double arrow

Система конституционного права РФ


Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно–правовых институтов.

Сурен Адыбекович Авакьян выделяет два основных подхода к данной системе:

Подотрасли в конституционном праве.1. Основы конституционного строя. Это совокупность конституционно правовых норм, закрепляющих политический портрет общества как основанного на политическом плюрализме, природу Российского государства, институты власти в виде непосредственной демократии (референдум, голосование по избранию и по отзыву депутатов и выборных должностных лиц, народные инициативы и т. д.) и соответствующих органов власти, конституционные основы экономической деятельности и многообразие форм собственности.

2. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации. Подотрасль охватывает: общие основы статуса человека и гражданина; гражданство; статус иностранцев и лиц без гражданства, статус беженцев, вопросы политического убежища; положение вынужденных переселенцев, конституционные основы политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом; основные права, свободы и обязанности граждан в личной жизни, общественно политической и социально экономической сферах, а также по защите других прав и свобод.




3. Государственное устройство России. Сюда относятся: федеративное устройство государства, статус Российской Федерации, круг ее субъектов и их общий статус, а также особенности статуса отдельных групп субъектов; компетенция Российской Федерации и ее субъектов; автономия в России — национально территориальная и национально культурная; основы национальной политики, статуса национальных меньшинств и коренных малочисленных народов; основы региональной политики; административно территориальное устройство субъектов РФ.

4. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Охватывает: принципы избирательной системы, избирательные права граждан и порядок их осуществления; правила подготовки и проведения различных выборов в стране.

5. Президент РФ. Объединяет все нормы (т. е. содержащиеся не только в Конституции РФ, но и в законах, указах самого Президента), определяющие статус Президента, его полномочия, порядок их осуществления, деятельность органов и лиц, обеспечивающих выполнение Президентом его предназначения.

6. Федеральное Собрание — парламент РФ. Здесь группируются нормы, касающиеся статуса Федерального Собрания в целом, каждой из его палат — Совета Федерации и Государственной Думы, их полномочий, законодательного процесса, внутренней организации и порядка деятельности палат, их комитетов, комиссий, должностных лиц и аппарата.



7. Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. Эта подотрасль охватывает конституционно правовые институты и нормы, которыми закрепляется вся система федеральных органов исполнительной власти, статус Правительства и иных органов этой системы.

8. Конституционные основы судебной и прокурорской системы Российской Федерации. Эта подотрасль объединяет нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, которыми закрепляется вся система судов и прокурорского надзора в Российской Федерации. Подчеркнем, что соответствующие нормы относятся к числу прежде всего норм конституционного права, хотя далее включаются и в круг источников иных отраслей права. Причем речь идет о нормах, закрепляющих основы системы соответствующих органов, порядок их образования, ключевые полномочия. Порядок деятельности этих органов лишь в главных чертах может быть предметом конституционно правового регулирования, подробно же это делают нормы соответствующих отраслей права.

9. Конституционный Суд РФ (или федеральное конституционное правосудие). Мы считаем целесообразным не включать нормы, обращенные к Конституционному Суду, в предыдущую из названных нами подотраслей, а объединить их в отдельную подотрасль. Основание — особое положение Конституционного Суда (конституционного правосудия), выделяющее его из общей системы правосудия, большой практический объем его деятельности и важная роль в формировании конституционного права страны.



 

10. Органы государственной власти субъектов РФ. Эта подотрасль включает нормы конституционного права, закрепляющие: систему органов государственной власти субъектов РФ; статус и организацию деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта; основы статуса высшего должностного лица субъекта и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти (правительства, администрации) субъекта; организацию конституционного правосудия в субъектах (в виде их конституционных, уставных судов).

11. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сюда включаются нормы конституционного права, устанавливающие общие принципы организации местного самоуправления, статуса институтов непосредственной демократии, органов, должностных лиц в местном самоуправлении.

Конституционно правовые институты.Вторым уровнем в структуре конституционного права являются правовые институты. Правовой институт в сопоставлении с отраслью и подотраслью — более узкая (хотя и достаточно большая) совокупность норм, связанных и взаимообусловленных общностью предмета регулирования. Применительно к рассматриваемой отрасли можно пользоваться понятием конституционно‑правовой институт. Первый путь выделения правовых институтов — дробление подотраслей права.

Первая подотрасль – референдум, статус политических партий, иных общественных объединений.

Вторая подотрасль – конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации: гражданство, статус иностранцев и лиц без гражданства, основные права, свободы и обязанности граждан в личной жизни, общественно-политической, социально-экономической сфере и т. д.

Третья подотрасль – государственное устройство. Институты: статус Российской Федерации, каждого ее субъекта, компетенция РФ и субъектов, символы государства, административно-территориальное устройство субъектов РФ, конституционно-правовые основы национальной, региональной политики и др.

Есть и второй путь выделения правовых, в том числе конституционно правовых, институтов. Он обусловлен тем, что многие субъекты участвуют в сходных конституционно правовых отношених, действуют примерно одинаково. Это позволяет формировать так называемые комплексные, сквозные институты.

 

http://znanium.com/bookread2.php?book=761228







Сейчас читают про: