Перспективы вступления России в ОЭСР

Заявив о своем стремлении вступить в ОЭСР на саммите «Группы восьми» в Галифаксе в 1995 году, Россия представила официальную заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году. Последние 10 лет Россия и ОЭСР постепенно расширяли и углубляли свое сотрудничество, последовательного придерживаясь курса на вступление России в Организацию, которое изначально было признано «взаимно разделяемой целью».

В соответствии со Стратегией расширения ОЭСР в ходе 1155-й сессии Совета, состоявшейся 10-13 мая 2007 г. была согласована «Общая процедура вступления новых членов».

16 мая 2007 г. Совет ОЭСР на уровне министров принял решение о начале переговорного процесса о вступлении России в Организацию. Для России данное решение означает начало нового и важного этапа сотрудничества с ОЭСР, итогом которого должно стать вступление России в эту авторитетную экономическую организацию, что было и остается одним из российских приоритетов международного сотрудничества.

Представление в ОЭСР «Начального меморандума о позиции Российской Федерации в отношении правовых актов ОЭСР» 24-25 июня 2009 года стало официальным началом переговорного процесса по присоединению нашей страны к ОЭСР и начало широкомасштабной работы по расширению сотрудничества России и ОЭСР в самых различных областях.

К настоящему моменту вопросы присоединения России обсуждены во всех ключевых комитетах ОЭСР.

Можно ожидать, что Россия в ближайшее время может стать членом Организации в связи с существенным прогрессом в переговорном процессе, в том числе по вопросам присоединения к ВТО.* Текущие переговоры по вступлению в ОЭСР и будущее членство в Организации открывает новое пространство для диалога между Россией и ОЭСР. Для нашей страны текущий переговорный процесс означает необходимость существенного наращивания аналитического потенциала с учетом международного опыта и необходимость более активного и полноправного участия в международном процессе выработки экономических и политических правил и норм, ведущемся на уровне ОЭСР.

Сегодня наблюдается обоюдная заинтересованность России и ОЭСР в скорейшем присоединении нашей страны к Организации. Так, в рамках Петербургского международного экономического форума, прошедшего в июне 2012 г., Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил временные рамки процесса присоединения: «Полагаю, что это присоединение могло бы состояться уже в 2014 году». В.В. Путин напомнил, что интеграция в международные экономические процессы — это безусловный выбор России, от которого Россия не отказалась в период кризисных испытаний и который не будет меняться и в дальнейшем (Источник:Сайт Президента Российской Федерации).

Со стороны ОЭСР также наблюдается растущий интерес к опыту российских преобразований, потребность в получении более актуальной и полной информации о масштабе, динамике и перспективе российских реформ.

Для России сотрудничество с ОЭСР в текущем статусе страны-партнера и в дальнейшем в статусе страны-члена имеет первостепенное значение. Во всем мире обеспечение качественного аналитического обеспечения взаимодействия с ОЭСР является одним и приоритетных направлений международного сотрудничества, поскольку открывает доступ к международной экспертизе высочайшего уровня, позволяет участвовать в выработке стратегических направлений развития современной экономики, представлять национальный опыт социально-экономических преобразований и представлять данные о развитии национальной экономики и отдельных ее секторов в международных сопоставительных исследованиях ОЭСР.

* До недавнего времени ключевым препятствием для вступления России в организацию ОЭСР был неразрешенный вопрос с членством в ВТО. Решение 8-й Министерской конференции стран-членов ВТО в Женеве 16-го декабря 2011 года, в ходе которой были одобрен пакет документов по присоединению России к ВТО и ратификация Протокола о присоединении России к ВТО Госдумой России 10 июля 2012 года, позволяют ожидать завершения переговоров о присоединении России к ОЭСР уже в самое ближайшее время.

17. Международные организации как механизмы регулирования международных отношений

В международных отношениях главным субъектом являются государства (около 200 государств, из них 185члена ООН). Каждое государство защищает свои национальные интересы (это сознанные потребности страны как субъекта международных отношений. Обычно выделяют две формы выражения и защиты нац. интереса в международных отношениях:

- традиционную, когда функции защиты нац. интересов целиком принадлежат государству,

- современную, когда проблемы отстаивания нац. интересов все в большей мере реализуется международными организациями и неправительственными структурами.

Международная организация - это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях. Современные международные организации делятся на 3 основных типа: межправительственные (межгосударственные), неправительственные организации и транснациональные корпорации (ТНК):

1. межправительственные организации-- объединение государств. Самые глобальные -- ООН она юридически имеет право осуществить надгосударственные полномочия. В структуре ООН есть Генеральная Ассамблея. Генеральный секретарь -- но они не имеют права применения силы. Самый главный орган -- Совет Безопасности -- входят 15 членов (5 постоянных членов с правом вето США, Англия, Китай, Россия, Франция, Великобритания.)

2. неправительственные организации -- международные организации, созданные не правительствами и государств. Правозащитные, экологические, религиозные, профсоюзные организации. Они оказывают влияние на политику государства «Гринпис» (Америка) имеют право направлять свои претензии в ООН. «Международная амнистия» -- цель -- защита прав «узников совести» и отмена смертной казни во всем мире. «Freedom House» -- делят страны на несвободные, частично свободные и свободные (Россия), международный красный крест (штаб-квартира в Женеве, малое число сотрудников), занимается жертвами военных конфликтов. (Валенберг - швейцарский дипломат занимавшийся спасением евреев в годы Второй мировой войны)

3. транснациональные корпорации занимаются чисто экон. деятельностью, но пытаются влиять не только экономику, но и на политику государств.

Международные проблемы решаются не с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Разрешая те или иные вопросы, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учётом законных интересов всех участником. В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств, роль транснациональных компаний возрастает, многие из них действуют уже поверх голов правительств.(Подтверждение этому --недавние кризисы фондовых рынков то в одном, то в др. регионе, что не в последнюю очередь связано с перетоками финансовых ресурсов.) Усилия государств в той или иной области объединяются в рамках международной организации: например, в политической области -- ОБСЕ, военной --НАТО, экономической --ЕС, валютно-финансовой --МВФ и в других. Такая организация как ООН координирует деятельность государств почти во всех областях, в ней решаются наиболее сложные вопросы международных отношений. Каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру, штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. Эти признаки как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличают её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Права и обязанности закрепляются в учредительном акте, международная организация не может превысить свои полномочия. Существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее, чем в двух государствах. Международные неправительственные организации играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность. Различают глобальные организации, такие как ООН, региональные ОБСЕ, ЕС, субрегиональные АСЕАН, отраслевые ОПЕК. Все больший вес в международных отношениях приобретают финансово-экономические организации -- МВФ, Всемирный банк, региональные экон. организации типа АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Латиноамериканская Ассоциация, а также ряд отраслевых экономических группировок, самая важная из которых - Организация стран - экспортеров нефти ОПЕК.

Расширение участия в международных многосторонних организациях -- это путь интеграции в мировое сообщество.

ООН. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. Основные важные вопросы, затрагивающие интересы всего мира решаются в рамках ООН (Организация объединенных наций). Цель организации -- поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между странами, осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного сотрудничества. Входит 185 стран. Высший орган -- Генеральная Ассамблея (собирается раз в год) и Совет Безопасности куда входят 5 постоянных членов с правом вето (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных (избираются на 2 года). Кроме того избирается Экономический и Социальный совет, Международный суд, секретариат во главе с Генеральным секретарем. Под эгидой ООН создано много специализированных органов (ЮНЕСКО -- образование, наука, культура; ВОЗ -- здравоохранение; МОТ -- всемирная организация труда; Детский фонд и т.д.

Совет Европы является политической организацией. Целью этой организации является достижение большего единства между его членами, развитие политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы, содействие их экономическому и социальному прогрессу. Руководящими органами Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея, Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел государств - членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных представителей государств - членов Совета Европы. Членами Совета Европы являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации находиться в Стамбуле.

Европейский союз-- это политический, экономический, валютно-финансовый союз. Главный аспект политического союза -- проведение общей внешней политики, совместное обеспечение безопасности в Европе, экономическая интеграция. Современная ситуация в Европе характеризуется последовательным усилением Евросоюза (15 стран), 11 из которых вошли в зону действия единой валюты -- евро. ЕС -- это единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Партнерство в этой организации требует не только определенного уровня развития экономики, но и интеграции в правовую систему и отказа от части суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления ЕС). ЕС включает 15 самых развитых стран на континенте: Франция, Италия, Бельгия, Германия, Нидерланды, Греция Великобритания, Ирландия, Дания Люксембург Испания, Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия. Существуют конечно разногласия у партнеров в вопросах аграрной, промышленной, валютно-финансовой политики, которые решаются в рамках союза. Процесс расширения ЕС, присоединения новых членов уже пошел. В конце 99г принято решение о принятии в ЕС 6 новых членов - Кипра, Чехии, Польши, Венгрии, Словении, Эстонии; о присвоении официального статуса кандидатов в ЕС Болгарии, Латвии, Литвы, Мальты, Словакии, Румынии и Турции, (которую ЕС многие годы критикует за нарушение прав курдов); о создании единой европейской армии; об урегулировании вопроса по единым налоговым ставкам в ЕС.

Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с Европейским союзом. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и Балтии).

Военные союзы Существуют в Европе множество военных блоков, союзов, группировок: НАТО (Десять стран ЕС являются членами НАТО), Западноевропейский союз и т.д. В настоящее время в НАТО входят 16 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Люксембург, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция, Турция, Испания, Германия. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя. Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности, в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего СССР. В 1997г. Польша, Венгрия, Чехия уже получили приглашение вступить в НАТО. Было заключено в 1997г соглашения между НАТО и Россией об основных принципах сотрудничества и безопасности, после косовского кризиса отношения заморожены. Ранее существовало мнение, что процесс урегулирования и примирения в Европе зиждется на системе европейской безопасности, залогом которой является НАТО. Но отношение к НАТО не однозначно. Одни считают, что он должен отмереть, другие -- наоборот, считают, что для выживания Североатлантического блока ему требуется придать новые функции. США выступили с инициативой предоставления НАТО мандата ОБСЕ на операции по поддержке мира в Европе и активизировали свои действия по расширению географической сферы НАТО (сфера ее деятельности только территория членов НАТО).

Совет Западноевропейского союза (куда входят 13 стран) проявляет особую активность в плане создания и усиления "военной составляющей" Европейского союза, считая, что в настоящее время "политическое и военное влияние" ЕС на международные дела значительно слабее, чем его "экономическое влияние" в мире. В конце 99г принято решение ЕС о создании единой европейской армии.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению мира и европейской безопасности. Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в местах конфликтов: Югославия, Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии. ОБСЕ принадлежит активная роль в деле предупреждения и урегулирования международных конфликтов. В 1999г на саммите ОБСЕ подписана Хартия европейской безопасности. Россия считает, что именно ОБСЕ должна принадлежать системообразующая роль в Европе. США и их некоторые союзники хотели бы поставить в центр европейской безопасности НАТО. При этом ведется линия на усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела государства. В результате саммита была подписана Хартия, которая предусматривает:

- признание за ОБСЕ статуса основной организации и инструмента по мирному урегулированию споров и предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтного восстановления;

- признание основополагающего значения Устава ООН и общепризнанных норм международного права, что естественно предполагает уважение суверенитета и территориальной целостности государств, неприменение силы, невмешательство во внутренние дела.

АСЕАН Ассоциация ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ основана в 1967 в составе Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 принят Бруней. Цели экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны

АТЭС, Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества -- консультативный орган правительств 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, СЩА, Япония, Канада, Австралия, Таиланд и т.д. Россия тоже недавно вступила,

МВФ, МБРР -- организации занимающиеся валютно-финансовыми проблемами. Мировая общественность оказывает финансовую помощь через Международный банк реконструкции и развития (МБРР или Всемирный или Мировой банк) и Международный валютный фонд. Целями МБРР являются: оказание финансовой помощи в реконструкции и развитии территории государств. МВФ -- специализированное учреждение ООН, имеет следующие цели: оказывает финансовую помощь с целью исправить нарушение равновесия их платёжных балансов. Членами МВФ является 181 государство, в том числе Россия.

ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти. Организация преследует экономические отраслевые цели нефтяной промышленности. Входит 11 стран: Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Катор, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Алжир, Венесуэлла, Нигерия. Эта организация контролирует около 405 добываемой нефти. Она регулирует добычу и продажу нефти посредством определения квот на экспортные поставки.

Международные морские и авиационные организации. Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, например, Балтийская международная морская организация, Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб, Ассоциация латиноамериканских судовладельцев. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникло ещё в первые годы XX в. одновременно с началом быстрого развития воздушного транспорта.

На глобальном уровне -- расширение участия в международных организациях это путь интеграции в мировое сообщество. Речь идет о таких институтах как ООН, Совет Европы, региональные экон. организации типа АТЭС (Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество), с АСЕАН (Ассоциацией государств Юго-восточной Азии, сотрудничество с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Последовательное отстаивании своих экон. и полит. интересов в мире.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: