double arrow
Понятие и государственное управление охраной труда.

Охрана труда - это система социально-экономических, организационных, технических, гигенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Право на охрану труда имеют все работники предприятий с различной формой собственности и созданных в различных организационно-правовых формах. Трудовое законодательство об охране труда представляет собой совокупность норм, регулирующих вопросы создания безопасных и здоровых условий труда, обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда, страхованию ответственности за нанесение вреда здоровью и жизни работников при исполнении ими трудовых обязанностей. Основным нормативным актом, регулирующим данные отношения является Закон РК от 22.01.93г. “Об охране труда”. Закон определяет национальную политику в области охраны труда, которая основывается на следующих принципах:

* приоритета жизни и здровья работника по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;

* полной ответственности собственника либо уполномоченного им представителя (работодателя);

* комплексного решения задач охраны труда на базе государственных программ по этим вопросам и координации деятельности в области охраны труда с другими направлениями экономической и социальной политики;

* установление единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от форм собственности и хозяйствования;




* осуществление государственного надзора и контроля за повсеместным выполнением требований охраны труда и техники безопасности на предприятиях;

* широкого использования достижений науки, техники и передового национального и зарубежного опыта по охране труда;

* стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих, научно-исследовательской работы по охране труда;

* участие государства в финансировании охраны труда;

* проведение налоговой политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;

* экономической заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда и техники безопасности;

* лицензирование деятельности предприятий с позиций охраны труда;



* проведения сертификации на соответствие требованиям безопасности применяемой продукции производственного назначения;

* оценки опасности и вредности производства органами государственной экспертизы условий труда непосредственно на рабочих местах, а также в проектах строительства новых и реконструируемых предприятий;

* обеспечение работников специальной одеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием за счет средств работодателя;

* обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания, обеспечения информированности работников об уровнях производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и о принимаемых мерах по улучшению охраны труда;

* социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и получивших профессиональные заболевания;

* подготовке специалистов по охране труда и техники безопасности в высших и средних специальных учебных заведениях;

* всемерной поддержки деятельности представительных организаций трудящихся, работодателей, общественных объединений, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

* международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Государственное управление охраной труда призвано реализовать вышеназванные принципы в области охраны труда. Государственное управление охраной труда осуществляется:

- Правительством Республики Казахстан;

- Специально создаваемым Правительством, государственным органом и его подразделениями на местах.

Органом специальной компетенции является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, которое осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде, охране труда, занятости в организациях, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Функции данного Министерства на местах исполняют региональные (областные, городские) управления охраны труда. Их основные функции и полномочия определены Типовым положением, утвержденным постановлением Министерства труда РК от 11.03.94г. № 50. Они осуществляют комплексное управление охраной труда, организуют разработку совместно с заинтересованными организациями и предприятиями региональных программ по охране труда и контролируют их выполнение, обеспечивают единый порядок учета и расследования несчастных случаев и профзаболеваний.

Органы государственного надзора и контроля, их уполномоченные должностные лица в своей деятельности не зависят от работодателей, хозяйственных органов, общественных объединений, местных органов государственной власти и управления, действуют в соответствии с положениями, утвержденными Правительством РК.

Уполномоченное лицо органа государственного налзора и контроля имеет право:

* бесприпятственно посещать без предварительного уведомления и в любое время предприятия независимо от форм собственности и хозяйствования, получать от министерств, других центральных и местных органов государственного управления, работодателей необходимую информацию;

* выдавать руководителям и другим должностным лицам предприятий обязательные к исполнению предписания;

* приостонавливать (запрещать) эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест и оборудования;

* налагать штрафы на руководителей, должностных лиц, рабочих предприятий за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда, делать представления об отстранении указанных лиц от занимаемой должности, передавать в необходимых случаях материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечения их к уголовной ответственности.

Ведомственными органами надзора и контроля за охраной труда являются:

* Министерство сельского хозяйства, которая осуществляет контроль за охраной труда, противопожарной безопасностью, техническим состоянием машинно-транспортного парка;

* Агенство по чрезвычайным ситуациям - координирует работу организаций в области чрезвыяайных ситуаций природного и технического характера, гражданской обороны страны, пожарной безопасности, а также надзора за безопасным ведением работ в промышленности и горного надзора, осуществляет контроль и надзор за соблюдением нормативных правовых актов в области безопасного ведения работ в промышленности и горного надзора;

* Дисциплинарный совет при акиме области, городов Астаны и Алматы является консультативно-совещательным органом, рассматривает вопросы управления государственной дисциплины и обеспечения ответственности должностных лиц местных исполнительных органов;

* Генеральная прокуратура - осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативно-правовых актов на территории республики;

* Местные представительные и исполнительные органы -обеспечивают выполнение программ социального и экономического развития соответствующей территории.

На каждом предприятии независимо от его организационно-правовой формы и вида собственности создается служба охраны труда, которая приравнивается к основным производственным службам, а по вопросам охраны труда решения ее являются обязательными для выполнения работодателем, руководителями и работниками всех подразделений. Ее основными задачами являются: разработка и осуществление комплекса ее социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий по созданию и обеспечению безопасных и здоровых условий труда на производстве; контроль за соблюдением законодательства по охране труда, установленных норм и правил по охране труда, инструкций по технике безопасности, выполнением предприсаний органов госнадзора и контроля по охране труда. Служба охраны труда имеет право беспрепятственно осматривать производственные, служебные и бытовые помещения, запрашивать и получать от структурных подразделений предприятия материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности; требовать от руководителей подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данной работы или грубо нарушающих правила и нормы по охране труда и т.д.






Сейчас читают про: