double arrow

Примеры занятий по ЗКР

Младшая группа. Звук А.

1. Для подготовки речевого аппарата проводим упражнение «Кормление птенцов» (дети открывают рот, опуская нижнюю челюсть).

2. Для постановки звука проводим упражнения:

а/ Игра «Успокой куклу». Воспитатель предлагает убаюкать кукол (а-а-а…). сначала громко, потом тихо.

б/ Игра «Кто пришел в гости». Воспитатель говорит, что дети будут встречать гостей. Кто-то стучится в дверь. Дети: Кто там? Ребенок в шапочке собаки за дверью отвечает: ав-ав-ав. Воспитатель: Кто пришел к нам в гости? Дети: Собака. Воспитатель предлагает позвать собаку: ав-ав-ав.

Игра повторяется –гусь (га-га-га), лягушка (ква-ква-ква), курочка (ко-ко-ко), козы (мэ-мэ-мэ).

3. Для закрепления и автоматизации звука проводим игру «Чудесный мешочек». В названии игрушек должен быть звук А. Желательно, чтобы необходимый звук был под ударением. Для закрепления можно использовать стихи, потешки со звуком А.

 

Средняя группа. Звук Ж.

1. Для подготовки речевого аппарата проводим упражнение «Вкусное варенье» (облизывают губы языком).

2. Для постановки звука проводим упражнение «Пчелки собирают мед» (ж-ж-ж).

3. Для закрепления и автоматизации звука проводим игру «Магазин». На столе предметы. Воспитатель-продавец. Дети – покупатели. Могут купить только предметы в названии которых есть звук Ж (ножик, ножницы, жираф, лыжи, флажок и т.д.)

Для закрепления можно использовать стихи, потешки со звуком Ж.

 

Старшая группа. Звук Л.

1. Артикуляция звука Л уже отработана на звуках Д, Н, Т (занятия проводили раньше). Поэтому подготовку речевого аппарата можно пропустить.




2. Для постановки звука проводим упражнения «Самолет гудит» (л-л-л), «Индюк сердится» (бл-бл-бл), «Поиграем на балалайке» (ла-ла-ла).

3. Для закрепления и автоматизации звука проводим игру «Что нужно кукле?». Дети отбирают для куклы Нины картинки с предметами для умывания, в названии которых слышится звук Л (мыло, полотенце). Затем картинки с предметами, нужными кукле для еды (тарелка, ложка, вилка).

Для закрепления можно использовать стихи, потешки со звуком Л.

 

4 этап – дифференциация (различение) смешиваемых звуков. Эта часть занятия проводится только в старшей и подготовительной группе. Работа начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании, но все же употребляются не всегда верно, один звук подменяется другим. Например, звук Ш у Кати только недавно поставлен, навык еще неустойчив и ребенок иногда говорит: шушка- сушка, шобака- собака, Шаша- Саша.



Смешиваются обычно звуки, близкие по артикуляции:

свистящие и шипящие (С-Ш, З-Ж, Ц-Ч, СЬ-Щ); глухие и звонкие (П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф);

сонорные (Р-Л); твердые и мягкие (Т-ТЬ, Д-ДЬ, М-МЬ, Р-РЬ).

Чтобы дети научились различать смешиваемые звуки, проводятся следующие виды работ:

1. Дифференциация (различение) изолированных звуков. Объясняются и уточняются артикуляционные различия звуков. Например, объяснение и показ правильного положения языка, губ, зубов и выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука Ш (Высунуть язык, завернуть кончик языка вверх, увести назад в рот. Губы вытянуты трубочкой. Зубы слегка раскрыты. Звук произносится без голоса. Также произносится звук Ж, но с голосом).

На этом этапе используются картинки-символы. На картинке – насос. Картинка обозначает звук С. На картинке – шина. Звук Ш. Воспитатель произносит звуки, а дети показывают нужную картинку и наоборот, воспитатель показывает картинку. Дети – звук.

2. Дифференциация (различение) звука в словах.

а/ сначала воспитатель подбирает картинки, предметы, игрушки, в названии которых есть один из смешиваемых звуков (ШиШка, коШка, Шар, ШалаШ; Собака, наСоС, волоСы).

б/ используются слова-картинки, отличающиеся только одним дифференцируемым звуком (миСка – миШка; коЖа - коЗа). Детям дается задание назвать картинку, выделить звук, которым слова различаются, и поставить картинку под соответствующую картинку- символ. Например, под насос (Звук С) или под шину (Звук Ш).

в/ детям предлагаются слова, в которых есть оба смешиваемых звука. Ребенок должен сказать, какой звук слышит сначала, а какой потом (СаЗан, РуЛет, оРеЛ, ЛаРиса).

3. Дифференциация звуков во фразовой речи.

а/ дети придумывают предложения с заданным словом.

б/ дети придумывают предложения по предметным картинкам (Зонт- Собака).

в/ используются потешки, пословицы, стихи, в которых есть оба смешиваемых звука:

Вот сегодня день хороШий,

ЗапуШило путь пороШей.

ЛыЖи катятся, хрустят,

И снеЖинки Шелестят;

Эй, быстрее, ноги-лыЖи

К той опуШке блиЖе, блиЖе!

г/ игры, разговоры с воспитателем:

- Как позовешь кошку? - Кис-кис-кис!

- Как прогонишь воробья с огорода? -Кыш-кыш-кыш!

 






Сейчас читают про: