Дети раннего и младшего возраста

Усвоение звуков начинается на первом году жизни. Ребенок вслушиваясь в речь взрослого, начинает подражать. Способность ребенка к подражанию - одна из предпосылок формирования речи. У детей возникают предречевые вокализации (гуканье, лепет, гуление). Это упражнения для речевого аппарата и дыхания.

Сначала усваиваются гласные звуки, а также некоторые согласные б,п,м,н,т,д.

Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки или звуки-заместители

Потом в некоторых словах звук-заместитель вытесняется нужным звуком и в конце концов полностью исчезает.

К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением.

Однако речь их еще несовершенна. Для речи характерна:

а/общая смягченность (сюба-шуба, неть-нет, люка-рука, йодочка-лодочка);

б/замена заднеязычных к,г на т,д (тутолка-куколка,дуси-гуси);

в/замена шипящих свистящими (сапка, коска-кошка, зук-жук);

г/пропуск или замена звуков р,л (лыба-рыба, колова-корова, говова-голова);

Может быть и обратная замена, когда вновь появившиеся звуки вытесняют те, которые раньше ребенок произносил правильно, например, вместо [с], [з] - [ш], [ж] (шумка вместо сумка).

 

д/сокращение слов (тул-стул, весипед-велосипед, тематура -температура);

е/перестановка и пропуск слогов и звуков (шапля-шляпа,корвик-коврик,мочедан-чемодан,гофли-гольфы,ралек-ларек,бадичко-яблочко);

ж/уподобление одного звука другому /ассимиляция/ (бабака-собака);

з/добавление звуков (реблята-ребята,иржавая-ржавая);

и/слияние двух слов в одно (Мафеда- Мария Федоровна).

Овладение правильным произношением в младшем дошк.возрасте затрудняется недостаточным развитием речевого аппарата и фонематического слуха (фонематический слух - способность отличать одни звуки от других). Еще не все дети обладают способностью управлять своим голосовым аппаратом, то есть в зависимости от содержания высказывания менять громкость, высоту голоса, темп речи. Однако у детей четвертого года жизни становится более продолжительным выдох, они способны протяжно произносить гласные [а], [у], [и] в течение 35 сек. В этом возрасте совершенствуется речевой слух. Большинство детей уже подмечают ошибки звукового оформления в речи своих сверстников. Однако у них пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения.

Дети среднего возраста (4 – 5 лет)

Должны овладеть произношением всех звуков родного языка. Однако процесс освоения звуками сложен. Для него характерна:

а/ неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом - неправильно;

б/возможна «обратная замена» звуков или «переупотребление звука».

Овладев произношением звука Ш (раньше произносился звук С), ребенок говорит ШАБАКА,ВОЛОШИ;

в/ характерно несовершенство произношения свистящих З, С,шипящих Ш,Ж,Щ и сонорных Л,Р.

В этом возрасте дети осознают свои произносительные умения, но причины неправильного произношения такие же как у детей мл. возраста: недостаточное развитие речевого аппарата, речевого слуха, дыхательной системы.

Дети старшего возраста (5 – 7 лет)

Должны говорить чисто. Но у некоторых детей окончательно не сформированы шипящие звуки и Р. У детей развивается способность к самоконтролю, осознание несовершенства своей речи. Ребенок смущается и заменяет слова сходными по значению (лошадка-конь, мишка-медведь, машина-грузовик, рыба-селедка).

Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет необходимо рассматривать как затянувшееся косноязычие. Если нет изменений анатомических структур в результате травмы или болезней речевых органов и в отделах центральной нервной системы недостатки

звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей. У детей закрепляется и не исправляется неправильная речь, которую они слышат на улице и дома. Неблагоприятная обстановка в семье (шум, крики) также мешает четко воспринимать речь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: