Развитие воли у младших школьников

Воля воспитывается в условиях реальной жизни челове-ка, и начинается этот процесс с момента нашего рождения. Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы обще-ства. Чем выше уровень требований и большая четкость и постоянство их предъявлений - в пределах возрастных и индивидуальных возможностей человека, конечно, - тем значительнее и надежнее результаты воспитания.

Поступление ребенка в школу - важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школь-ника развивается в значительной степени под влиянием

1 См.: Иеанников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998.-С. 70.



учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов - произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и пр. В школе формиру-ется умение ребенка управлять своим поведением: он дол-жен выполнять то, что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже дома ради выпол-нения домашних учебных заданий ребенок должен отка-заться от игры, прогулки, просмотра интересной телепе-редачи и пр. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен ото всего этого отказываться.

Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрос-лых, оно должно быть мотивировано самой учебной дея-тельностью. Эта учебная деятельность с самого начала обу-чения ребенка в школе должна приобрести для него лич-ностный смысл: она должна быть для него интересной и он должен понимать, зачем ему лично это все нужно.

Известно, что волевое действие осуществляется по соб-ственному решению человека, оно является осознанным, намеренным и целенаправленным. Младшему школьнику нередко недостает понимания цели его учебной деятель-ности, поэтому она мало мотивирована и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявлению взрослого, который, конечно, понимает смысл учения, но учится-то не он, а ребенок.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодо-левать - чтобы выполнить указание взрослого, его требо-вание или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать. Трудности, которые неизбежны в учебной, как и в любой другой, деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него сто-роной; преодолевая их, он должен чувствовать себя силь-нее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формиро-ванию позитивной самооценки и развитию чувства соб-ственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учить-ся, а не учусь потому, что меня заставляют, от меня этого требуют.

Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию школь-ника, взрослым нужно набраться большого терпения, а глав-ное, испытывать желание. Руководство взрослых необходимо



для развития воли ребенка, организация деятельности де-тей, в которой они учатся делать волевые усилия, - основ-ной путь воспитания воли школьников. Но при этом акцен-тировать педагогическое внимание на развитии собственной произвольной активности ребенка, направляя, мотивируя эту активность учебной деятельностью.

Детские писатели прекрасно знают психологию детей, для которых и о которых они пишут. Так, Н. Носов в пове-сти «Витя Малеев в школе и дома» показал, какая путани-ца в представлениях о воле происходит у младших школь-ников: они очень хотят стать волевыми, но не знают, как это сделать.

Вопросы и задания

1. Проанализируйте приведенный ниже отрывок из повести

Н. Носова и ответьте на следующие вопросы:

- Правильно ли понимает Витя, что такое воля?

- Какова роль интереса в мобилизации произвольной актив-ности мальчика?

- Что бы вы сделали, чтобы помочь Вите в развитии его воли?

«Самое главное, подумал я, это режим. Спать буду ложиться пораньше. Вставать тоже буду пораньше и повторять перед шко-лой уроки. После школы буду играть часа полтора в футбол, а потом на свежую голову буду делать уроки.

Так, значит, я подумал и пошел играть в футбол, перед тем, как делать уроки. Я твердо решил играть не больше чем полтора часа, от силы - два, но как только я попал на футбольное поле, у меня все из головы вылетело и я очнулся, когда уже совсем наступил вечер. Уроки я опять стал делать поздно, когда голова уже плохо соображала, и дал сам себе обещание, что на следую-щий день не буду так долго играть. Но на следующий день повто-рилась та же история. Пока мы играли, я все время думал: „Вот забьем еще один гол, и я пойду домой", - но почему-то так по-лучалось, что, когда мы забивали гол, я решал, что пойду до-мой, когда мы еще один гол забьем. Так и тянулось до самого вечера. Тогда я сказал сам себе: „Стоп. У меня что-то не получа-ется!" И стал думать, почему же у меня так получается. Вот я думал, думал, и наконец мне стало ясно, что у меня совсем нет воли. Т.е. у меня воля есть, только она не сильная, а совсем-со-всем слабенькая воля. Если мне надо что-нибудь делать, то я ни-как не могу заставить себя это делать, а если мне не надо чего-нибудь делать, то я никак не могу заставить себя этого не делать.



Вот, например, если я начну читать какую-нибудь интересную книжку, то читаю и читаю и никак не могу оторваться. Мне, например, надо делать уроки или пора уже ложиться спать, а я все читаю... И вот то же самое с этим футболом. Не хватает у меня силы воли кончить вовремя игру, да и только!

Когда я все это обдумал, то даже сам удивился. Я воображал, будто я человек с очень сильной волей и твердым характером, а оказалось, что я человек безвольный, слабохарактерный. Я ре-шил, что мне надо развивать сильную волю. Что нужно делать для этого? Для этого я буду делать не то, что хочется, а то, чего вовсе не хочется. Не хочется утром делать зарядку - а я буду де-лать. Хочется идти играть в футбол - а я не пойду. Хочется почи-тать интересную книжку - а я не стану. Решил начать сразу, с этого же дня...

Наутро я встал - мне очень не хотелось делать зарядку, - но я все-таки сделал, потом пошел под кран обливаться холодной водой, потому что обливаться мне тоже не хотелось. Потом по-завтракал и пошел в школу.

В этот день я решил в футбол не играть, а просто отдохнуть часика полтора и тогда уже взяться за уроки. И вот после обеда я стал отдыхать. Но как отдыхать? Просто так отдыхать ведь не станешь. Отдых - это игра или какое-нибудь интересное занятие. „Чем же заняться? -думаю я. - Во что поиграть?" Потом думаю: „Пойду-ка поиграю с ребятами в футбол". Не успел я это поду-мать, как ноги сами вынесли меня на улицу.

Иду я по улице и вдруг думаю: „Стоп! Что же это я делаю? Раз мне хочется играть в футбол, то не нужно. Разве так воспи-тывают сильную волю?" Я тут же хотел вернуться назад, но по-думал: „Пойду и посмотрю, как ребята играют, а сам играть не буду". Пришел, смотрю, а там уже игра в самом разгаре. Шиш-кин увидел меня, кричит: „Где же ты ходишь? Нам уже десять голов насажали! Скорей выручай!" И тут уж я сам не заметил, как ввязался в игру. Домой снова вернулся поздно и думаю: „Эх, безвольный я человек! С утра так хорошо начал, а потом из-за этого футбола все испортил!"»

2. Какова роль общего развития человека в волевой регуля-ции его поведения и деятельности?

3. В чем заключается роль дополнительных мотивов и пони-мания значимости действий в развитии и укреплении волевого поведения?

4. Как вы думаете, каким должен быть внешний контроль со стороны взрослых за учебной деятельностью детей в контексте развития волевой регуляции школьников?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: