III Новые формы организации

Особую роль среди инновационных структур на Западе играют технопарковые структуры, которые преобразуют материальные и финансовые ресурсы (основные и оборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в товарные (выходные) инновационные услуги.

По степени сложности технопарковые структуры можно классифицировать следующим образом:

1) инкубаторы;

2) технологические парки;

3) технополисы;

4) регионы пауки и технологии.

Инкубатор представляет сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг. Он занимает одно или несколько зданий. Инновационная фирма (клиент) в зависимости от её технологического профиля покупает или арендует у инкубатора тот или другой набор инновационных услуг. В этот набор входит и аренда оборудования, помещения, вычислительной техники. Например, электронный микроскоп для анализа микроструктуры металла. Инкубационный период фирмы – клиента длится обычно 2 – 3 года, реже 5 лет. По истечении этого срока инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Таким образом, инкубатор является своего рода парником для выращивания новых инновационных структур. Новая структура начинает свой путь с лизинга оборудования и франчайзинга.

Технологический парк – это научно-производственный территориальный комплекс со сложной хозяйственной структурой, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых наукоёмких фирм. Структурной единицей технопарка является центр. К числу наиболее важных центров относятся: исследовательский центр, промышленный инкубатор, научно-технический комплекс или инновационный центр, промышленная зона, маркетинговый центр, центр обучения и профессиональной подготовки и др. Каждый центр реализует специализированный набор услуг. Например, услуги, связанные с проведением научных работ выполняет исследовательский центр. Услуги по подготовке специалистов выполняет учебный центр. Инновационные программы создаёт научно – технический центр. Эта форма широко используется известными научными центрами Америки и Европы. Есть попытки образовать такие центры и на Украине и в России, в том числе и на базе нашего университета. Есть предложения создать такие центры в Киевской, Днепропетровской, Донецкой и Львовской областях, в Киеве создано 6 технопарков.

Технополис – представляет собой целостную научно-производственную структуру, созданную на базе отдельного города, в экономике которого заметную роль играют технопарки и инкубаторы. Новые товары и технологии используются для решения всего комплекса социально-экономических проблем города. Технополисы могут быть образованы как на основе вновь строящихся городов, так и на основе реконструирующихся. Существуют также технополисы «смешанного» (размытого) типа. Обычно они возникают на базе больших городов, которые располагают развитыми инновационными структурами. Подобие таких центров: Академгородок Новосибирска, Уралмаш, Ижевскмаш, Ижорские заводы, Россельмаш. Есть попытки создать технополисы и на Украине. Например, «Керчьтехнополис» создается на базе академического научного центра по использованию морских ресурсов и акватории Чёрного моря в районе г. Керчь. Будут производиться экологически чистые морские продукты питания, медицинские товары и фармакологические средства, организована зона отдыха и лечебные учреждения, санатории и курорты.

Регионы науки и технологии – эта структура охватывает значительную территорию, границы которой могут совпадать с границами целого административного района. В экономике такого района большую роль играет инновационная деятельность, поддерживаемая технопарковыми структурами. Научно – производственный комплекс таких районов представляет единое целое, поскольку новые технологии, создаваемые в научных центрах, сразу же внедряются в производственном секторе (опыт Томского научнообразовательного комплекса). В наукоёмких регионах такого типа функционируют крупные научные центры и промышленные предприятия, специализирующиеся на выпуске сложной техники.

Классические примеры: силиконовая долина США, Кривой Рог, Уралмаш, Ижевск, Львов, Россельмаш и др.

В этот комплекс входят также производственная и бытовая инфраструктура, зоны отдыха и культурные учреждения и др.

На перспективность такого региона большое влияние оказывают природные условия. Сложность развития инновационной деятельности стран СНГ заключается в неприспособленности старой системы управления инновациями к новым условиям хозяйствования. У нас малые предприятия не получили широкого распространения, что говорит о существенных резервах.

Процесс создания малых предприятий (по опыту Р.Ф.)

1. Первая стадия. Формирование капитала на основе собственных и заёмных средств для производства новой продукции. Учредители, сотрудники и руководители малых предприятий являются одновременно авторами, соавторами изобретений.

2. Вторая стадия. Разработка экономической стратегии; изучается рыночный спрос и ведётся подготовка производства; создаётся опытная партия изделий с целью испытания потребителем. Проводится анкетирование и опрос потенциальных потребителей.

3. Третья стадия. Отладка технологии и расширение производства. Формирование необходимых управленческих структур и служб – отделов.

4. Освоение новых капитальных вложений (расширение производства).

Малые предприятия (МП) как субъекты инновационного предпринимательства

(опыт западных фирм)

Эффективность инновационного процесса определяется не только выбором научного направления, но и формированием гибкого механизма управления (нужен механизм, способный преодолевать недостатки ведомственного монополизма). Об эффективности работы небольших инновационных фирм свидетельствуют следующие данные (оценки национального научного фонда США).

I. На каждый вложенный в НИОКР доллар фирмы с численностью до 100 чел. внедряли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы (от 100 до 1000 чел.) и в 24 раза больше, чем компании с численностью более 1000 чел.

II. Темпы нововведений у МП на треть выше, чем у крупных. Небольшим фирмам на разработку новшества требуется в среднем 2,2 года, а крупным 3 года. Значительную роль в развитии НТП (инновационного процесса) играют малые предприятия.

Основная часть научно-технического потенциала Запада сосредоточена на крупных, но при этом средние и малые фирмы всегда опережают их по части коммерциализации результатов НИР и ОКР.

Исследования радикальных и значительных нововведений и изобретений западных стран показали, что ведущая роль принадлежит малым фирмам.

Критериями градации (ранжирования) инновационных предприятий Запада и США, а также стран СНГ является годовой объём продаж научной продукции:

1. Малые предприятия до 5 млн. долл. или 30 млн. грн.

2. Средние – 5–50 млн. долл. или 30–300 млн. грн.

3. Крупные – свыше 50 млн. долл. или 300 млн. грн.

Справка: объём НИР и ОКР всеми кафедрами ПГТУ в 2005–2006 год составляла не более 2–3 млн.грн., т.е. на уровне 1/10 малого предприятия Запада. Объём НИР кафедры ЭиЭИ около 30–50 тыс. грн. в год.

Объём НИР ЦНИИЧЕРМЕТа (крупного отраслевого института, теперь научного центра РФ) в 1980–90 гг. достигал 30 – 90 млн. долл. (объединял более 6 институтов), т.е. на уровне среднего по Западным стандартам.

Анализ нововведений в странах Запада и СНГ позволяет сделать вывод, что малые и средние предприятия обеспечивают внедрение инноваций не меньше, чем крупные. Опыт России, как и в Украине. В Украине малым предприятиям принадлежит особая роль, так как Украина обладает мощным научно-техническим потенциалом для создания инновационных проектов и программ. В первые годы экономических реформ малые предприятия, занятые в области НИОКР действовали в узкой области:

– разработка программного продукта, осуществление проектных и технико-экономических исследований.

В настоящее время сфера деятельности инновационных фирм значительно расширилась, так как они более устойчивы к негативному влиянию внешней среды.

Опыт РФ

В 1995 г. Среднесписочная численность работающих на МП составила 231,9 тыс. чел или 2,6 % от общей численности занятых на всех МП РФ.

Однако количество МП в сфере науки и научного обслуживания сократилось. Всё это свидетельствует о недостаточном уровне государственной поддержки Инновационного предпринимательства. Оно существенно отстаёт от западных темпов и объёмов. Процесс формирования МП (инновационных предприятий) происходит следующим образом:

1) создание новых предприятий инициативными исследователями и разработчиками, которые объединяют свои усилия для производства конкурентоспособной и прибыльной наукоёмкой продукции;

2) создание МП путём деления крупных НПО и НИИ, которым сложно приспособиться к рыночным условиям хозяйствования (например, концерн Азовмаш, ДонНИИчермет, ЦНИИчермет и др. Такие малые предприятия занимаются модернизацией разработанных в головной организации, «материнской фирме» проектов и идей;

3) создание (образование) новых структур как «рыночных дублёров» и отраслевых лабораторий и отделов НИИ и промышленных предприятий. Такие предприятия занимаются не только научными и прикладными исследованиями, но и производством наукоёмкой продукции в ограниченном объёме.

4) создание новых предприятий с целью оказания посреднических услуг по продвижению инноваций и технологий. Значительную роль такие МП играют в тех регионах, где научно-технические и маркетинговые связи не так сильны, как в научных центрах страны (пока большая часть НИР сосредоточена в столицах и крупных городах).

Процесс становления малого инновационного предприятия проходит несколько стадий. На первой стадии инициативная группа (исследователи, разработчики, учёные) основывают предприятие по производству нового продукта (услуг) по новой технологии. Первоначальный капитал предприятия формируется из собственных и заёмных средств. В этом случае учредители предприятия являются одновременно его основными сотрудниками. Если проект привлекателен для инвесторов, то они тоже становятся соучредителями.

Такая фирма-новатор по сути является опытно-конструкторской лабораторией, работающей над разработкой нескольких (2-3) нововведений.

На следующем этапе учредителями предприятия разрабатывается экономическая стратегия бизнеса, изучается рыночный спрос и проводится подготовка производства. Затем начинается выпуск и продажа новой продукции, создаётся опытная партия товара и продаётся (распространяется) с целью испытания потребителем.

Сбытом продукции, как правило, занимаются сами учредители. На этой стадии основная задача предприятия – завоевание доверия потребителей для получения в будущем более крупных заказов (т.е. позиционирование товара).

Третья стадия – это стадия отладки технологии и расширения производства и начала промышленного выпуска продукции, предназначенной для конкретного узкого круга потребителей (для групп потребителей со схожими потребностями). Затем начинается процесс формирования необходимых структурных подразделений, которые будут заниматься сбытом и др., а также созданием организационной структуры.

На четвёртом осуществляется освоение новых капиталовложений, которые направлены на улучшение качества продукции, формирование оборотных средств (фондов), расширение рынка сбыта производимой продукции. Начинается (быстрый) рост объёмов производства, численности работников и соответственно издержек, что вызывает проблему координации различных видов деятельности, совершенствования организационной структуры. На этой стадии стратегия предприятия в области производства и сбыта определяется запросами потребителей и активностью конкурентов.

Классификация малых предприятий.

По состоянию развития малые предприятия классифицируются на ряд подгрупп:

1) Малые предприятия на начальной стадии становления. Результат деятельности этих организаций – это идеи, макеты или образцы (методика). Их объём (оборот) работ определяется количеством получаемых из государственных (негосударственных) источников средств на НИОКР и составляет 2-3 млн. грн. в год. На этих предприятиях постоянно работает 2-3 сотрудника, остальные работающие привлекаются для выполнения конкретного заказа по мере его поступления.

Основная часть таких предприятий существует в других институтах государственной формы собственности.

2) Малые предприятия, которые реализуют свою продукцию на отечественном (зарубежном) рынке. Объём продаж этих предприятий достигает
3-6 миллионов долларов. Для них также характерно то, что значительная часть оборота имеет место за счёт объёма продаж сервисных услуг. Однако из-за недостаточности объёма продаж для самофинансирования предприятия, оно «подрабатывает» на коммерции, т. е. традиционных технологиях, пользуется оборудованием и др. ОПФ «материнской структуры» и государственными займами.

Предприятия этой группы составляют большинство. По данным статистики РФ уровень годового оборота малых предприятий в научно-технической сфере составлял около 2 млн. грн. Такие малые предприятия запрашивают у коммерческих и государственных банков заёмные средства на технологическое оборудование, оснастку, запуск в производство новых видов продукции, расширение производства. Закон Украины даёт такие возможности.

3) Малые предприятия с объёмом продаж в несколько тысяч сотен гривен в год. Эти предприятия характеризуются большей устойчивостью работы, постоянством штатных сотрудников, использованием арендного оборудования и др. ОПФ «материнских фирм». Кредитные ресурсы данных предприятий расходуются на следующие цели: накопление оборотных средств, приобретение технологических цепочек, сертификацию продукции, диверсификацию производства, обучение персонала, проведение поисковых исследований силами учёных;

эффективность малых организационных форм, занимающихся НИР и ОКР обычно выше, чем у крупных организаций.

Преимущества малых предприятий в инновационной сфере объясняются следующими факторами:

1) углублением специализации при проведении научных разработок;

2) малые предприятия занимаются освоением инноваций в тех областях, которые не являются для крупных непривлекательными или высокорисковыми;

3) малые предприятия больше приспособлены к разработке и освоению оригинальных новшеств;

4) более высокая степень кооперации всех стадий инновационного процесса, что ускоряет получение конечного результата;

5) у малых предприятий узкая предметная специализация, что предполагает концентрацию усилий на заключительных стадиях нововведения. Это позволяет начинать научно-техническую деятельность сразу с ОКР, цель которых достичь высокой технологичности изделия;

6) удельные затраты на НИР и ОКР у малых высокотехнологических предприятий в несколько раз превышают крупные, что способствует их быстрому и эффективному появлению на рынке инноваций;

7) изобретательским группам малых предприятий удаётся чаще использовать новые нестандартные решения и новые подходы к решению научно-технических проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: