double arrow

Философия как вид мировоззрения.


Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Философия - важная составная часть духовной культуры общества на том или ином этапе его исторического развития. Философия исследует основания культуры. Фундамент культуры предполагает ценности, знания, но оценку и анализ им дает именно философия. В центре рассмотрения философии лежат смысложизненные ценности.

Мировоззрение -система принципов, взглядов, идеалов и убеждений, определяющих: отношение к действительности, целостное понимание мира, смысложизненные позиции, программу деятельности человека. Мировоззрение имеет сложную структуру, в которой необходимо выделить:

1) познавательную систему - совокупность обобщенных знаний о действительности (обыденных, научных). Данная система представляет собой универсальную картину мира, в которой систематическим образом обобщаются результаты познания, характерные для той или иной эпохи в развитии цивилизации. Эта система характеризуется как «миропонимание» - как система точных знаний о мире.

2) ценностно-нормативная система - включает идеалы, убеждения, верования. Человек должен знать не только то, что представляет собой действительность, знать как построить жизнь в этом мире, как определить свои отношения с ним. Отношение к себе и к миру, человек выстраивать в виде ценностной иерархии, вырабатывает религиозные, моральные, правовые, трудовые нормы, способствующие адекватному сближению поведения человека со шкалой ценностей.

3) эмоционально – волевая система - вырабатывает психологическую установку, схему деятельности. Она определяется такими понятиями как «мироощущение» и «мировосприятие». Мировосприятие отражает непосредственный контакт человека с миром, содержит многообразие проявлений чувств. Мировосприятие отражает ситуация в целостном виде, обеспечивает чувственную ориентацию человека в мире.

4) практическая система мировоззрения - готовность человека к конкретному и определенному типу поведения.

Указанные системы, характеризующие понятие мировоззрения с содержательной точки зрения представляют собой совокупность представлений о действительности, убеждений, идеалов, обуславливающих практическое и теоретическое отношение человека к окружающего его миру, способ восприятия мира, осмысление окружающей действительности, а так же осмысление самого себя как конкретно-исторического субъекта познания и деятельности.

 
 


1.2. Становление философии.

 

Философия является рациональным теоретическим мировоззрением. Она выделяется из некого культурно-исторического целого в качестве самостоятельной части. Под влиянием чего это произошло?




В основании цивилизационного процесса заключена рационально-логическая компонента. Ее содержанием следует считать, ориентированные на практику предметные связи, включающие наглядные феномены, практические действия, особенности поведения. Первоначально как одно, так и другое существовали в качестве целого. Исторически и этнографические сведения показывают наличие синкретического сознания, в котором миф непосредственно связан с объективным знанием, знанием об окружающей реальности. Мифологическая компонента первобытного сознания выражалась в художественной переработке природного мира, с безусловным толкованием образов дает начало одушевлению (анимизм), оживотворению (гилозоизм), уподоблению природных отношений человеческим (антропоморфизм) и общественным (родовой социоморфизм) отношениям.

Однако перечисленные особенности первобытного сознания не покрывают всего многообразия форм взаимодействия с окружающим миром. Уже на ранних этапах первобытной истории усиливается функция эмпирического опыта, которая дает человеку достоверные наглядные и наглядно-образные обобщения. Возникает некая рационализация предметно-практических связей, формируется абстрактное мышление. Таким образом необходимо зафиксировать двусоставность архаического (первобытного) интеллекта, которая представляла собой отношение как образно-символического так и рационального компонентов.

Предпосылкой философии является нерасчленный мифо-поэтический комплекс, представляющий собой совокупность чувств и образов, ассоциаций и понятий. Характерная черта этого комплекса - синкретичность. Это - смешение, слияние разнородных частей и элементов (эмоциональных, рациональных, практически, духовных) в первобытном сознании. Синкретичность олицетворяла принадлежность к мифо-поэтическому комплексу. Так, искусство аэдов (ок. 700 г. до н.э.) представляла собой эпическую систему состоящую из двух подсистем: 1) эмоционально-образная, ассоциативная; 2) понятийно-рассудочная. В первом случае фиксировались практически-духовные – мифология, искусство, религия), во втором - рационально-теоретические способы освоения мира.



Мифология - система преданий, легенд, с помощью воображения объясняющая происхождение и протекание природных и социальных процессов. В мифологии выделяется следующие компоненты мифа:

- когнитивный - познавательный: происхождение мира, описание первопричины вещей, богов и людей;

- нормативно-императивная - принципы жизнедеятельности: установки, нормы, регулятивы;

- практическая - социальное взаимодействие, межиндивидное взаимодействие.

Религия- мировоззрение и мироощущение, соответствующее поведение, опирающиеся на уверенность в существование высших, сверхъестественных сил, сакрального («священного») начала порождающее мир и человека в нем.

Содержание понятия религии включает: 1) мифологическое миропонимание; 2) фетишизм (обожествление явлений природы); 3) ритуалы (стереотипные последовательности действий, содержащие специфические жесты с целью воздействия на сверхъестественные силы).

Идейное основание религии является двойственным. С одной стороны, это объективация человеком продуктов своей духовной деятельности. С другой - стереотипизация, традиционализация устоев, норм, образцов деятельности, придающая им транссубъективный (сверхличностный) характер, связывающая их порождение с тем или иным священным авторитетом. В познавательном плане, религия представляла собой создание мистико-символического образа мироздания с двойственностью миров, лежащих в его основе. Трансформации сакрального в естественные отношения вытеснялись более зрелыми обобщенными понятиями освященного универсума.

Формирование в системе представлений о мире элементов теоретического мировоззрения заключается в кристаллизации рационального миропонимания. В содержательном отношении данный процесс проходил как подготовленный на уровне практических связей переход от мифа к логосу. Решающие условия этого перехода следующие: 1) постепенное вытеснение синкретичности и антропоморфичности мифа («оборотнической логики» мифа). У человека - носителя мифологического сознания все сливается в единое целое, в нем отсутствует граница между реальным и фантастическим, между объективным и субъективным.; 2) замена субъективного-личностного отношения к действительности объектно-предметным. Разрушение синкретического тождества природы и человека привело к формированию объектных представлений. Объект - предмет, часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом. Выделение того или иного объекта осуществляется при помощи форм познавательной и практической деятельности. Действительность представлена в сознании человека не как сакральная, а как некий вещный объект, самодостаточное и внесубъективное образование; 3) формирование естественного истолкования событий. Здесь имеется в виду изменения в процессе познания, который происходит под давлением требования апеллировать к вещественным и органическим процесса. Происходит замена всего сверхприродного на противоположные качества и свойства;

Философия -как особый тип мировоозрения, представляет синтез наиболее общих взглядов на природу, общество и человека. Философское знание возникает в результате формирования причинно-следственной типологизации явлений и процессов действительности.Антропоморфизация мифологического сознания использовало схему восприятия «причина-значение», где главный акцент делался на субъекте. Формировалось некое тождество эмоций и событий. Постепенный отход от мифологического миропонимания, способствовал поиску оснований явлений действительности не в субъекте, а в ней самой. Идея самодостаточности действительности породила вопрос об особенностях ее организованности.

Таким образом, предпосылками становления рационального мировоззрения из мифологического сознания являются:

- упразднение антропоморфической логики мифа, представляющие образно-символическое обобщение действительности. Одно событие символизировало другое событие, утверждающее многозначность и художественность

- становление способов познания, базировавшихся на рационально-логических компонентах миропонимания, порождающих элементы объектного мышления, направленные на получение знания об объективной действительности.

 

Взаимодействие образно-символического и рационально-логического миропонимания, с их постепенным разграничением и дифференциацией составили необходимые предпосылки для оформления философии. Исторически возникновение философии необходимо рассматривать в «осевое время» - рубеж UIII-II вв. до н.э., когда в разных частях мирового пространства - на Ближнем и Дальнем Востоке, в античной Греции - возникает специфическое духовное производство, формы которого существуют и в настоящее время. В «осевое время» приходит к завершению непосредственное отношение человека к действительности, человека к человеку. Формируется рефлективная (мыслительная, познавательная) стадия существования, на которой человек создает ценности и цели, мышление постепенно становится собственным объектом анализа.

 

 
 

 

 


Функции философии

 

 

Задача философского анализа относительно компонентов и комплексов культуры реализуется ею в посредством следующих эвристических функций:

1.Аналитическая функция – выявление предельных положений, составляющих условие возможности и необходимости всех видов теоретического и практического опыта;

2.Рефлективная функция: осмысление и переосмысление допущений и положений в предмет специализированного исследования. Сюда входит так же экспликация общих положений, обуславливающих уникальные и универсальные принципы, формы реализации деятельности.

3.Онтологическая функция: формирование фундаментальных гипотез существования, задание схем деятельности, схем строения действительности.

4. Гносеологическая функция: выработка и оценка характера познавательного процесса. Имеет место следующая проблема: является ли знание систематизацией субъективного опыта или фиксирует закономерности окружающего нас мира?

Методологическая функция: выработка нормативных представлений, способствующих анализу познавательной деятельности.

5. Критическая функция: анализ негативного опыта исследований, решение противоречий и парадоксов, развенчивание привычек, догм, предрассудков, стереотипов. Философия выступает в роли ценностного фильтра, задавая реальности определенные стандарты прочтения, условий понимания. Критика аспектов существующего знания подчинена серьезной задаче – формированию позитивного исследовательского поиска.

6. Интегративная функция: понятийная реконструкция и системное обобщение многообразия социальной практики и культуры. Философия соединяет в единое целое, согласует разнообразные типы отношений человека к действительности. Сюда следует отнести познавательные, ценностные, практические, социальные и личностно-экзистенциальные типы отношения человека к действительности.

7. Социальная функция: сознательное объединение людей в рамках коллективных общностей. Человек самоутверждается в многомерном пространстве, в котором кристаллизуются обобщенные параметры его деятельности.

8. Аксиологическая функция: формирование, конституирование социальных форм межличностного взаимодействия. Формирование систем деятельности, ценностно регламентирующих обмен взаимодействия индивидов. Деятельность человека опосредована социально удостоверенными стандартами, структурирующими Я-концепцию. Именно они предопределяют схемы персональной деятельности, персональной мобильности, содержание межиндивидной коммуникации и интеракции. Общество в этом случае определяется как некий ценностный фильтр, шкала предпочтений. Ценностная шкала позволяет трактовать социально разнообразие как приемлемое и рационально обоснованное.

9. Гуманистическая функция: фундаментальная задача философии сформулировать концепцию человека. Философия как теоретический концепт мира не является неким фиксированным потоком сознания. Философские положение несут в себе социальную реализацию, социальное звучание, гражданскую позицию. Любая человеческая общность, утверждает Хайдеггер, опирается на метафизику, и посредством нее вступает в сущностные отношения с действительностью и тем самым так же и к самим себе.

Необходимо выделить два уровня философии: теоретическую и прикладную. Данное различие имеет своим основанием разные виды теоретизирования, которые закрепляются в виде разных пониманий предмета. Теоретическая философия имеет своим предметом всеобщие характеристики рефлектирующего сознания, категориальный характер мышления. Прикладная же понимает предмет философии в качестве разных видов бытия: природы, общества, культуры, самого человека.

Основанием для фиксирования и воспроизводства данных различий является наличие в структуре сознания двух разнонаправленных векторов: мышления и рассудка. Разум обращен к внутренней стороне мышления, на развертывание содержания идущего изнутри. Деятельность рассудка разворачивается во «вне» сознания, рассудок взаимодействует с бытием. Деятельность разума может быть определена как когнитивное творчество, тогда как деятельность рассудка как некое моделирование окружающего мира. Данные два метода одинаково важны и каждый из них выполняет свою познавательную функцию.

Однако, очевидно, что суть философии как обобщающего, как всеобщего знания относится именно к теоретическому уровню философии.

Одним из важнейших условий теоретической философии является определение решение вопроса о том в каком смысле философия может быть теоретической формой мировоззрения, в отличии от других форм мировоззрения. Важно, что философское означает – развертывание содержания разума, а не обобщение чувственного, эмпирического или практического опыта. В античной философии термин «теория» понимался как видение разумом объективной истины, как результат умозрения, которое в отличие от чувственного познания не характеризуется наличием единичного и особенного как источника частных истин. Теоретизирование как способ философствования означает не только мыслительную, но и рефлексивную деятельность, способность мышления познавать самого себя в качестве процесса и результата мыслительной деятельности. Наконец, теоретический уровень философии включает такой тип мышления, который способен не только к понятийному абстрагированию, но способен создавать с помощью мышления идеальных объектов.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про:
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7