Ж.-Ж. Ламбен определяет товар как «совокупность атрибутов», обеспечивающие покупателю «ядерную услугу», т.е. базовую функциональную ценность или полезность, специфичную для данного класса товаров, и ряд дополнительных вторичных качеств или полезностей, которые способствуют улучшению или подкреплению ядерной услуги.
Дополнительные услуги могут быть необходимыми и или добавленными. Необходимые услуги определяются вариантом производства ядерной услуги (комфортностью, экономичностью, отсутствием шума) и всем тем, что обычно сопровождает ядерную услугу (упаковка, поставка, условия платежей, послепродажное обслуживание). Атрибуты могут иметь физическую природу (мощность, габариты)? Экономическую, эстетическую и эмоциональную, т.е. быть следствием восприятия образа марки или рекламного позицирования, обеспечивающего эффект статуса или престижа. Цена всегда является важным, но не решающим атрибутом.
Добавленные услуги не связаны с ядерной услугой, товар обеспечивает их в качестве дополнительных. Например, авиакомпания предлагает во время полета бесплатные напитки.
|
|
Блочные модели.
Блочные модели представляют товар через комплекс характеристик, обеспечиваемых маркетинговыми инструментами, т.е. рассматривают предложение товара через систему инструментов, позволяющих фирме приспособиться к ситуации на рынке.
Блочная модель обозначается формулой «4Р» по составу четырех базовых инструментов представления товара:
- товар как нужный рынку комплекс ценностей, удовлетворяющий потребности и желания потребителей: товар обладает необходимыми для потребителя функциональными свойствами и качеством;
- цена – приемлемая для покупателей и соответствующая воспринимаемому товару; передает информацию не только о тех затратах, которые несет потребитель при покупке данного товара, но его значимости и ценности;
- место продажи, соответствующее воспринимаемому товару, определяющее систему используемых каналов распределения товаров для предоставления доступа к нему оптовых и розничных потребителей.
- продвижение определяет информационную поддержку товара, комплекс маркетинговых коммуникации, содействующих формированию имиджа товара и сбыту.
Модель «4Р+1S» является развитием модели «4Р», композиция которой дополнительно включала сервис.(рис. 1.1.)
|
|
|
|
|
|
Рис. 1.1. Модель товара «4Р+1S»
2. Жизненный цикл товара и характеристика его стадий.
Значение концепции жизненного цикла товара для практической маркетинговой деятельности велико, так как на ее основе определяется последовательность маркетинговых действий по совершенствованию существующих товаров и созданию новых.
|
|
С течением времени меняется состояние как внешней, так и внутренней среды, процессы, происходящие с товаром под влиянием этих изменений, имеют определенную закономерность, на основе которой выделяют основные этапы ЖЦТ.