6.3.1. Выбор путей движения сил
Разведке путей предшествует выбор их по топографическим картам. При этом учитывают направление и состояние существующих дорог, характер местности, природные условия, возможности естественной маскировки, боевую обстановку (обстановку, сложившуюся в районе ЧС), ожидаемую интенсивность движения сил, время года и погоду.
Для получения более подробных сведений о дорогах и местности используют аэрофотосъемку, специальные карты, прогнозы погоды и различные справочные материалы.
При выборе путей выявляют: районы, в пределах которых подготовка путей затруднена или невозможна, и направление их обхода или преодоления; искусственные сооружение недостаточной грузоподъемности; участки, на которых затруднено рассредоточение сил на прилегающей к путям местности; естественные укрытия и маски; наиболее вероятные объекты возможных разрушений (гидротехнические сооружения, участки дорог на перевалах, в дефиле и т.п.); сложные по организации движения участки (пересечения с железными и автомобильными дорогами, крупные населенные пункты и т.п.).
|
|
В зонах радиоактивного заражения необходимо: выбирать пути по местности с наиболее низкими уровнями радиации; зоны с высокими уровнями радиации пересекать по кратчайшим направлениям; использовать в первую очередь существующие дороги, обеспечивающие наиболее высокие скорости движения и меньшую пылимость.
При выборе путей в период распутицы в первую очередь необходимо использовать существующие дороги с твердыми покрытиями, а колонные пути прокладывать по устойчивым (супесчаным, гравелистым и щебенистым) грунтам, возвышенным, быстро просыхающим участкам местности с хорошим естественным стоком, в обход пониженных и заболоченных мест.
При устройстве перехода через болото его место следует выбирать на участках, имеющих наименьшую ширину и глубину, наиболее плотный и осушенный торф и неповрежденный дерновой покров.
В зимнее время пути выбирают с учетом наименьших снежных заносов, в обход участков мелколесья и кустарника, по открытым местам и гребням возвышенности, вдоль лесных опушек и узких ложбин, по промерзшим на необходимую глубину болотам с ровной поверхностью, а также по рекам и озерам, имеющим ровный и достаточный по толщине ледяной покров.
6.3.2. Цели, задачи и способы разведки
Разведку путей движения сил ликвидации ЧС проводят с целью уточнения на местности выбранных по топографической карте путей, определения состояния используемых дорог и дорожных сооружений на них, проходимости местности на участках подготовки колонных путей, выявления мест, характера и объемов заграждений и разрушений, определения условий организации движения и выполнения задач.
|
|
Основными задачами инженерной разведки путей движения сил являются:
1. Уточнение на местности выбранного на карте направления пути и его обозначения.
2. Выявление характера и объема минно-взрывных и невзрывных заграждений, разрушений, препятствий, затоплений, пожаров и заражений.
3. Определение технических характеристик и состояния используемых дорог и грузоподъемности деревянных и металлических мостов.
4. Разведка водных преград с целью выбора мест мостовых и ледовых переходов.
5. Определение проходимости грунтовых дорог, целины и заболоченных участков местности на направлениях подготовки путей.
6. Выявление возможных мест заготовки строительных материалов, определение их запасов, качества, условий разработки и транспортировки.
Инженерные разведывательные данные о дорогах и местности добывают наблюдением, фотографированием, непосредственным осмотром и проведением измерений с помощью различных приборов (средств разведки). По способу проведения различают наземную и воздушную разведку.
Наземную разведку проводят на специальных разведывательных машинах или машинах повышенной проходимости непосредственным осмотром объектов разведки и измерением необходимых характеристик с помощью приборов, а воздушную разведку – с самолета или вертолета осмотром (аэровизуальная разведка), фотографированием (аэрофоторазведка) и измерением необходимых характеристик с помощью дистанционных приборов.
6.3.3. Наземная разведка путей
Разведку путей движения сил производят штатными разведывательными подразделениями или специально подготовленными подразделениями.
Место инженерно-разведывательного дозора (ИРД) в боевых (походных) порядках, его состав и оснащение зависят от поставленной задачи, обстановки и определяются в каждом конкретном случае командиром (начальником), выславшим дозор.
Для наземной разведки используют приборы и оборудование, установленные и размещенные на разведывательной машине, а при ее отсутствии – комплект приборов и средств разведки применительно к выполняемой задаче (приложение 3).
Командир ИРД после уяснения задачи, оценки обстановки и предварительной оценки местности подготавливает карту, справочные материалы и формализованные документы (карточки инженерной разведки), проверяет готовность личного состава и средств разведки, производит расчет времени и планирует действия подразделения в ходе разведки.
При подготовке к разведке на карте поднимают маршрут движения ИРД на заданные рубежи, места и время передачи донесений.
При постановке задачи на разведку маршрута командир ИРД указывает: сведения о характере ЧС (о противнике) и своих силах; начальный и конечный пункты маршрута; его протяженность и порядок обозначения; очередность и полноту разведки объектов; время начала и конца разведки; порядок и место представления результатов разведки; организацию связи; сигналы оповещения; свое место при выполнении задачи; заместителя.
Разведку минно-взрывных заграждений на путях движения сил в зависимости от условий и имеющихся средств производит ИРД с помощью миноискателей и вручную.
Разведку невзрывных заграждений, разрушений на дорогах и естественных препятствий производят непосредственным осмотром.
Технические характеристики дорог устанавливают в местах, вызывающих существенное уменьшение скорости движения сил и пропускной способности дорог и затрудняющих пропуск крупногабаритных машин, а также на участках с дорожной одеждой недостаточной прочности.
Продольные уклоны определяют на участках дорог со значительными уклонами с помощью уклономеров, а радиусы малых кривых в плане – упрощенным методом.
|
|
Результаты разведки оформляют в виде карточки инженерной разведки.
Донесение о результатах разведки путей командир ИРД составляет в виде схемы разведанного маршрута (приложение 4) с легендой (краткой пояснительной запиской).
Схему разведанного маршрута обычно выполняют на карте, на которую наносят: поднятый маршрут, разделенный на характерные участки с нумерацией их римскими цифрами; заграждения и разрушения; водопропускные сооружения, а также места объездов (обходов); броды и подходы к ним; места расположения дорожно-строительных материалов и пути вывоза их.
Заграждения (разрушения), водопропускные сооружения, броды, строительные материалы обозначают условными значками и нумеруют арабскими цифрами в кружках.
Легенду составляют в рабочей тетради или на карте, в которой указывают: краткую характеристику каждого участка; краткие сведения о заграждениях (разрушениях), объездах, объеме работ и целесообразном способе их выполнения.
Кроме того, дополнительно могут быть представлены карточки инженерной разведки по отдельным объектам (разведки мостов, районов строительства мостов, бродов и др.), схемы (снимки) заграждений, разрушений и водопропускных сооружений.
При заблаговременной разведке схема является документом, по которому принимают решение на подготовку путей.
Если разведку пути производят одновременно с его подготовкой, то данные о встретившихся заграждениях, разрушениях и труднопроходимых участках докладывают по радио или другим средствам связи командиру инженерно-дорожного подразделения или командиру отряда обеспечения движения (ООД) для принятия им решения на подготовку путей.
Схема в этом случае составляется одновременно с подготовкой путей и является основным отчетным документом.
6.3.4. Воздушная разведка путей
Воздушная разведка путей характеризуется быстротой ее выполнения и может производиться визуально и аэрофотографированием с последующим дешифрованием фотоснимков.
|
|
Для воздушной разведки путей назначается ИРД, состав и оснащение которого зависят от условий ведения разведки, объема выполняемой задачи и типа вертолета.
Получив задачу, командир ИРД уточняет боевую и радиационную обстановку в районе разведки, изучает по карте местность в полосе полета, подготавливает инструменты и снаряжение, составляет программу полета (полетное задание), ставит задачу подразделению и согласовывает порядок выполнения задачи с экипажем вертолета.
Программа полета отрабатывается на карте крупного масштаба, на которой указываются: маршрут, высота и скорости полета на различных участках; места посадок, зависания и районы облета объектов, подлежащих детальной разведке; способы и порядок фотографирования; способы передачи разведданных; сигналы управления и взаимодействия.
Аэровизуальная разведка (наблюдение) местности с вертолета ведется с помощью оптических средств. Она применяется в тех случаях, когда времени для проведения аэрофотографической разведки, связанной с обработкой и дешифрованием полученных материалов, недостаточно.
Подготовку карты для проведения аэровизуального наблюдения производят в следующей последовательности:
красным цветом на карте обводят участки местности и объекты, подлежащие детальной разведке путем кругового облета и зависания вертолета;
наносят маршрут полета цветом, который четко выделяется на фоне карты, и указывают направление полета стрелой;
на маршруте выбирают и обозначают красным цветом ориентиры: входной, контрольный и выходной;
слева от входного ориентира надписывают дробью высоту полета (в числителе) и скорость полета (в знаменателе);
слева от объектов, подлежащих детальной разведке, подписывают расчетное время выхода к данному объекту, а справа – требуемую высоту (в числителе) и скорость облета (в знаменателе); при необходимости зависания вертолета записывают скорость, равную нулю.
При постановке задачи подразделению на инженерную разведку маршрута с вертолета командир ИРД указывает: время начала и окончания разведки маршрутов (основного и запасного), задачи разведки; бортовой номер вертолета, место и время встречи вертолета; каким способом вести разведку и на каких участках для детальной разведки высадить группу наземной разведки, на что обратить особое внимание; высоту и скорость полета; организацию связи с КП и группами наземной разведки; порядок представления результатов разведки (маршрутной карты, разведдонесений, карточек инженерной разведки объектов наземными группами, диктофонной записи, фотоснимков, кинопленки и других данных).
Согласование порядка выполнения задачи с экипажем вертолета осуществляют на основе вырабатываемой перед полетом программы полета, при этом ему указывают скорость и высоту полета вертолета, входные, контрольные и выходные ориентиры, а также объекты, подлежащие детальной разведке круговым облетом, зависанием и места высадки и посадки группы наземной разведки, порядок получения и передачи разведданных, сигналы управления и взаимодействия.
Донесение о результатах аэроразведки командир ИРД составляет на карте инженерной разведки маршрута. На карту наносят задачи, состав ИРД и краткую легенду. Дополнительно могут быть представлены карточки инженерной разведки, полученные от групп инженерной разведки.
6.3.5. Оценка проходимости местности
Определение предельного количества проходов машин с помощью гиревого ударника (рис. 6.6) производят по количеству ударов гири 4, необходимому для погружения штампа 6 до нижней шайбы 5 в грунт.
Рис. 6.6. Гиревой ударник:
1 – рукоятка; 2 – верхняя упорная шайба; 3 – шток; 4 – гиря; 5 – нижняя упорная шайба;
6 – погружаемый в грунт штамп; hг – высота падения гири; hшт – длина забиваемого в грунт штампа
По весу гири и длине погружаемого штампа различают следующие ударники: гиревой ударник с гирей массой 2,5 кг, hr =30 см и hшт =10 см предназначен для определения проходимости грунтовых дорог и грунтовой целины; гиревой ударник с массой 1,0 кг, hr =30 см и hшт =20 см предназначен для определения проходимости заболоченных участков и болот; гиревой ударник с гирей массой 0,5 кг, hr =30 см и hшт =10 см предназначен для определения проходимости бродов.
Ориентировочное количество проходов машин в зависимости от количества ударов гири приведено в табл. 6.3.
Таблица 6.3