Современные инженерно-технические системы и системы управления отличает высокая сложность, технологичность, многофакторность и возрастающая интенсивность обработки информации. Метод анализа конкретных ситуаций (АКС) наиболее эффективен для подготовки специалиста к работе в подобных условиях.
В основе метода лежит коллективное решение обучающимися проблемной задачи. Задача может быть технической, социальной, управленческой. Она может требовать нахождения конкретного решения или определения совокупности действий, которые приведут к выходу из критической ситуации. Такие задачи, в отличие от традиционных учебных задач, будучи построены на реальном материале, могут не иметь однозначного решения, и могут содержать избыточную информацию или ее недостаток, то есть носят проблемный характер. В большинстве вузов страны проблемные, творческие задачи используются не только в составе методов активного обучения, но и как самостоятельное средство активизации мыслительной деятельности магистрантов или как основной элемент реализуемого проблемного подхода к обучению. На их основе составляются сборники задач, разрабатываются элементы программированного обучения и контроля усвоения учебного материала, формируются тестовые программы для ЭВМ.
|
|
Ситуация-иллюстрация. На конкретном примере из практики демонстрируются закономерности и механизмы тех или иных социальных процессов и поступков, управленческих действий или технических решений, методов работы, поведения, фактов и условий. Наиболее эффектным и продуктивным способом представления ситуации при этом является ее «проигрыш» силами обучающихся.
Ситуация-оценка. Предусматривает всестороннюю оценку предлагаемой ситуации обучающимися. Для выработки оценки они могут использовать справочную литературу, конспекты, другие предусмотренные преподавателем источники.
Ситуация-упражнение. В данном случае обучающиеся должны изучить ситуацию по специальным источникам, литературе, справочникам и задавая вопросы преподавателю. После чего они вырабатывают порядок действий.
Презентация – вид самостоятельной работы, при которой магистрант устно излагает материал на заданную тему (проблему) в соответствии с вопросами самоподготовки.
Данный вид работы способствует формированию навыков исследовательской работы, расширяет познавательные интересы, приучает критически мыслить. В ходе презентации отрабатываются навыки публичного выступления, умение грамотно излагать материал, рассуждать.
Каждый магистрант самостоятельно выбирает направление презентации (объект исследования), готовится к докладу. Возможно групповое рассмотрение проблемы.
|
|
Время презентации – 10-15 минут. Презентации оценивается по следующим критериям: насколько раскрыто задание и вызвал ли доклад интерес окружающих, а также насколько профессионально подошел магистрант к рассматриваемой проблеме.
Подготовка презентации осуществляется по теме «Анализ и моделирование процесса на основании проведенных исследований с применением различных стратегических матриц». Исследование товара (услуги)– это определение соответствия их технико-экономических показателей и качества запросам и требованиям покупателей, анализ их конкурентоспособности. Оно позволяет получить сведения о том, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры он более всего ценит.
Объекты исследования – потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей.
Процедура выполнения работы магистрантом состоит из следующих основных этапов:
1. Определение направления исследования формулирование проблемы
2. Составление плана исследования
3. Определение объема и вида необходимой информации
4. Предварительный сбор данных из вторичных источников (из статистических сборников и других источников)
5. Определения выборки
6. Разработка анкеты
7. Сбор данных из первичных источников.
8. Анализ данных и формулирование выводов и предложений
9. Составление отчета по результатам исследования и его презентация.
Стандартный отчет о проведенном исследовании тесно связан с логикой процесса маркетингового исследования и состоит из следующих разделов:1) Вводная часть, содержащая описание ситуации, суть проблемы и рабочие гипотезы, цели исследования;
2) Описание методов получения информации, формирование целевой выборки, а также сроки проведения исследования;
3) Описание полученных результатов с использованием наглядных методов представления информации;
4) Выводы и рекомендации по исследуемой проблеме, которые, как правило, либо подтверждают, либо опровергают рабочую гипотезу;
5) В приложении к отчету могут быть представлены анкеты, таблицы, графики и т.д.
Представление полученной информации. Результаты маркетинговых исследований представляются магистрантом в виде письменного отчета с представлением информации в табличном, графическом виде, в виде матриц, информационных шкал. Объем отчета непосредственно зависит от масштабов исследования, количества и сложности рассматриваемых проблем и может составлять от 10 до 30 страниц. Отчет оформляется титульной страницей с указанием название отчета, далее следует оглавление, в котором приводится список частей отчета с соответствующими номерами страниц.
Магистрант готовит также устное выступление по теме исследования и слайд-презентацию по основным моментам исследования.Литература:
Основная:
1. Management (10th Edition) by Stephen P. Robbins and Mary Coulter (Nov 3, 2008). – 652 р.
2. Ф.Котлер, К.Л.Келлер. Маркетинг-менеджмент – 12-е издание. Питер -2009г.-816с.
3. Цыпкин Ю. А., Люкшинов А. Н., Эриашвили Н. Д. Агромаркетинг и консалтинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
4. Колз Р. Л., Ул Д. М. Маркетинг сельскохозяйственной продукции. - М.: Колос, 2000.
5. П.Дойль, Ф.Штерн. Маркетинг-менеджмент и стратегии. 4-е издание - Питер, 2007.-544с.
6. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. /Пер. с фр.- СПб.: Наука.-1996
7. Завгородняя А.А., Ямпольская Я.О. Маркетинговое планирование.-СПб:Питер – 2002
8. Федосеев В.Н. Управление маркетингом.-М.:Март-2006.
9. Ансофф, И. Стратегическое управление/ И. Ансофф. – М: Экономика, 1989. – 654 с.
|
|
10. Бранчеев, В.П. Маркетинг инноваций. (радикальные и "подрывные" инновации - хайтек-маркетинг)/ В.П. Баранчеев. – М., 2007. – 232 с.
11. Бун, Л. Современный маркетинг / Л.Бун, Д.Курц; перев. с англ. (В.Е. Егорова). 11-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 1039 с.
12. Marketing. F.Kotler 1999
13. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика – М.: Финпресс, 2010 г.Аакер, Д. А. Стратегическое рыночное управление: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2002. - 542 с.
14. Дэй, Д. Стратегический маркетинг: Пер. с англ. - М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2002. - 640 с.
15. Уилсон О. Аудит маркетинга – М.: Баланс-клуб, 2008 г.
16. Березин И.С. Маркетинговый анализ: принципы и практика, российский опыт – М.: Эксмо, 2010 г.
17. АакерД. Создание сильных брендов/пер. с англ. - М.: Издат. Дом Гребенникова, 2003.
Подписано в печать число.месяц.год.
Формат бумаги XxY 1/16
Бумага типографская. Печать офсетная. Объем …п.л.
Тираж ….экз. Заказ № …*
© Издание Южно-Казахстанского государственного университета
им. М.Ауэзова
Издательский центр ЮКГУ им. М.Ауэзова, г. Шымкент, пр. Тауке хана, 5