Основные требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему «Разработка маркетинговых программ» по исследованию рынка товаров и услуг).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы и т. д);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность магистрантов.

4. Определение конечных целей совместных/индивидуальных проектов;

5. Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

7. Использование исследовательских методов:

· определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

· выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования;

· оформление конечных результатов;

· анализ полученных данных;

· подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совмест-ного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности магистрантов. Это как бы предварительное условие успешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и технологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Преподаватель при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на группу, работа по которым потребует присвоения магистрантам необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и конкретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, констатацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования преподавателя к качеству проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться преподавателем с учетом учебной ситуации по свой дисциплине, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей магистрантов. В-третьих, тематика проектов может предлагаться и самими магистрантами, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса вузовской программы с целью углубить знания отдельных магистрантов по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний магистрантов не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Тематика маркетинговых проектов и их содержание:

- типы рынков: 1) молоко; 2) кефир; 3) сметана; 4) йогурт; 5) масло; 6)творог;

- структура: анализ текущей ситуации; составление анкет и проведение маркетинговых исследований; характеристика товара; характеристика конкурентов; модель или стратегия по совершенствованию и стимулированию продвижения товара на рынок и укреплений позиций предприятия на местном и международном рынках;

- написание отчета и защита.

СРМ 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: