Пояснительная записка

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Г.Н. Голоухова

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Учебно-методическое пособие

Архангельск

ИПЦ САФУ

УДК 37.013(075)

ББК 74.3я73

К 68

Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом Северного (Арктического) федерального университета имени М.В, Ломоносова

Составитель: Г.Н.Голоухова

Рецензенты: профессор, д.б.н. ВолокитинаТ.В., доцент, к.п.н. Молодцова Т.В., доцент, к.п.н. Панфилова И.П.,

В пособии представлены теоретические аспекты по дисциплине (модулю) «Коррекционная педагогика». В шести разделах раскрываются основные темы современных подходов к теории и практики оказания коррекционной помощи детям с нарушениями психофизического развития. Даны указания на организацию самостоятельной работы студентов по разделам. Есть вопросы для самоконтроля и разноуровневые задания для проверки знаний. Издание адресуется бакалаврам по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование». Пособие может быть использовано по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки: «Психология и социальная педагогика», « Психология и педагогика дошкольного образования», квалификация (степень): бакалавр.

© С(А)ФУ имени М.В. Ломоносова

© Голоухова Г.Н., составление

Пояснительная записка

Целью освоения дисциплины (модуля) «Коррекционная педагогика» являются содействие становлению профессиональных компетенций бакалавров по направлению «Педагогическое образование» профиль «Начальное образование» посредством формирование представлений о нарушениях в развитии ребенка; об организационно-педагогических основах коррекционно-педагогической деятельности.

Дисциплина «Коррекционная педагогика» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин (Б3.В4).

Для освоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, освоенные в результате изучения цикла психолого-педагогических дисциплин. Дисциплина «Коррекционная педагогика» связана со смежными курсами базовой и вариативной части профессионального цикла.

В результате освоения дисциплины обучающийся способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития. Знать особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК-1); готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2); готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3); способен организовывать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными типами нарушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями (СК1).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

• Знать: сущность и структуру образовательных процессов; теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; структуру дефекта и нарушений в развитии ребенка; организационно-педагогические основы коррекционно-педагогической деятельности.

• Уметь: системно анализировать образовательные концепции, использовать методы психолого-педагогической диагностики для решения профессиональных задач; учитывать различные контексты, в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся; проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям возрастного развития личности; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений, создавать педагогическую и психологическую целесообразную среду.

• Владеть: способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.); способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Оглавление

Раздел 1. Предмет, объект, задачи, принципы, категории, основные научные теории коррекционной педагогики. 8

Тема 1.1. Предмет, объект и задачи курса коррекционной педагогики. 8

Тема 1.2. Становление и развитие коррекционной педагогики как науки. 10

Тема 1.4. Сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми и подростками 31

Тема1.5.Принципы организации коррекционно-педагогической деятельности 32

Тема 1.6. Содержание и основные направления коррекционно-педагогической деятельности. 33

Тема 1.7. Самостоятельная работа студентов по разделу. 36

Раздел 2. Норма и отклонение развития человека. 38

Тема 2.1. «Норма-аномалия» как междисциплинарная проблема. 38

Тема 2.2. Психологический аспект проблемы «норма -аномалия». 41

Тема 2.3. Психическое здоровье и факторы риска в детском возрасте. 46

Тема 2.4. Критерия явления «норма-аномалия». 49

Тема 2.5. Самостоятельная работа студентов по разделу. 51

Раздел 3. Первичный и вторичный дефект. Комбинированные нарушения, их причины 53

Тема 3.1. Первичный и вторичный дефект. 53

Тема 3.2. Комбинированные нарушения, их причины.. 55

Тема 3.3. Самостоятельная работа студентов по разделу. 58

Раздел 4. Основы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии (по А.Д. Гонееву и др.) 60

Тема 4.1. Общие и специфические закономерности психологического развития ребенка 60

Тема 4.2. Виды отклоняющегося развития (дизонтогении) 61

Тема 4.2. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития. 62

Тема 4.3. Компенсация и коррекция. Профилактика нарушений в развитии 63

Раздел 4. Самостоятельная работа студентов. 69

Раздел 5. Система консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, реабилитационной работы с детьми с ОВЗ. 71

Тема 5.1. Психолого-педагогическая характеристика категорий детей с ОВЗ (с точки зрения стандартизации в образовательной сфере, Н.Н. Малафеев и другие) 71

Тема 5.2. Система специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с ОВЗ. 74

Тема 5.3.1. Группы кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях разных видов. 84

Тема 5.3.3. Стандартизация образования детей с ОВЗ. Современные подходы (интеграция и инклюзия) 86

Тема 5.5. Самостоятельная работа студентов по разделу. 91

Раздел 6. Контроль знаний. 93

Тема 6.1. Задания для самостоятельной работы по модулю.. 93

Тема 6.2. Разноуровневые задачи (задания) по модулю «Коррекционная педагогика» 98

Тема 6.3. Вопросы для самоконтроля. 103

Тема 6.4. Интернет- ресурсы по модулю.. 106

Ресурсные центры.. 106

Электронные библиотеки. 108

Приложение…………………………………………………………………


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: