Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей, дифференциальной и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка, т. е. о специфике перехода из одной возрастной группы в другую.

Методы для изучения индивидуальных и возрастных различий детей заимствованы из дифференциальной психологии. Большой популярностью пользуется так называемый «метод близнецов», изучающий сходство и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами. На основе полученных данных делаются выводы об органической (генотипической) и средовой обусловленности психики и поведения ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности. Все эти методы также адаптированы к возрасту ребенка. Рассмотрим их более подробно.

Наблюдение – основной метод при работе с детьми (особенно дошкольного возраста), так как тесты, эксперимент, опрос сложны для исследования детского поведения. Начинать наблюдение необходимо с постановки цели, составления программы наблюдения, разработки плана дей- 10 ствий. Цель наблюдения заключается в том, чтобы определить, ради чего оно осуществляется и каких результатов можно ожидать на выходе.

Для того чтобы получить достоверные результаты, наблюдение необходимо вести регулярно. Это связано с тем, что дети растут очень быстро и изменения, происходящие в поведении и психике ребенка, так же быстротечны. Например, поведение младенца меняется на глазах, поэтому, пропустив один месяц, исследователь лишается возможности получить ценные данные о его развитии в этот период.

Чем младше ребенок, тем меньше должен быть интервал между наблюдениями. В период от рождения до 2–3 месяцев наблюдение за ребенком надо проводить ежедневно; в возрасте от 2–3 месяцев до 1 года – еженедельно; от 1 года до 3 лет – ежемесячно; от 3 до 6–7 лет – один раз в полгода; в младшем школьном возрасте – один раз в год и т. д.

Метод наблюдения при работе с детьми эффективнее прочих, с одной стороны, потому, что они ведут себя более непосредственно и не играют социальных ролей, свойственных взрослым. С другой стороны, дети (особенно дошкольники) обладают недостаточно устойчивым вниманием и могут часто отвлекаться от дела. Поэтому по возможности следует вести скрытое наблюдение, чтобы дети не видели наблюдателя.

Опрос может быть устным и письменным. При использовании данного метода могут возникать трудности следующего характера. Дети понимают задаваемый им вопрос по-своему, т. е. вкладывают в него иной смысл, нежели взрослый человек. Это происходит потому, что система понятий у детей существенно отличается от той, которой пользуются взрослые. Данное явление отмечается и у подростков. Поэтому прежде чем получить ответ на задаваемый вопрос, надо убедиться в правильности его понимания ребенком, разъясняя и обсуждая неточности, и только после этого интерпретировать получаемые ответы.

Эксперимент является одним из самых надежных методов получения информации о поведении и психологии ребенка. Суть эксперимента состоит в том, что в процессе исследования у ребенка вызываются интересующие исследователя психические процессы и создаются условия, необходимые и достаточные для проявления этих процессов.

Ребенок, входя в экспериментальную игровую ситуацию, ведет себя непосредственно, эмоционально откликаясь на предлагаемые ситуации, не играет никаких социальных ролей. Это позволяет получить его истинные реакции на воздействующие стимулы. Результаты наиболее достоверны в том случае, если эксперимент проводится в форме игры. При этом важно, чтобы в игре выражались непосредственные интересы и потребности ребенка, иначе он не сможет в полной мере проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества. Кроме того, включаясь в эксперимент, ребенок действует сиюминутно и спонтанно, поэтому на протяжении всего эксперимента необходимо поддерживать у него интерес к проводимому мероприятию.

Срезы – еще один метод исследования в возрастной психологии. Они делятся на поперечные и продольные (лонгитюдные).

Суть метода поперечных срезов состоит в том, что в группе детей (класс, несколько классов, дети разного возраста, но обучающиеся по одной программе) с помощью определенных методик исследуется какой-то параметр (например, интеллектуальный уровень). Преимущество данного метода заключается в том, что за короткое время можно получить статистические данные о возрастных различиях психических процессов, установить, как влияет возраст, пол или другой фактор на основные тенденции психического развития. Недостаток метода в том, что при исследовании детей разного возраста невозможно получить информацию о самом процессе развития, его природе и движущих силах.

При использовании метода продольным (лонгитюдных) срезов прослеживается развитие группы одних и тех же детей в течение длительного времени. Данный метод позволяет установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить причины этих изменений, а также изучить тенденции развития, незначительные изменения, которые не могут быть охвачены поперечными срезами. Недостаток метода состоит в том, что полученные результаты базируются на изучении поведения небольшой группы детей, поэтому распространять подобные данные на большое количество детей представляется некорректным.

Тестирование позволяет выявить уровень интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Необходимо поддерживать у детей интерес к этому методу привлекательными для них способами, например поощрениями или какой-нибудь наградой. При тестирования детей используются такие же тесты, что и для взрослых, но адаптированные для каждого возраста, например детский вариант теста Кеттела[1], теста Векслера[2] и др.

Беседа – это получение сведений о ребенке при непосредственном общении с ним: ребенку задают целенаправленные вопросы и ожидают ответов на них. Данный метод относится к эмпирическим. Важным условием эффективности беседы являются располагающая обстановка, доброжелательность, тактичность. Вопросы необходимо подготовить заранее и фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания испытуемого.

Анкетирование – это метод получения информации о человеке на основании его ответов на заранее приготовленные вопросы. Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным или групповым.

Анализ продуктов деятельности – это метод изучения человека посредством анализа продуктов его деятельности: рисунков, чертежей, музыкальных произведений, сочинений, учебных тетрадей, личных дневников и т. д. Благодаря данному методу можно получить информацию о внутреннем мире ребенка, его отношении к окружающей действительности и людям, об особенностях его восприятия и других сторонах психики. В основу этого метода положен принцип единства сознания и деятельности, согласно которому психика ребенка не только формируется, но и проявляется в деятельности. Рисуя или что-то создавая, ребенок предоставляет исследователям возможность раскрыть такие стороны его психики, о которые трудно было бы узнать при помощи других методов. На основании рисунков можно изучать познавательные процессы (ощущения, воображение, восприятие, мышление), творческие способности, личностные проявления, отношение детей к окружающим людям.

Возрастная психология — относительно молодая отрасль психологи­ческих знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем ее считается немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1882) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына.

Заслугой В. Прейера является то, что он впервые провел объективное исследование психики ребенка. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наслед­ственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. В. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов и речи, эмоций ре­бенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге он поместил обра­зец дневника, который намечал канву исследований для каждого возра­ста. Влияние работы В. Прейера сказалось и в том, что после него в дет­ской психологии появился круг проблем, который до этого времени не был в центре внимания исследователей. Это, прежде всего, изучение корреляции между различными сторонами психического развития (ум­ственного, морального, волевого и т. д.).

Конечно, не следует думать, что до В. Прейера никто не занимался проблемой развития человека в детском возрасте. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Слово «ребенок» дол­гое время не имело того значения, которое придается ему теперь, а ре­бенок рассматривался как маленький взрослый.

Французский демограф и историк Филипп Арьес исследовал про­цесс становления проблемы детского периода развития на основе изу­чения детских портретов в различные исторические периоды. Им было установлено, что искусство не обращалось к детям до XIII в. Только в более поздний период, в картинах религиозного содержания можно было видеть младенцев в образе Иисуса Христа и ангелов. В XVI в. появляются портреты умерших детей, что свидетельствует о преодо­лении равнодушия к детям. В XVII в. впервые появляются изображе­ния реальных детей — инфантов и детей знати.

Таким образом, открытие детства позволило описать полный цикл человеческой жизни.

Дальнейшее развитие возрастной психологии проходило под влия­нием социально-экономического развития общества и тесно связано с развитием естествознания (Ч. Дарвин), изучением деятельности мозга и органов чувств (И. М. Сеченов, Г. Гельмгольц и др.). Практически каж­дый выдающийся психолог занимался проблемами возрастной психо­логии. В зарубежной психологии это Дж. Уотсон, К. Бюллер, К. Коф-фка, К. Левин, А. Валлон, 3. Фрейд, Ж. Пиаже. Большой вклад внесли и вносят отечественные психологи — Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.

Методы, которыми пользуются психологи, изучая развитие лично­сти на различных возрастных этапах, заимствованы из других разде­лов психологических знаний и пограничных с психологией наук.

Для изучения развития познавательных процессов (восприятия, вни­мания, памяти, мышления и речи) и личности ребенка используются методы общей психологии. Несомненно, что используемые методы адаптированы к конкретному возрасту ребенка.

В возрастной психологии используется также метод наблюдения. Особенно незаменимо скрытое наблюдение при работе с маленькими детьми. Для проведения наблюдения ставится цель и составляется план. Результаты наблюдения фиксируются в дневнике, записи в котором ведутся систематически, и на их основе делается вывод об особеннос­тях развития ребенка.

Систему объективного наблюдения разработал М. Я. Басов, кото­рый считал, что исследовательскую работу в детском коллективе дол­жен проводить сам воспитатель или педагог. Многие психологи про­водили наблюдение за своими детьми и на основании этого делали вывод об их развитии. В. Штерн, на основе наблюдения за развитием своих двух дочек, написал работу по развитию речи. Ж. Пиаже пост­роил концепцию развития сенсомоторного интеллекта на основе на­блюдения за тремя своими детьми. В. С. Мухина проводила наблюде­ние за поведением своих сыновей-близнецов.

Обычно наблюдение сочетается с экспериментальным методом. Используется констатирующий эксперимент, позволяющий выявить имеющиеся особенности в интеллектуальном и личностном разви­тии. При изучении особенностей развития детей дошкольного воз­раста экспериментальное исследование проводится в форме игры, в которой выражаются непосредственные интересы и потребности ре­бенка.

Наряду с констатирующим экспериментом применяется и форми­рующий эксперимент, позволяющий проследить динамику развития определенных психических функций. Л. С. Выготский разработал экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Сущность метода заключается в разработке искусственных экспериментальных условий, способствующих созданию самого про­цесса возникновения высших психических функций. После смерти Л. С. Выготского этот метод с успехом применялся А. Н. Леонтьевым при формировании звуковысотного слуха, в исследовании произ­вольных движений А. В. Запорожцем, при изучении закономернос­тей развития восприятия Л. А. Венгером. На основе формирующего эксперимента организуется процесс экспериментального обучения, позволяющий выявить влияние условий обучения на психическое развитие детей (Л. В. Занков, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.).

Для изучения развития детей в различных возрастных группах ис­пользуются метод срезов и сравнительный метод. Метод срезов помогает изучить какой-либо аспект развития детей одного возраста, а сравнительный метод применяется при сравнении результатов иссле­дования в разновозрастных группах.

В возрастной психологии часто используется лонгитюдный метод (метод продольных срезов). Изучая развитие сына, В. Прейер исполь­зовал данный метод, то есть проследил развитие ребенка в течение длительного времени. Примером метода продольных срезов может служить и дневник наблюдений матери за развитием своего ребенка.

В возрастной психологии широко используется метод тестов, по­зволяющий выявить степень умственного развития детей. Впервые в начале XX в. А. Бине, по заказу министра образования Франции, разработал батарею стандартизированных задач для каждого возраста. Американский психолог Л. Термен предложил формулу измере­ния коэффициента детского интеллекта. В настоящее время широко применяется тест Векслера для детей от 4 до 14 лет, позволяющий ис­следовать как общий интеллект, так и его составляющие (вербальный и невербальный).

Основные понятия

Возрастная психология — отрасль психологической науки, изуча­ющая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении развития человека от рождения до старости.

Возраст — это относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику.

Онтогенез — развитие психики от рождения до конца жизни чело­века или животного.

Объект возрастной психологии — развитие или возрастная измен­чивость психических явлений.

Предмет возрастной психологии — человек, в процессе его перехо­да из одного возраста в другой.

Филогенез — постепенное изменение различных форм органичес­кого мира в процессе эволюции.

Вклад учёных:

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине XIX в. К середине века в науке, в первую очередь благодаря работам В.Ф.Гегеля и Ч.Дарвина, широкое распространение получил принцип развития. Этот принцип, а также диалектический метод составили ядро философии В.Ф. Гегеля, который показал, что психическое развитие человека есть процесс, подчиненный определенным закономерностям. Реализация диалектического метода в изучении психики привела к необходимости определения качественного своеобразия психики человека на разных возрастных этапах, различий внутренних миров ребенка и взрослого человека.

Установленные Ч.Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу сопоставления психики животных и человека, определения движущих сил развития человека. Интерес к изучению детского возраста был обусловлен успехами эволюционной биологии. Под влиянием Ч.Дарвина возникла детская психология как отдельная отрасль психологической науки.

В 1876 г. французский философ, психолог, биолог И.Тэн опубликовал статью «Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде», в которой описал процесс усвоения речи своей дочери в сопоставлении с историческим развитием языка. Основой обоих процессов он полагал механизм ассоциаций. Отдельный этюд по детской психологии «Биографический очерк одного ребенка» (1877) принадлежит Ч.Дарвину. Очерк представлял собой описание наблюдений, которые провел автор, за поведением своего сына в период его развития от рождения до 10 месяцев.

Вслед за этими статьями стали появляться исследования в форме наблюдений за развитием ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: