Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений

Методика совершенствования точности движений включает средства и методы, направленные на развитие способностей к воспроизведению, оценке, а также к дифференцированию про­странственных, временных и силовых параметров движений. Эти способности основаны преимущественно на проприоцептивной чувствительности, поскольку двигательные ощущения и воспри­ятия имеют наибольшее значение для управления движениями (зрительные, слуховые, вестибулярные и др.).

Точность любого двигательного действия зависит как от чувстви­тельности участвующих в управлении сенсорных систем, так и от


способности человека осознанно воспринимать свои ощущения. Способность воспринимать и различать изменения в движениях (вплоть до минимальных) по пространственным и временным па­раметрам хорошо тренируема. Труднее воспринимаются величи­ны мышечного напряжения.

В каждом виде физических упражнений и виде спорта мышеч-но-двигательные ощущения и восприятия носят специфический характер. В процессе тренировки вырабатываются специализиро­ванные восприятия, получившие наименования: «чувство дистан­ции» — у фехтовальщиков и боксеров; «чувство времени» — у бегунов, пловцов, конькобежцев; «чувство мяча» — у волейболи­стов, баскетболистов и др. Из этого следует, что пространствен­ная, временная и силовая точность движений связана с тонко­стью специализированных восприятий и их совершенствованием.

Способность к точному выполнению движений развивают преж­де всего посредством применения общеподготовительных уп­ражнений при систематическом повышении их координацион­ной сложности. Их примером могут быть задания на точность воспроизведения одновременных или последовательных движе­ний и положений рук, ног, туловища при выполнении обще-развивающих упражнений без предметов, ходьба или бег на за­данное время; упражнения на точность оценки пространствен­ных параметров дальности прыжка с места или разбега, даль­ность метаний и др.

Более высокий уровень координации движений достигается специальными упражнениями на соразмерность движений в за­даваемых пределах времени, пространства и мышечных усилий. В качестве методов используют следующие: метод многократного выполнения упражнения с последующим измерением точности по времени, пространству и мышечному усилию с установкой на запоминание показателей и последующей самооценкой занимаю­щимися мер времени, пространства и усилий и воспроизведени­ем их по заданиям; метод «контрастных заданий»; метод «сближа­емых задан!™».

Все указанные методы основываются на сличении занимаю­щимися объективной срочной информации о параметрах выпол­ненных движений, полученной посредством технических средств, со своими субъективными ощущениями движений и внесении в них соответствующих коррекций. Осознание различий субъектив­ных ощущений с объективными данными при неоднократном повторении упражнения повышает сенсорную чувствительность, благодаря чему и создаются возможности для более точного уп­равления движениями.

Задания на точность дифференцирования силовых, временных и пространственных параметров — наиболее трудные для освое­ния. Поэтому их рациональнее применять по методике контраст­ных заданий или сближаемых заданий.


Суть метода «контрастного задания» состоит в чередовании упражнений, резко отличающихся по какому-либо параметру. Например, по пространственному параметру: чередование брос­ков мяча в кольцо с 6 и 4 м, с 4 и 2 м; прыжки в длину с места на максимальное расстояние и на половину его; принятие руками положения угла 90 и 45° и т.п. По указанной методике требуется относительно грубая точность дифференцирования.

Что касается методики «сближаемых заданий», то здесь необ­ходимо тонкое дифференцирование. Примеры: принятие руками положения угла 90 и 75е, 90 и 80° и т.п.; прыжки в длину с места (с открытыми и закрытыми глазами) на 140 и 170 см, 140 и 160 см и др.

Однако ряд видов профессиональной деятельности и видов спорта требует не только пространственной точности движений, но и высокоразвитого «чувства пространства» — способности вер­но оценивать пространственные условия действия (расстояние до цели, размеры препятствий, дистанцию при взаимодействиях спортсменов в играх, единоборствах и др.) и точно соразмерять с ними действия.

Для развития «чувства пространства» эффективны описанные выше методы «контрастного задания» и «сближаемого задания». Примерами их применения могут быть практикуемые в спортив­ных играх упражнения с точно заданным варьированием игровых дистанций — дистанций передачи мяча, шайбы, завершающих ударов по воротам, бросков мяча в кольцо.

Совершенствование пространственной точности движений, выполняемых в относительно стандартных условиях (упражнения спортивной гимнастики, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и др.), осуществляется главным образом по таким методи­ческим направлениям:

а) совершенствование точности воспроизведения заданных (эта­
лонных) параметров движений, соответствующих требованиям
рациональной техники спортивно-технического мастерства. При­
меняются задания с установкой: точно и возможно стандартно
воспроизвести эталонные параметры амплитуды, направления дви­
жений или положения тела. При этом ставится задача по достиже­
нию стабильности эталонных параметров движений;

б) совершенствование точности выполняемых движений в со­
ответствии с заданными изменениями параметров. Например, уве­
личить амплитуду маха на определенное число градусов при раз­
махиваниях на брусьях или высоту взлета перед исполнением сальто.
Эти задания носят дифференцированный характер.

Совершенствование сшовои точности движений предполагает раз­витие способностей оценивать и дифференцировать степень мы­шечных напряжений различными группами мышц и в различных движениях. В качестве средств используются упражнения с раз-яичными отягощениями, упражнения на снарядах с тензометри-


ческими установками, изометрические напряжения, развиваемые на кистевом динамометре, и др.

Для совершенствования способности управлять мышечными усилиями применяют задания по неоднократному воспроизведе­нию определенной величины мышечного усилия или ее измене­ния с установкой минимально увеличивать или уменьшать усилие в повторных попытках. Размеры отклонений (ошибок) при вос­произведении заданных параметров характеризуют степень сило­вой точности.

Примеры заданий: воспроизведение или минимальное из­менение усилия на кистевом динамометре, равного 25 и 50% от максимального.

В оценке величины мышечного напряжения наиболее труд­ные — малые усилия (25% от максимального напряжения) и сред­ние (50% от максимального напряжения), и наиболее легкие — большие (75% от максимального напряжения).

Совершенствование временной точности движений зависит от развития «чувства времени». Чувствовать время — это значит быть способным тонко воспринимать временные параметры, что со­здает возможность распределять свои действия в строго заданное время. Для совершенствования временной точности движений при­меняют задания по оценке макроинтервалов времени — 5, 10, 20 с (пользуясь для проверки секундомером) и микроинтервалов вре­мени — 1; 0,5; 0,3; 0,2; ОД с и др. (пользуясь электронным прибо­ром).

Способность воспринимать микроинтервалы времени возмож­но развить в проиессе специальной тренировки до очень высокой степени — до I мсек (одной тысячной доли секунды). Это уста­новлено в специальном эксперименте с квалифицированными футболистами и бегунами-спринтерами.

Методические приемы для совершенствования статического и динамического равновесия. Для разных типов равновесий использу­ются следующие методические приемы:

а) для позностатнческого равновесия:

— удлинение времени сохранения позы;

— исключение зрительного анализатора, что предъявляет до­
полнительные требования к двигательному анализатору;

— уменьшение площади опоры;

— увеличение высоты опорной поверхности;

— введение неустойчивой опоры;

— введение сопутствующих движений;

— создание противодействия (парные движения);

б) для динамического равновесия:

— упражнения с изменяющимися внешними условиями (рель­
еф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода);

— упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (ин­
вентарь — качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры).


Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправ­данных перерывов между занятиями, так как это приводит к по­тере мышечных ощущений и их тонких дифференпировок при напряжениях и расслаблениях.

Общая установка при занятиях «на координацию* должна ис­ходить из следующих положений:

а) заниматься необходимо в хорошем психофизическом состо­
янии;

б) нагрузки не должны вызывать значительного утомления,
так как при утомлении (как физическом, так и психическом)
сильно снижается четкость мышечных ощущений, а в этом состо­
янии координационные способности совершенствуются плохо;

в) в структуре отдельного занятия упражнения на развитие
координационных способностей желательно планировать в нача­
ле основной части;

г) интервалы между повторениями отдельных упражнений дол­
жны быть достаточными для восстановления работоспособности;

д) воспитание различных видов координационных способнос­
тей должно происходить в тесной связи с развитием других двига­
тельных способностей.

7.6.4. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня развития координационных способностей

Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­
кой-то комбинации. Чем оно короче, тем выше координацион­
ные способности;

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной
деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией. В этих
условиях умение выбрать наиболее оптимальный план успешного
решения двигательной задачи считается хорошим показателем
координационных возможностей;

3) координационная сложность выполняемых двигательных за­
даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­
даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­
ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­
ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­
гательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным
характеристикам техники (динамическим, временным, простран­
ственным);



\


          ■■ —>
  '"■■---. ..3 \_    
      Аи  
    i и    

In 20 m-


4m



5m








1-я линия


9h


t3>

2-я линия






Ряс. 16. Контрольные упражнения (тесты) для оценки уровня развитии координационных способностей


5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном от­
ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­
бильности отдельных характеристик движения). Ее оценивают,
например, по показателям целевой точности — количеству попа­
даний при бросках мяча в кольцо в баскетболе, различных пред­
метов в мишень и т.п.

Некоторые контрольные упражнения для определения уровня координационных способностей приведены на рис. 16: 1) бег «змей­кой» (/, 2)\ 2) челночный бег 3*10 м (3); 3) челночный бег 4x9 м с последовательной переноской двух кубиков за линию старта (4); 4) метание мяча в цель с различного расстояния и из различных исходных положений (5, б, 7).

Глава 8. ФОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

8.1. Классификация форм занятий в физическом воспитании

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

По особенностям организации занимающихся и способам ру­ководства ими занятия по физическому воспитанию подразделя­ются на две группы — урочные и неурочные (рис. 17).

Урочные формы — это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями
по государственным программам в образовательных учреждени­
ях, где физическая культура является обязательным предметом
(школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами,
с направленностью на совершенствование занимающихся в из­
бранном виде спорта.

Неурочные формы — это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимаюшимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:


Официальные соревнования

Отборочные соревнования

Контрольные прикидки

Самостоятельные тренировочные занятия по типу урочных (аэробика, шейпинг, бег трусцой, атлетическая

гимнастика, калланетика, оздоровительная ходьба и др.)

Занятия физическими упражнениями в рамках расширенного активного отдыха (активные перемены в школе, туристи­ческие походы, подвижные игры и др.)

С о

Утренняя гимнастика


Вводная гимнастика


Q.


Физкультпауза

Физкультминутка


Микропаузы активного отдыха и т.п.


О

Си


о


Уроки физической культуры в школе,

лицее, колледже, техникуме,

ПТУ, вузе и т.п.

Спортивно-тренировочные занятия

в секциях, спортивных клубах, ДЮСШ

и т.п.


J


144


1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­
тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­
мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­
нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не
решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­
жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­
жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-
кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы
занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро­
вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-
но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе
определяются победитель, место, физическая или техническая под­
готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­
ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­
рольные прикидки или соревнования и др.).

8.2. Характеристика форм занятий физическими упражнениями

8.2.1. Урочные формы занятий

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организа­ции занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к пред­стоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного сниже­ния нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-приклад-


ной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных
групп. Их основная направленность — это всесторонняя физичес­
кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра- ■'
зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­
грузки на организм. я

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность — формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой
занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к
соревнованиям.,

Методика-практические занятия проводятся в основном в сред- '
них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­
правленность — операциональное овладение методами и способа­
ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб- ■
ных, профессиональных, жизненных целей личности. J

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­
рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая
«моторная* плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня
подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­
ний, умений и навыков и т.п.;

4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­
ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­
зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­
ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д. Они имеют свое специфическое содер­жание, структурное построение и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: