Латвию, Германию, Египет, Пакистан, Сирию, грузовые автомобили – в КНДР, Вьетнам, Литву, Латвию, Турцию, велосипеды и телевизоры – в Латвию и Литву. В последние годы увеличиваются поставки машиностроительной продукции на географически отдаленные рынки развивающихся государств Восточной и Юго-восточной Азии.

Основными видами экспортной продукции химической промышленности являются калийные удобрения (вывозится более 90 % от всего производства), полимеры этилена (83 %), химические волокна и нити (около 70 %), шины, азотные удобрения. Подавляющая часть данной продукции (за исключением калийных удобрений) идет в Россию и некоторые другие страны СНГ. В то же время калийные удобрения в основном направляются в Китай, Бразилию, Индию, Польшу, США, Малайзию. Кроме России и стран СНГ химические волокна и нити поставляются в Германию, Иран, Литву, Польшу, Турцию, Италию, полимеры этилена – в Литву, Латвию, Германию, шины – на Кубу, в Польшу, Нидерланды, Литву, Швецию, Венгрию, Германию, Великобританию и другие страны.

Крупной статьей экспорта Беларуси являются нефтепродукты, которые вырабатываются на НПЗ республики из давальческой нефти, ей не принадлежат и отправляются в основном в соседние и близлежащие страны – Латвию, Литву, Эстонию, Великобританию, Нидерланды, Польшу.

В значительных объемах вывозится мебель. В основном в Россию, но отправляется и в Германию, Францию, Данию.

В целом, если оценивать структуру и географию экспорта страны, то можно сделать вывод, что в государства запада вывозятся в основном сырьеемкие товары, производство которых сопряжено с экологическими издержками и использованием дешевой рабочей силой. Более технологичная конечная белорусская продукция пользуется спросом на традиционных для нас рынках СНГ, стран Балтии и осваиваемых азиатских рынках. На рынках высокоразвитых стран Западной Европы и Северной Америки она не выдерживает конкуренции по качеству. В итоге основными партнерами Беларуси по экспорту (см. табл. 16) являются: Россия – на нее приходится 53,4 % всего белорусского экспорта; соседние и близлежащие государства – Латвия (6,6 %), Украина (около 6 %), Литва (около 4 %), Польша, Германия, Великобритания, Нидерланды Эстония; географически удаленные, но имеющие емкий рынок страны – Китай (2 %), США (1 %), Бразилия (1 %). При этом в 1995-2001 гг. проявилась тенденция расширения экспорта Беларуси в развивающиеся дальние страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и постепенного ухудшения положения на ближних европейских рынках. Это, безусловно, увеличивает транспортные расходы и уменьшает эффективность внешнеторгового обмена.

Структура белорусского импорта отражает зависимость экономики страны и ее экспортных отраслей от привозных энергоресурсов, сырья, материалов, комплектующих изделий (см. табл. 15). Первое место (28-30 % импорта) занимают минеральные продукты (в основном нефть). На втором (19-22 %) – машины, оборудование, транспортные средства, не выпускаемые в стране. Здесь также высока доля узлов, деталей, комплектующих изделий. На третьем месте – импорт продукции химической промышленности. Высок удельный вес импорта черных и цветных металлов. Для Беларуси характерен также значительный по объему импорт продовольственных товаров и сельхозсырья – это растительные масла, сахар, зерно.

В географии импорта Беларуси, так же как и в географии экспорта, основным партнером является Россия – на ее долю приходится 65,2 % от всех импортируемых товаров (см. табл. 16). Это 100 % ввозимых нефти и природного газа, более 97 % - угля, 79 % - электроэнергии, 90 % - черных металлов, машины и оборудование, химическая продукция растительное масло, сахар, зерно и др. Из других государств – партнеров по импорту сравнительно крупными поставщиками товаров в Беларусь являются в основном близкорасположенные европейские страны: Германия (химическая и машиностроительная продукция, продовольственные товары и др.), Украина (металл, уголь, растительное масло, сахар, зерно), Польша, Италия, Литва, Франция и др.

Таблица 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: