double arrow

Предмет и понятие финансового права

Осуществление финансовой деятельности государства и муниципальных образований требует правового урегулирования отношений, возникающих в процессе ее осуществления: четкого закрепления прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права. Посредством его норм финансовая система приводится в действие и используется государством соответственно стоящим перед ним задачам.

Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что предметом финансового права охватываются отношения, возникающие в связи с функционированием государственных и муниципальных финансов, что обусловлено публичным характером тех и других. С другими составными частями финансовой системы, эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и муниципальных образований, а также их использованием (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности).

Следует заметить, что в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований возникают и другие, помимо финансовых, общественные отношения, которые не относятся к предмету финансового права, такие как: трудовые, гражданские и другие, регулируемые соответствующими отраслями права. Финансовое же право регулирует только финансовые отношения.

Итак, финансовое правоэто совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние — с муниципальными образованиями, органы государственной власти и местного самоуправления — с организациями и физическими лицами, взаимодействуют между собой государственные органы всех видов и уровней и органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст.114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и входящими в состав последних административно-территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых); аналогичную позицию с некоторыми особенностями разделяют другие авторы. Однако не всегда авторы отмечают вхождение в предмет финансового права отношений, связанных с функционированием муниципальных финансов, ограничиваясь при формулировании его понятия упоминанием только государственных финансов и финансовой деятельности государства.

Вместе с тем при рассмотрении содержания конкретных финансово-правовых институтов в них отражаются муниципальные финансы и финансовая деятельность органов местного самоуправления (например, бюджетные права муниципальных образований, или органов местного самоуправления). Таким образом, эти авторы фактически не отрицают принадлежности упомянутых категорий к финансовому праву. Между тем высказано мнение, согласно которому в предмет финансового права не следует включать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности органов местного самоуправления (формирования и исполнения местных бюджетов, установления и взимания местных налогов и сборов и т.п.), поскольку эти органы не входят в систему органов государственной власти, что не представляется убедительным.

г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами — с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что эти отношения возникают при участии и при непосредственном воздействии государства и в рамках законодательства — органов местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в государственные и муниципальные денежные фонды, виды используемых для формирования этих фондов платежей, порядок их взимания. Они регулируют также порядок получения и использования государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов местного самоуправления, но и для соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге — для выполнения государством своих функций. Формирующееся финансовое право Российской Федерации отражает новые экономические и политические условия страны. В его развитии можно видеть следующие наиболее существенные направления.

Во-первых, изменения финансово-правовых норм, обусловленные переходом экономики к рыночным отношениям. Теперь эти нормы базируются на принципе равенства прав субъектов независимо от формы собственности и соответственно этому — их финансовых обязанностей перед государством и муниципальными образованиями, прав на защиту их законных интересов, самостоятельности хозяйствующих субъектов и т.д. Следует заметить и нацеленность финансово-правовых институтов на стимулирование производства, использование их для регулирования экономики и др.

Во-вторых, усиливается материальная (финансовая) ответственность за правонарушения в области финансов. Это относится и к ответственности государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

В-третьих, финансово-правовое регулирование направлено на установление большего разнообразия в методах финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Вместе с тем в них все еще преобладает фискальная сторона (расширение системы налогов для привлечения средств в казну при недостаточном развитии социальной направленности).

В-четвертых, финансовое право отражает развитие в России федеративных отношений и местного самоуправления. Изменения в его нормах ориентированы на повышение роли субъектов Российской Федерации, расширение их самостоятельности и сферы правового регулирования. Одновременно такую же направленность финансового права можно отметить в отношении органов местного самоуправления. Не только субъекты Федерации, но и эти органы могут принимать нормативные акты, регулирующие финансовые отношения в соответствующих территориальных пределах (например, положения о местных налогах и сборах).

И, наконец, в-пятых, финансово-правовые нормы, закрепляющие полномочия государственных органов в области финансов, отражают принцип разделения властей.

Вместе с тем отмеченные направления в развитии финансового права Российской Федерации во многих случаях представляют лишь наметившиеся тенденции, которые требуют своего углубления и упрочения. Важно при этом, чтобы развитие финансового права в целом соответствовало нормам международного права, положениям Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г. и способствовало созданию финансовой основы для их реализации, утверждению прав и свобод человека, его чести и достоинства как высшей ценности общества и государства.

В юридической литературе с конца 60-х — начала 70-х гг. шла оживленная дискуссия относительно предмета и особенностей финансового права, его места среди других юридических наук и в этом контексте — о значимости финансового законодательства во всей системе права. Нередко финансовое право подменяется термином «финансовое законодательство» или понятием «законодательство о финансах и кредите» и рассматривается в процессе правового регулирования финансовых отношений.

Поскольку дискуссия продолжается, мы хотели бы высказать свое мнение по поводу этих обсуждаемых сложных научных проблем, акцентируя внимание на финансовом праве, изучающем, прежде всего, финансовое законодательство и его применение на практике в условиях развивающейся рыночной экономики.

Отметим, что еще в начале 60-х гг. P.O. Халфина высказала достаточно смелую для того времени мысль. По ее мнению, финансовое право (включая финансовое законодательство) является самостоятельной отраслью права, но существовало оно в рамках государственного и административного права, выделилось из них и сохранило в себе черты этих отраслей.

Б.Н. Иванов, М.И. Пискотин, С.Д. Цыпкин также считают, что финансовое право есть отрасль права, выделившаяся из недр государственного и административного права.

Другая точка зрения, которую высказывали Е.А. Ровинский, М.А. Гурвич, С.И. Вильнянский,Н.И. Химичева, состояла в том, что финансовое право признавалось просто самостоятельной отраслью права.

В 1976г. В.В. Бесчеревных в книге «Компетенция Союза ССР в области бюджета» подробно обосновал вывод о том, что финансовое право не выделилось из других отраслей права, а возникло как самостоятельная отрасль наряду и одновременно с государственным и административным правом.

На наш взгляд, в современных условиях развития рынка эта точка зрения наиболее обоснованна. При этом следует иметь в виду, что такие финансовые институты, как налоги и займы, возникли одновременно с государством, поскольку были объективно необходимы для содержания и функционирования публичной власти.

Подтверждение того, что финансовое право является самостоятельной отраслью права и относится к публичному праву, можно найти и у буржуазного теоретика финансового права Поля Мари Годме. Хотя Годме и считает, что финансовое право выделилось из государственного и административного права, в своей книге «Финансовое право» он пишет: «Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами. Эти нормы дают возможность:

1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (правила, регулирующие доходы);

2) точно учитывать движение средств (казначейские правила);

3) обеспечивать их использование в соответствии с волей народа и в общих интересах (бюджетные правила). Эти нормы влияют на все стороны жизни — экономики и политики — составляют самостоятельную отрасль права».

Однако из всего сказанного не совсем ясно, что же следует вкладывать в понятие предмета финансового права как самостоятельной отрасли права, как взаимодействует финансовое право с другими отраслями права и какое место занимает финансовое законодательство в системе финансово-правового регулирования общественных отношений.

В научной литературе по этому вопросу высказываются следующие мнения. Так, в книге «Финансовое право» (под ред. О.Н. Горбуновой) отмечается, что предмет финансового права составляет совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый данный период развития. Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова констатируют, что «предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, то есть деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств». Авторы труда «Экономика и право» пишут, что предмет финансового права охватывает совокупность юридических норм (финансовое законодательство), регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Думается, что, несмотря на некоторый разнобой в определении понятия и предмета финансового права, в приведенных выше определениях есть много общего и переплетающегося.

Во-первых, все названные авторы признают, прежде всего, необходимость формирования новой отрасли права, которая исследует механизм государственно-правового регулирования финансовых отношений.

Во-вторых, многие из них выделяют финансовое законодательство, юридические нормы и финансовые правоотношения как исходные понятия данной отрасли правовых знаний; причем нормы и отношения касаются образования, распределения и использования фондов денежных средств.

И, в-третьих, все авторы говорят об актуальности законодательного, правового регулирования финансовой деятельности государства и его органов.

Однако открытым остается вопрос о том, что следует вкладывать в содержание предмета финансового права на современном этапе.

По нашему мнению, отталкиваясь от приведенных выше подходов и определений, можно утверждать, что финансовое право — это самостоятельная отраслевая юридическая наука, изучающая финансовое законодательство как таковое, а, следовательно, и совокупность юридических норм, регулирующих финансово-правовые отношения в обществе, которые возникают в ходе образования, распределения и использования денежных средств государства и его органов.

Очевидно, что финансовое право имеет свой предмет регулирования, несвойственный другим отраслям права. Предмет финансового права касается финансового законодательства, вытекающих из последнего юридических норм, а также обозначенных выше финансово-правовых отношений. Эти отношения разнообразны по содержанию, отличаются кругом участников, субъектов. Главная же их особенность состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и его органов. Отсюда возникает и другая их особенность — они представляют собой разновидность имущественных отношений и касаются других сфер правового регулирования.

Коренные преобразования в экономической - и социальной сфере, обусловленные возвращением России в русло общих процессов мирового развития, требуют переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих экономические отношения.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Являясь частью рыночных экономических отношений, финансы одновременно выступают важным инструментом реализации государственной политики. Вот почему необходимо знать природу и сущность финансов, разбираться в особенностях функционирования правовых норм, регулирующих правовые отношения, учиться посредством этих норм воздействовать на общественные отношения.

И особенно важно это сегодня, когда проблемы финансового оздоровления России волнуют и все общество в целом и каждого человека в отдельности. Ведь благополучие в финансовой сфере государства означает стабильность и наших с вами финансовых отношений. Коренные изменения в экономике, связанные с переходом к рынку, вызывают как позитивные, так и негативные изменения в обществе. В частности, наблюдается устойчивый рост преступности, в том числе и экономической направленности. Наряду с традиционными видами экономической преступности (хищения, нарушения в сфере торговли и т.д.) наметилась тенденция роста новых ее видов, и прежде всего связанных с функционированием кредитно-денежной системы. В пример можно привести многомиллионные хищения с помощью фальшивых авизо, компьютерных систем банков, злоупотребления при взаиморасчетах, конвертации валюты, уклонение от уплаты налогов и ряд других злоупотреблений.

Появилась и новая категория преступности, которую называют «беловоротничковой». Характерная особенность преступников этой когорты — высокий интеллектуальный потенциал, хорошая подготовка в области экономики, финансов, юриспруденции. И это вызывает необходимость совершенствования подготовки сотрудников правоохранительных органов, противостоящих «беловоротничковой» преступности. Каждый из них должен не только обладать спиральными приемами и методами выявления и раскрытия экономических преступлений, но и иметь квалификацию юриста.

Экономическая политика государства осуществляется в основном с помощью финансово-кредитных рычагов. Финансы представляют собой экономическое отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Финансовые отношения охватывают две сферы:

первая — экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

вторая — экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают особенно в период перехода страны к рыночным отношениям, именно в экономических условиях данного перехода. Ведь денежная и финансово-кредитная система — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы.

Вся деятельность государства по аккумуляции, перераспределению и использованию фондов денежных средств регулируется нормами финансового права. Для решения задач и выполнения своих функций государство образует основной фонд денежных средств — бюджет. Вопросы правового регулирования деятельности по перераспределению и аккумуляции средств в бюджет, а также во внебюджетные фонды тоже полностью относятся к сфере финансового права.

Основной рычаг государства по аккумуляции денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти, да и общества в целом — это налоги. Поэтому нормами финансового права регулируется и институт налогов.

Кроме того, нормами финансового права регулируются отношения в области государственного кредита, т.е. отношения государственного внутреннего и внешнего долга. Этими же нормами регулируются и вопросы страхования. К финансовому праву относятся и нормы, регулирующие банковскую деятельность, и вопросы банковского кредита. И это вполне естественно. Ведь аккумулируется и перераспределяется вся реальная физическая масса денег, функционирующая в государстве как по наличному, так и безналичному расчету, именно через банковскую систему, которую возглавляет Центральный банк Российской Федерации. Через банковскую систему аккумулируются и перераспределяются и все средства государственной казны.

К нормам финансового права относятся также нормы, регулирующие денежное обращение, валютное законодательство и законодательство о расчетах, движении ценных бумаг.

Курс финансового права, рассматривающий наиболее актуальные вопросы правового регулирования одной из важнейших областей деятельности государства, тесно связан с другими отраслями публичного права, в частности, с гражданским правом, а также с рядом экономических и юридических дисциплин. Однако если административное право охватывает организацию и деятельность государства в целом, то финансовое право регулирует только общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Связь финансового права с гражданским обусловлена тем, что в предмете гражданского права среди имущественных отношений имеются и денежные. Помимо этого часть отношений в области кредита, расчетов, страхования также регулируется нормами гражданского права. Отличительным признаком финансового права в этом случае выступает то, что в отличие от гражданско-правовых отношений, предусматривающих равенство сторон, финансово-правовые отношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным и финансово-кредитным органам.

Тесно соприкасается финансовое право и с курсом «Экономика финансов» и «Экономическая теория». Однако данный курс рассматривает финансы и финансовую деятельность как экономическую категорию, в то время как финансовое право рассматривает финансы в качестве объекта регулирования посредством финансово-правовых норм в целях аккумуляции, перераспределения и использования государством денежных фондов.

2. ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Одним из основных принципов финансового права является принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов власти перед исполнительными. Так, в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) составляют проект бюджета и вносят его на утверждение законодательного (представительного) органа органы исполнительной власти, которые также затем исполняют бюджет и представляют представительному органу отчет о его исполнении (ст.154 БК РФ).

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов (ст.153 БК РФ).

Очень важно, что в работе над этим основным финансовым актом должны обязательно участвовать обе ветви власти как, например, это было неоднократно при обсуждении федерального бюджета на текущий год, когда с докладом по бюджету выступал глава Правительства, а затем бюджет многократно обсуждался в Думе. Но право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа, что закреплено в ст.106 Конституции РФ. Это касается и бюджетов всех других уровней.

За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного законодательства и т.д.

Следующим принципом финансовой деятельности и финансового права является принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Оговорка почти об их самостоятельности связана с тем, что все нижестоящие бюджеты зависят друг от друга, так как для их формирования необходимо перераспределение государственных средств из вышестоящих звеньев бюджетной системы в нижестоящие. Однако подобные перераспределения в бюджетной системе за последние годы делаются таким образом, чтобы были полностью обеспечены права всех республик и других национально государственных и административных образований, входящих в состав Российской Федерации.

Несомненно, одним из главных принципов финансовой деятельности государства и финансового права является и принцип законности. В основе деятельности по аккумуляции, перераспределению и использованию денежных средств в государстве лежат нормы права, закрепленные в Конституции РФ. Нормы Конституции, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются, как уже говорилось, базовыми для финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник.

Так, в ст.ст.71, 72, 57 и т.д. Конституции РФ закреплены основы специальной и общей компетенции Российской Федерации и ее субъектов, бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования в целом. А это в свою очередь является основой для целого ряда блоков финансового законодательства по каждой области, в том числе бюджетного, налогового, кредитного, расчетов, денежного обращения и т.д. Кроме того, часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции прямого действия. Например, ст.106 Конституции регулирует правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Еще одним принципом финансового права является принцип плановости, хотя в условиях перехода к рынку мы в целом отказались от административного планирования. Однако рассматривая развитие человеческого общества, приходится сделать вывод о том, что оно является саморегулирующейся системой. Развиваясь, человеческое общество сначала осуществляло простой товарообмен, затем появилось денежное обращение, а потом с образованием государства оно стало считать свои доходы и расходы и, что очень важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, общество изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, безусловно, является бюджет, а теперь и внебюджетные фонды.

Государство не может развиваться, не рассчитав доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая предполагаемый объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не предусмотреть возможные затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (ст.16 БК РФ). Объединенные в систему плановые акты государства лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Имеется отдельный план по доходам государства и специальный план по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, в которых уточняются и детализируются бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам финансовый контроль может осуществляться наиболее эффективно. Таким образом, принцип плановости — неотъемлемое условие всей финансовой деятельности государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: