Задания для контрольных работ для заочной формы обучения
Тема 1.
Философия, ее предмет, структура и функции.
1. О значении изучения философии.
2. Предмет философии
3. Мировоззрение и его структура. Мифология и религия – предфилософские формы мировоззрения.
4. Возникновение философии, ее генезис.
5. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм.
Философия как вид знаний. Критерии научности.
6. Философия как гуманитарное знание. Философия и искусство.
7. Исторические формы философии.
8. Функции философии.
Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
1. На ваш взгляд, что такое философия — наука или мировоззрение? Обоснуйте ваш ответ.
2. Что такое мировоззрение и какова его структура? Какие типы мировоззрения вы знаете?
3. Как вы понимаете мироощущение, мировосприятие, миропонимание?
4. Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?
5. Что является способом существования религии и внешней формой ее проявления?
6. В чем сходство и различие религиозного и философского подходов к решению мировоззренческих проблем?
|
|
7. Какие исторические формы материализма вы знаете? Приведите примеры из истории философии.
8.Какие исторические разновидности идеализма вы знаете? Коротко прокомментируйте каждую и приведите примеры из истории философской мысли.
9.Какие исторические формы диалектики вы знаете? Приведите примеры.
10. Почему для человека, живущего в мире разнообразного, важно иметь представление о Вселенной как единой целостной системе?
11. Назовите главные факторы, осмысление которых привело к конкретизации основного вопроса философии, выделению в нем двух его сторон.
12. Какие из функций философии вы бы назвали основными?
13.«Духовность», «одухотворенность», «дух эпохи» — каков, по вашему мнению, смысл этих формулировок?
14. Назовите те качества философских знаний, синтез которых делает философию «наукой о мудрости»?
15. Какие аргументы послужили основанием для утверждения материалистического подхода к решению основных проблем философского знания?
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. Для вузов / П.В.Алексеев, А.В. Панин – М., 2005, - 603 с.
2. Ильенков Э.В. Философия и культура / Э.В.Ильенков – М., 1991.
3. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура/ А. Ф. Лосев.- М.: Политиздат, 1991.- 525с. - (Мыслители XX века.).
4. Косарев А.Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость / А. Косарев.- М.: Per 5е;СПб.:Унив.кн„ 2000,- 302с. - (Humanitas.).
5. Гильдебранд Д. Что такое философия? / Д. Гильдебранд.- СПб.: Алетейя, 1997.- 372с.
Тема 2.
Древневосточная философия
|
|
1. Философия Древней Индии:
а) идеи о Брахмане и Атмане в древнеиндийской философии;
б) буддизм о преодолении желаний.
2. Философия Древнего Китая:
а) конфуцианство о небесном порядке вещей;
б) даосизм о всеобщей предопределенности.
Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы:
1. Почему мировоззренческие учения Древнего Востока называют религиозно - философскими?
2. Что такое Веды и Упанишады? Какова роль Упанишад в формировании индийской философии?
3. Что такое теизм и пантеизм?
4. Раскройте содержание и взаимосвязь основных понятий индийской философии: Брахман, атман, карма, сансара.
5. Что обозначает понятие «нирвана» в индийской философии? В чем заключается трудность достижения нирваны по представлениям древних индийцев?
6. Прокомментируйте следующий фрагмент из Упанишад: «Как текущие реки исчезают в море, теряя имя и облик, так знающий (мудрец), от решенный от имени и облика, приходит к божественному Пуруше, что выше высокого».
7. Расскажите легенду о принце Гаутаме. В чем заключается, на ваш взгляд,
ее философский смысл?
8. Почему земная жизнь является, по буддистским воззрениям, несомненным страданием? Согласны ли вы с таким утверждением?
9. В чем главная причина земных страданий, с точки зрения буддизма?
10. Каким образом буддистское учение предлагает избавиться от страданий и печалей
земной жизни?
11. Широко распространено мнение о том, что аскет — это человек, который может
жить в пустыне или в лесу, есть что придется, одеваться только для того, чтобы
прикрыть наготу, годами ни с кем не общаться. Как вы думаете, достаточно ли
перечисленных качеств для полного понимания того, кто такой аскет?
12. В чем видел Конфуций причины общественных несчастий?
13. Каким образом, по конфуцианским представлениям, можно гармонизировать
общественную жизнь и сделать ее благополучной?
14. Виртуальным в философии называется возможное (от лат. «виртуалис» — возможный), т.е. то, чего нет, но что может быть при определенных условиях.
Можно ли говорить, что зло (прежде всего — общественное) трактуется в конфуцианстве как виртуальная реальность?
15. Каковы основные принципы небесного порядка, которые призывает выполнять Конфуций?
ЛИТЕРАТУРА
1. Бонгард –Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия / Г.М. Бонгард-Левин. – М. 1980.
2. Васильев Л.С. История религий Востока / Л.С. Васильев. – М. 1983.
3. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао / А.Е. Лукьянов. – М.: Вост. лит., 2001. – 383 с.
4. Крушинский А.А. Язык и мышление в древнем Китае / А.А. Крушинский. – Вопросы философии. 2007. № 3.
5. Рассел Б. История Западной философии в 2-х томах / Б. Рассел. – Т.1, - М.,, 1993.
6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2003. –799 с.
7. Хрестоматия по истории философии: учеб пособие для вузов. В 3 ч. Ч.1. – М., 1997. – 448 с.
8. Чанышев А. Н. Философия Древнего мира: Учеб. для студентов вузов / А. Н. Чанышев.- М.: Высш. шк., 1999.-702с.
Тема 3.
Античная философия
1. Периодизация античной философии
2. Социально-исторические условия возникновения древнегреческой философии
3. Древнегреческая философия и мифология. Особенности и взаимосвязь.
4. Философия досократиков:
а) Милетская школа. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
б) Учение Гераклита.
в) Пифагор и пифагорейская школа.
г) Элейская школа. Ксенофан, Парменид, Зенон.
д) Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.
5. Классический период развития античной философии:
а) Софистика;
б) Сократ;
в) Платон;
г) Аристотель.
6. Эллинистическо-римская философия (киники, скептики, стоики, эпикуреизм, Плотин).
Термины:
Милетская школа, апейрон, космогония, эсхатология, субстанция, Элейская школа, пантеизм, майевтика, диалектика, апория, бытие, логос, телеология, гедонизм, атараксия.
|
|