Использование социологических данных в работе журналиста происходит постоянно, к аргументации с использованием этой информации прибегают политики, психологи, врачи и многие другие. Для журналиста особую роль играет информация о взаимодействии политической и журналисткой сферы со сферой социальной: это позволяет журналисту опосредованно познавать область социальных отношений, а выводы после этого познания будут использованы им в качестве аргументации. При этом есть вероятность навязывания журналистом другим участникам коммуникации информации сомнительного происхождения — артефактами. Социологические данные, используемые журналистом в качестве доказательной базы в материале, имеют ценность, если:
· получены из надежного источника;
· при условии, что их использование корректно и соответствует контексту;
· используется полная цитата, а умалчивание допустимо в отношении малозначимой информации.
Социологические данные, которые подкрепляют доказательную базу текстов, также могут исполняться на различных уровнях. Простейший вариант выражается в использовании таких социологических данных, использование которых некоторая часть аудитории просто не заметит. Более сложный уровень применяется журналистом, если тот хочет в обязательном порядке указать источник сведений, подтверждая тем самым приводимые данные. Особого внимания требует журналистский материал, целиком основанный на социологическом эксперименте, который полностью спланирован и проведен представителями СМИ.
Аудитория как объект социологических исследований
Вопросы:
1. Теоретические, естественнонаучные, исторические предпосылки развития социологических исследований аудитории.
2. Развитие социологических исследований аудитории СМИ.
3. Понятие аудитории в социологии журналистики.
Краткие тезисы по теме, основное содержание
Понятие «аудитория» в широком смысле слова ввел в научный оборот Аристотель в сочинении «Риторика». Он считал это понятие политическим и социальным. Аристотель разработал классификацию аудитории с точки зрения последней заражаться пафосом речи.
Основные теоретические положения, на которых базировалось изучение аудитории социологическими методами были разработаны М. Вебером, У. Самнером, Ф. Теннисом, Ле Боном, Г. Зиммелем, Э. Дюркгеймом, У. Липпманом, О. Контом, Г. Тардом.
Становление методов и процедур исследования аудитории СМИ в социологии журналистики связано с именем, научной и практической деятельностью американского социолога Дж. Гэллапа. Главный итог его деятельности состоит в том, что Гэллап возвел социологический инструментарий в ранг объекта научного изучения. Кроме того, именно Гэллап создал в 1939 г. Институт изучения аудитории, ввел в научный оборот социологии журналистики так называемую «систему структурных схем» двух видов при социологическом изучении аудитории СМИ. Наконец, Гэллап фактически впервые в мире обратил внимание власти, политиков, журналистов, населения на существование проблемы качества и объективности необходимой обществу массовой информации.
Результатом социологических исследований аудитории СМИ на первом этапе стало формирование пяти основных направлений изучения аудитории в социологии журналистики:
- изучение «читательского профиля» СМИ;
- дифференциация аудитории СМИ по своим предпочтениям внутри источника или канала массовой информации, или «тематическая селекция»;
- изучение негативной установки на использование СМИ в целом, отдельных каналов и источников массовой информации;
- анализ психологической мотивации использования реальной аудиторией СМИ, отдельных каналов и источников информации;
- сравнительный анализ восприятия СМИ журналистами и аудиторией.
Аксиомой сравнительного анализа восприятия аудиторией и журналистами конкретных СМИ является то, что журналисты и аудитория по-разному оценивают достоинства и недостатки, общее содержание и отдельные материалы конкретного канала или источника массовой информации.
В XX в. сложилась обширная практика эмпирических социологических исследований аудитории СМИ. Ее итогом стало накопление огромного массива данных по этой проблеме, разработка принципиально новых методов и процедур изучения аудитории СМИ, формулировка ряда теоретико-прикладных положений в социологии журналистики.
В широком смысле слова, под аудиторией следует понимать совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой информации при минимальном или даже отсутствующем непосредственном взаимодействии их друг с другом. В узком смысле слова, аудитория СМИ – устойчивая совокупность индивидов, возникшая на основе общности их информационных интересов и потребностей (обусловленных их социальной принадлежностью), а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Й вопрос
Асноўныя правілы кантэнт-аналізу СМІ. Метадычныя правілы пабудовы выбаркі кантэнт-аналізу СМІ.
Контент-ана́лиз (от англ.: англ. contents — содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.
В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как несистематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа как исследовательского метода состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста (понятийно-категориальный аппарат, двусмыслия, коллизии, парадоксы). В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.
Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.
История метода
Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности.[1] Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США.[2] Термин content analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.
Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.
В сфере политических исследований начало использованию методики контент-анализа положил Г. Лассуэл, который занялся анализом пропагандистских материалов периода Второй мировой войны.[2] В 1960-е годы, во время так называемого «методологического взрыва» исследования с применением методики контент-анализа особенно активизировались. Это способствовало развитию методики, разнообразило её варианты. Именно в этот период начинается активное использованиекомпьютерной
техники в исследованиях.Сфера применения
Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии[3]. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований[4] и связей с общественностью.[5]
С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники,литературные произведения.






