double arrow

Древневосточная философия


Задания для контрольных работ для заочной формы обучения

Тема 1.

Философия, ее предмет, структура и функции.

1. О значении изучения философии.

2. Предмет философии

3. Мировоззрение и его структура. Мифология и религия – предфилософские формы мировоззрения.

4. Возникновение философии, ее генезис.

5. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм.

Философия как вид знаний. Критерии научности.

6. Философия как гуманитарное знание. Философия и искусство.

7. Исторические формы философии.

8. Функции философии.

 

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

1. На ваш взгляд, что такое философия — наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.

2. Что такое мировоззрение и какова его структура? Ка­кие типы мировоззрения вы знаете?

3. Как вы понимаете мироощущение, мировосприятие, миропонимание?

4. Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?

5. Что является способом существования религии и внешней формой ее проявления?

6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?

7. Какие исторические формы материализма вы знаете? Приведите примеры из истории философии.




8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете? Коротко прокомментируйте каждую и приведите примеры из истории философской мысли.

9.Какие исторические формы диалектики вы знаете? Приведите примеры.

10. Почему для человека, живущего в мире разнообразно­го, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?

11. Назовите главные факторы, осмысление которых привело к конкретизации основного вопроса философии, выделению в нем двух его сторон.

12. Какие из функций философии вы бы назвали основными?

13.«Духовность», «одухотворенность», «дух эпохи» — ка­ков, по вашему мнению, смысл этих формулировок?

14. Назовите те качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой о мудрости»?

15. Какие аргументы послужили основанием для утверждения материалистического подхода к решению основных проблем философского знания?

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Для вузов / П.В.Алексеев, А.В. Панин – М., 2005, - 603 с.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков – М., 1991.

3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/ А. Ф. Лосев.- М.: Политиздат, 1991.- 525с. - (Мыслители XX века.).

4. Косарев А.Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев.- М.: Per 5е;СПб.:Унив.кн„ 2000,- 302с. - ( Humanitas.).

5. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Д. Гильдебранд.- СПб.: Алетейя, 1997.- 372с.

 

 

Тема 2.

Древневосточная философия

 

1. Философия Древней Индии:

а) идеи о Брахмане и Атмане в древнеиндийской философии;



б) буддизм о преодолении желаний.

2. Философия Древнего Китая:

а) конфуцианство о небесном порядке вещей;

б) даосизм о всеобщей предопределенности.

Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы:

1. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют ре­лигиозно - философскими ?

2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формиро­вании индийской философии?

3. Что такое теизм и пантеизм?

4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара.

5. Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?

6. Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как теку­щие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), от решенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».

7. Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд,

ее философский смысл?

8. Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несо­мненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?

9. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?

10. Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от стра­даний и печалей

земной жизни?

11. Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может

жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы



прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли

перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?

12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?

13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать

общественную жизнь и сделать ее благополучной?

14. Виртуальным в философии называется возможное (от лат. «виртуалис» — возможный), т.е. то, чего нет, но что может быть при определен­ных условиях.

Можно ли говорить, что зло (прежде всего — общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?

15. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призыва­ет выполнять Конфуций?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бонгард –Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Левин. – М. 1980.

2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. 1983.

3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М.: Вост. лит., 2001. – 383 с.

4. Крушинский А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский. – Вопросы философии . 2007. № 3.

5. Рассел Б. История Западной философии в 2-х томах / Б. Рассел. – Т.1, - М.,, 1993.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003. –799 с.

7. Хрестоматия по истории философии: учеб пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М., 1997. – 448 с.

8. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Чанышев.- М.: Высш. шк., 1999.-702с.

 

 

Тема 3.

Античная философия

 

1. Периодизация античной философии

2. Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии

3. Древнегреческая философия и мифология. Особенности и взаимосвязь.

4. Философия досократиков:

а) Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

б) Учение Гераклита.

в) Пифагор и пифагорейская школа.

г) Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон.

д) Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

5. Классический период развития античной философии:

а) Софистика;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

6. Эллинистическо-римская философия (киники, скептики, стоики, эпикуреизм, Плотин).

 

Термины:

Милетская школа, апейрон, космогония, эсхатология, субстанция, Элейская школа, пантеизм, майевтика, диалектика, апория, бытие, логос, телеология, гедонизм, атараксия.







Сейчас читают про: